Особенности организации проектной деятельности в начальной школе. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учебное проектирование в начальной школе – необходимый элемент современной системы образования.

Начальное обучение закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Но прежде, чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках этой деятельности, сформировать у них необходимые умения и навыки. Развивая эти умения и выполняя целостные проекты, можно формировать проектную деятельность в целом.

Проектирование, в котором участвуют учащиеся начальной школы, рассматривается как способ организации деятельности детей с целью решения образовательных задач.

Практически в любой инновации в контекст её содержания и форм реализации включается проектная деятельность учащихся.

Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, начиная со 2 класса, активно способствует развитию интеллекта, технологическому образованию учащихся, подготовки школьников к реальным условиям жизни, рациональному и творческому использованию своих возможностей.

Во втором классе учащиеся впервые знакомятся с этой работой, и от того, как будет организована она, во многом зависит и отношение учеников к проектам в дальнейшем. Хочется, чтобы в будущем учащиеся использовали проекты и данный метод работы как средство для реализации своих идей и замыслов, понимая значимость каждого этапа работы и необходимость составления документации.

Проект - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Во время выполнения этой работы у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, внимание, аналитические способности, способности к планированию и самоконтролю, рефлексии.

Во 2-м классе курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников умений минимального уровня сложности.

В начальной школе система заданий выстроена с постепенным усложнением и расширением состава формируемых проектных умений. Занятия организуются с постепенным усилением самодеятельности обучающихся в применении этих умений, осваиваемых в процессе выполнения заданий.

Во 2-м классе планирование работы осваивается с нарастанием сложности, как самого плана, так и способов его фиксации.

Формирование проектных умений проводятся сначала в условиях групповой организации занятий. Кроме групповых занятий в курсе предусмотрены занятия с фронтально-презентативной формой работы, анализ и обсуждение представленных планов и результатов работы, объяснительно-иллюстративные и контрольно-оценочные формы. Отрабатывается умение составлять план и его осуществлять. Попутно решаются педагогические задачи формирования рефлексивных умений.

Данный курс, в своей основе содержит такие умственные действия, которые приводят к мысленному отбору и выстраиванию действий и операций в последовательность, позволяющую решить проектируемую проблему. В то же время, планирование – основа при формировании других умений.

Таким образом, задачи начального обучения проектированию включают формирование следующих умений:

  • планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом;
  • планировать работу другого (других) для достижения определённого результата;
  • анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания (рефлексивные умения);
  • анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
  • ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
  • предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.

Урок проектной деятельности в начальной школе - это не только процесс, в ходе которого дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект. Это урок, направленный на осознанное восприятие школьниками учебной информации, конечным результатом которого является возможность творческого использования каждым ребенком багажа полученных знаний, умений и навыков. Первый детский творческий проект должен быть ярким и запоминающимся, чтобы и в дальнейшем учащимся хотелось создавать проекты, преобразовывать окружающий мир, делая его краше и добрее.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Такая творческая деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся начальной школы видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, учащиеся должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.