Цель. Обобщение знаний о линиях.
Задачи.
- Совершенствование пространственных представлений.
- Развитие логического мышления, мелкой моторики.
- Воспитание нравственных качеств.
- Расширение кругозора.
Ход урока
1. Организация класса.
- Игра на внимание «Светофор». (Учитель показывает детям круги красного, желтого и зеленого цветов. Красный цвет – сесть, желтый цвет – встать, зеленый цвет – бежать).
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
- И вновь к нам наведалась в гости очень важная особа - Точка! А чем она так важна? (Обозначение границы предложения, линии.)
- Что вы видите на доске? (Прямую линию.)
_______________________________________________________________
- Прямая линия у нас
Нарисовалась тот же час.
Вот какая линия –
Белая, не синяя!
- А вот и Точка! Она захотела встать вот здесь!
,_____________________________
- Что это? (Луч) Что такое луч? (Прямая линия, у которой есть начало и нет конца).
- А вот еще одна Точка!
_______,___________________________,________
- А это что? (Отрезок) Что такое отрезок? (Прямая линия, которая имеет начало и конец, т.е. ограниченная с двух сторон.)
- Начертите в своей тетради слева отрезок, справа – луч!
- Молодцы! Точка приглашает вас прогуляться по городу!
Плакат со схематическим изображением города. Один дом с наклонной стеной.
- С помощью каких линий изображен город?
Дети называют линии и показывают их на чертеже.
- Какие из них вертикальные? Горизонтальные? Молодцы! Вы увидели один дом, построенный неправильно! Почему вы считаете, что дом построен неправильно?
- Поищите в классе прямые и кривые линии!
3. Физминутка.
На улице Белова дом построен новый.
Сколько окон в нем зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько в доме этажей,
Столько потянись живей!
4. Изучение нового материала.
- Какие предметы изображены с помощью отрезков?
- Постройте на парте дом из отрезков - счетных палочек!
- Какие у всех дома ровные! Вы очень постарались! Наверное, вы будете хорошими строителями! Вернемся к неправильно построенному дому! Чем грозит такое построение дома? (Гибель людей, убыток государству…)
- Попробуйте исправить эту наклонную линию цветным мелом! (Ровно не получается.)
- Строители с древних времен придумали один простой способ проверки правильной установки стены, который используют в силу своей надежности и современные строители! Чтобы стена не наклонялась, строилась строго вертикально, используется простая веревочка с грузом – отвес!
- Отвесы лежат у вас на столах. Пробуем подержать веревочку. Как она висит? Ровно вниз? Она висит точно прямо вниз!
Вот веревочка моя!
Привязал к ней камень я!
И веревка моментально
Натянулась вертикально!
- Исправим наклонную стену дома! (Укладываем веревочку на горизонтальную «стену» на рисунке и прочерчиваем прямую вертикальную линию по отвесу).
- Теперь не опасно жить в этом доме?
5. Практическая работа.
- Давайте в нашем классе проверим стены, столы…Не допустили ли строители и мебельщики ошибок?
- В нашем доме можно жить спокойно? Надежно здесь? Тогда станцуем!
6. Физминутка.
7. Воспроизведение знаний, полученных на уроке.
- Точке понравилось в нашем городе, и она решила остаться жить с нами в одном из домов!
А какой она выбрала дом, догадайтесь сами! Игра «Найди девятого!»
- Кто догадался и нарисовал недостающий дом правильно, к тому Точка и заселится! (Приз.)
9. Итог урока.
- Чему вы сегодня научились?
- Как вы думаете, вам это в жизни пригодится? Когда и для чего?
- Выразите свое отношение к уроку в виде рисунка грустного, задумчивого или веселого смайлика!