Цель урока: Определение понятия “раса”.
Задачи урока:
- Знакомство с основными группами людей на Земле.
- Повторение сведений о происхождении жизни на Земле.
- Воспитание уважительного отношения к людям, независимо от расовой принадлежности, национальности, вероисповедания.
Наглядность и оборудование: фотоиллюстрации.
Ход урока
1. Актуализация знаний и практических умений и навыков.
– Посмотрите друг на друга, скажите, чем мы похожи?
Строением тела: у всех одна голова, две руки, две ноги, два глаза, два уха…
– А чем мы отличаемся друг от друга?
Цветом глаз, цветом волос, ростом, весом…
– Мы все разные! Давайте представим себе, что мы все похожи как две капли воды. Хотели бы вы этого? Почему?
Возникла бы путаница, мы не могли бы найти того человека, который нам нужен. Некоторые пользовались бы этим и совершали преступления, и их невозможно было бы найти…
2. Изучение нового материала.
– Да, было бы очень трудно, если бы мы все были друг на друга похожи. Поэтому мы не хотим этого, хотим отличаться друг от друга. А природа сама позаботилась об этом!
– Можно ли всех людей в нашем классе разделить на группы по каким-нибудь внешним признакам?
Можно. Некоторые из нас имеют одинаковый цвет волос, одинаковый цвет глаз, одни темненькие, другие – светленькие. Некоторые одного роста.
– Все люди на Земле тоже все-таки чем-то похожи и все население Земли можно разделить на группы по внешнему сходству.
– Посмотрите на фотоиллюстрации разных людей. Можете вы их как-то объединить?
Дети находят сходство по разрезу глаз, цвету кожи, форме скул…
– Вы правильно разделили людей на группы. Эти группы называются расами.
Раса – группа, общность людей, которые живут в определенной местности, условиях, которые влияют на внешний облик людей.
– Попробуем догадаться, где живут представители разных рас и как они называются.
Вспомните природные условия разных климатических поясов.
– Как должен выглядеть человек, живущий в экваториальном и тропическом поясе?
У него должен быть очень загорелый вид.
– Правильно, и не просто загорелый, даже черный цвет кожи! Сама природа позаботилась о том, чтобы люди, живущие под палящим солнцем, не “сгорали” на солнце, их волосы очень жесткие, они оберегают голову от солнечного удара.
– Если бы вы оказались там, что бы с вами произошло? (солнечные ожоги)
– А теперь скажите, какой материк расположен в экваториальном поясе?
– И раса эта называется Африканская!
– Найдите представителей африканской расы на фотоиллюстрациях.
Показываю фото Джеки Чана, Брюса Ли.
– Кто догадался, как называется эта раса?
– Правильно, они живут в Китае, Японии. У них цвет кожи не черный, не белый, а желтый, как принято условно называть, узковатые глаза. Китай, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан располагаются в субтропическом поясе, на континенте Азия и называются представители этой расы Азиаты.
Аналогично рассматриваем представителей Европейской расы, делаем выводы.
3. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
– Знаете ли вы артистов, политиков – представителей разных рас?
Африканская: Пьер Нарцисс, боксер Мохаммед Али…
Азиатская: Джеки Чан, Брюс Ли.
Европейская: Арнольд Шварценеггер, Ума Турман, Филипп Киркоров…
– Если вы встретите на улице негра, что будете делать?
Одни – смеются, другие – убегают, третьи пристают.
– Конечно, нам непривычно увидеть в небольшом городе человека с черным цветом кожи.
– Но давайте вспомним, откуда появился человек? (Дети рассказывают материал 1 четверти по курсу “Мой мир и я” Дмитриевой-Товпинец)
Много миллионов лет назад на Земле не было ни одной живой души. Жизнь началась в океане. В воде появилась такая же водяная клеточка, которая превратилась в микроорганизм, затем стали появляться другие живые организмы, которые в процессе эволюции разделились на водных и земноводных животных. Мы знаем, что от земноводных постепенно отделились наземные животные, некоторые из которых научились ходить прямо, хватать предметы, охотиться…
– Когда мы были еще той самой маленькой клеточкой, мы все были совершенно одинаковые, как “две капли воды”! Мы не были русскими, башкирами, татарами, неграми.
– Можем ли мы ссориться только потому, что не нравится или непривычен цвет кожи, не понимаем чужую речь или традиции?
Мы все появились на Земле одинаково! Мы живем на одной планете Земля!
Значит, мы все ЗЕМЛЯНЕ! Все люди на Земле – братья!
– Давайте нарисуем представителю другой расы письмо, ведь мы не знаем языка друг друга, о нашем намерении дружить со всеми!
4. Творческая работа в группах.
5. Итог урока.
– По вашим рисункам можно догадаться, что нового и важного вы сегодня поняли.
Расскажите, пожалуйста!