Реализация циклических алгоритмов на языке Pascal

Разделы: Информатика


Методическая цель занятия: показать способы активизации мыслительной деятельности студентов.

Цели :

  1. Образовательная: ознакомить студентов с работой операторов цикла While…do, Repeat…until, For…to….do; приобрести практические навыки при решении задач с циклом на ЭВМ в среде Turbo Pascal 7.0.
  2. Развивающая: формирование учебно-интеллектуальных умений (выявление причинно-следственных связей, обобщение материала ).
  3. Воспитывающая: воспитание конструктивного, технического и логического мышления, формирование умений критически оценить ход и результат своего труда и труда товарища.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Подготовка студентов к усвоению новых знаний (3 мин.).
  3. Теоретический материал (10 мин.).
  4. Закрепление знаний на ЭВМ (20–30 мин.).
  5. Обобщение полученных знаний (5 мин.).
  6. Домашнее задание и его пояснение (5–10 мин.).
  7. Проверочный тест на первичное усвоение знаний (5–10 мин.).
  8. Самостоятельная работа студентов по решению задач (10–20 мин.).
  9. Подведение итогов занятия (5 мин.).

1. Организационный момент.
Подготовиться к занятию. Включить компьютеры. Выяснить отсутствующих, опоздавших

2. Подготовка студентов к усвоению новых знаний.
Студенты помогают сформулировать тему и цель занятия, обсуждается план урока. Предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что такое цикл?
  • Какие бывают виды циклов?

3. Теоретический материал.
На доске цель “Изучить работу операторов цикла” и блок-схемы циклов:

Служебные слова и синтаксис операторов

Цикл “Пока…” или с предусловием

WHILE условие DO оператор;
(или группа операторов в операторных скобках begin end;).

Цикл “Повторять…до…” или с постусловием

REPEAT операторы UNTIL условие;

Цикл с параметром имеет две формы записи

FOR i: = начальное значение TO конечное значение DO оператор;

FOR i: = конечное значение DOWNTO начальное значение DO оператор;

4. Закрепление знаний на ЭВМ.

Студенты работают с раздаточным материалом и изучают работу операторов цикла на конкретных математических задачах.

Задача 1: вычислить n! – n-факториал(n! = 1*2*3*…* n ).

Задача 2: Вычислить сумму квадратов чисел от 1 до 8.

Задача 3: Вычислить сумму чисел от 1 до 10

В завершение работы надо ответить на вопросы, записанные на доске:

  • Когда осуществляется выход их цикла?
  • В каком из циклов заранее известно число повторений цикла?

5. Обобщение полученных знаний.
Студенты пытаются составить полный рассказ о каждом из циклов, используя рассказ преподавателя, выводы из работы программ и блок-схемы.

6. Домашнее задание (дифференцировано: задачи № 1 и № 2 по шаблону обязательны; № 3 по желанию –повышенной трудности.).

Составить блок –схемы алгоритмов решения задач и программы на языке Pascal:

  1. Вычислить n! , используя цикл Repeat…until.
  2. Используя цикл While…do вывести на экран квадраты натуральных чисел, пока квадрат очередного числа не превысит 64.
  3. *Используя цикл For…to….do вычислить количество и сумму четных чисел на промежутке от N до K.

7. Проверочный тест на первичное усвоение знаний.

1-й вариант

1. Выход из цикла While происходит при истинности логического выражения(условия):

1. Да
2. Нет

2. В цикле For заранее известно число повторений цикла:

1. Да
2. Нет

3. Сколько раз будет выполнен цикл

For i:=10 to 10 do 
1.1раз
2.10 раз
3. ни сколько

4. После служебного слова While пишется:

1.<условие>
2.оператор

5. Цикл Repeat называется с постусловием, т.к. сначала идет тело цикла, затем условие:

1.Нет
2.Да

2-й вариант

1. Выход из цикла Repeat происходит при истинности логического выражения(условия):

1.Да
2.Нет

2. В цикле While заранее известно число повторений цикла:

1.Да
2.Нет

3. Сколько раз будет выполнен цикл

For i:=10 downto 10 do
1.10 раз
2.1 раз
3. ни сколько

4. После служебного слова Repeat пишется:

1. оператор
2. <условие>

5. Цикл While называется с предусловием, т.к. сначала идет условие, затем тело цикла:

1. Да
2. Нет.

Каждый студент проверяет тест соседа и выставляет ему оценку.

8. Самостоятельная работа на два варианта по решению задач.
Пример задач 1 варианта

  • Используя цикл For… downto вычислить сумму чисел от 36 до 12.
  • Используя цикл For вычислить сумму 7-ми произвольных чисел, введенных с клавиатуры.
  • Дано натуральное число n и действительное число х. Вычислить при n = 7 выражение :
  • 1 + sinx + sinx2 +…. + sinxn .
  • Найти все целые двузначные числа кратные 7.

9. Итоги урока.
Выставить оценки за урок.
Обобщить теоретические знания.

Литература:

  1. Молчанова С. И. Основы программирования. Turbo-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. – М. :”Аквариум”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999. – 224 c.: ил.
  2. Немнюгин С.А. Turbo Pascal . С-Пб. Издательство“Питер”, 2000. – 496 c.
  3. Епанешников А. М. Епанешников В.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М .: “ДИАЛОГ – МИФИ”, 1998. – 288 с.