Цели:
- способствовать закреплению полученных знаний, воспитанию любознательности;
- расширять кругозор учащихся, развивать память, мышление, внимание, стремление узнать новое;
- развивать познавательный интерес к природе, воспитывать любовь к окружающему миру, к нашей планете и потребность в сохранении природы.
Оборудование: плакат с рисунком пустого глобуса, фигурки животных, плакат с платьем, карточки с названиями стран и городов, животными, конверты с буквами, бутыли с разноцветной водой, заготовленные на уроке труда цветы.
ТСО: проектор, экран, компьютер, магнитофон, диск с компьютерной презентацией. Презентация
1. Приветствие. Сообщение темы.
Тема нашего классного часа – “Мы крутим глобус”. (Читаем на доске)
- Ребята, а что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли)
Cлайд 1
Входит ученик с поломанным глобусом.
Беда!
Глобус попал под автобус!
Слипся в лепешку новехонький глобус!
Многое наша Земля повидала,
Но не видала такого скандала!
Неузнаваема стала планета.
Все перепуталось:
Части света, материки, острова, океаны,
Все параллели и меридианы.
Белое море слегка обмелело,
Черное море совсем побелело,
И неизвестно даже ученым,
Белым назвать его или черным!
Возле экватора плавают льдины,
Бродят пингвины в степях Украины,
И по шоссейным дорогам Европы,
Бегают тигры, слоны, антилопы.
Где-то в Антарктике
Громко ревет
Синий от холода бегемот:
“Эй! Не пора ли вернуться к порядку!
Глобус спасите скорее, ребята!”
- Ну что, ребята, поможем глобусу восстановить свои названия и вернуть жителей?
2. Цвета на глобусе.
- Мы видим, что глобус разноцветный. Каждый цвет имеет свое значение.
- Кто скажет, что обозначают эти цвета.
- Земля – единственная планета, на которой есть суша и вода. Вода покрывает почти три четверти поверхности Земли. Большая часть суши, выступающая на поверхности воды, называется – материк.
- Как называются материки нашей планеты? (Евразия, Африка, Антарктида, Бразилия, Северная Америка, Южная Америка)
Слайд 2
Слайд 3
- Путешественник Попугай побывал на всех океанах и морях. Он прислал для вас посылку. Посмотрим, что здесь… Это вода из разных морей.
- Ребята, а что – то здесь не так. Что? (Учитель показывает бутыли с разноцветной водой)
На самом-то деле цветные названия даны морям совсем по другим причинам и, между прочим, еще в глубокой – глубокой древности.
Красное море названо так потому, что на его поверхность порой всплывают буровато-красные водоросли. А вода там вообще-то обычная.
Черное море. Летом то оно теплое, ласковое, а зимой – холодное, бурное, грозное. А все мрачное у нас называют черным. Так получило это название Черное море.
Белое море – северное море. Уже догадались почему его так назвали? Зимой здесь сплошной лед и снег. Отсюда и название.
Теперь про Желтое море. Есть в Китае великая река Хуанхэ – Желтая река. Хуанхэ несет столько ила, что часть моря, куда впадает река, становится мутновато-желтой.
Вот в этой последней баночке вода такого цвета, как во всех морях – океанах. А все другие баночки у путешественника - Попугая разноцветные потому, что воду в них он подкрасил. Чтобы не перепутать откуда какая.
- Какого цвета Черное море? Красное? Желтое?
3. Задание “Собери слово”.
- У вас на партах конверты, в них буквы. Соберите из них слово.
- Что получилось? РОССИЯ
- Страна, в которой мы живем – Россия.
- На каком материке находится Россия?
- Назовите столицу России. (Учитель прикрепляет на глобус названия)
Привезли в подарок Кате
Заграничный сувенир –
Удивительное платье!
Отражен в нем целый мир!
Вкривь и вкось десятки слов –
Все названья городов:
Лондон, Токио, Москва –
Это только рукава.
На спине Мадрид, Стамбул,
Монреаль, Париж, Кабул.
Найдите свои страны для этих городов: Лондон (Великобритания), Мадрид (Испания, Париж (Франция), Кабул (Афганистан), Токио (Япония). (Прикрепляем названия стран на глобус)
4. Расы людей.
Слайд 4
- А кто живет на планете Земля? (Люди)
- Землю населяют миллионы людей. Они живут в разных странах и разговаривают на разных языках. Посмотрите, чем они различаются? (Цвет кожи, волос, глазами)
- Люди во всем мире очень сильно отличаются друг от друга. У них разный внешний вид, разная религия, язык, пища, традиции, музыка. Но все они принадлежат к одной - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАСЕ.
Под словом раса понимают группу людей, имеющие одинаковые яркие отличия от остальных. Сложились три основные расы: монголоидная, европеоидная, негроидная.
Слайд 5
Отличительными чертами представителей монголоидной расы нужно считать прямые темные волосы, желтый оттенок кожи и миндалевидные узкие глаза.
Эти люди живут в Азии.
Волосы представителей европеоидной расы могут быть любыми светлыми, темными или рыжими, у них светлая кожа и округлые глаза.
Люди европеоидной расы живут в Европе.
У представителей негроидной расы темные курчавые волосы и темная кожа.
Чистые негроиды живут в Африке, где климат очень жаркий. (Прикрепляем на плакат с глобусом человечков)
Но какого бы цвета ни была кожа, у всех людей есть один общий дом – Земля, в котором мы дружно живем. (Песня о дружбе)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
5. Животные планеты.
– Люди не единственные жители Земли. Кто еще населяет нашу планету? (Животные)
- Мир животных очень богат и разнообразен. Сейчас мы отправимся в кругосветное путешествие, чтобы в этом убедиться.
- Назовите название и автора этого произведения:
“ У меня зазвонил телефон…” (К.И.Чуковский “Телефон”)
- Назовите, какие животные являются героями этого произведения?
- Где живут? (Африка: бегемот, мартышки, слон, крокодил, носорог, зебра, жираф)
Разнообразна природа Африки. Сплошная стена тропического леса с буйной зеленью, огромные пространства пустынь, где нет ни кустика зелени.
Слайд 6
“Лети, лети, лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг…”.
“Цветик – семицветик”. В.Катаев
- Куда отправилась девочка? (На север)
- Каких животных можно встретить на Севере? (Белый медведь, морж, тюлень, северный олень)
Слайд 7
- Теперь отправимся в Австралию. Это самый маленький материк земного шара. Растительность скудная, но очень своеобразная. Многие растения встречаются только в Австралии: бутылочное дерево, эвкалипт, казуарин. Животный мир – это царство сумчатых : сумчатый медведь коала, сумчатые белки, крысы и конечно кенгуру. Только в Австралии водятся ехидна и утконос. Эти животные выводят детенышей из яиц, как птицы, а кормят их молоком, как млекопитающие.
Слайд 8
Антарктида.
- Перед вами самый холодный материк Земли, на большей части которого нет ни растений, ни животных. Безжизненные берега Антарктиды оживляют пингвины. Самые крупные из них – императорские – достигают в высоту 120 см. Можно встретить снежного буревестника, голубоглазого баклана, поморника. (Постепенно плакат с пустым глобусом заполняется животными)
Слайд 9
Слайд 10
Великий сказочник Г.-Х. Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”.
- Как понимаете эти слова?
Интересна и неповторима живая природа. Трудно представить нашу планету без растений. И самое большое чудо на ней – это цветы. Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету.
Угадайте, какой это цветок?
На лугу и в поле мы его встречаем.
Лепесточки белые мы на нем считаем,
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него. (Ромашка)
Слайд 11
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож. (Василек)
Слайд 12
Гуляет Анютка в зеленой юбке,
Вдоль дорожки пойдет –
Глазом поведет,
Пойдет назад – сияют глаза. (Анютины глазки)
Cлайд 13
Четыре ярко – красных блестящих лепестка
И зернышки в коробке у этого цветка,
За зернышками этими ты бегал в огород.
На грядке в огороде такой цветок растет. (Мак)
Cлайд 14
Этот колокольчик
Звонким быть не хочет,
Или к шуму не привык,
Или проглотил язык. (Колокольчик)
Cлайд 15
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка! (Одуванчик)
Cлайд 16
Многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений.
- Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, тюльпан)
Слайд 17, 18, 19, 20, 21,22.
6. Итог.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Берегите землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите!
Слайд 23
- Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям. Сделаем нашу планету красивой! (Дети прикрепляют цветы на глобус)