Методическая цель занятия: показать способы активизации мыслительной деятельности студентов.
Цели :
- Образовательная: ознакомить студентов с работой операторов цикла While…do, Repeat…until, For…to….do; приобрести практические навыки при решении задач с циклом на ЭВМ в среде Turbo Pascal 7.0.
- Развивающая: формирование учебно-интеллектуальных умений (выявление причинно-следственных связей, обобщение материала ).
- Воспитывающая: воспитание конструктивного, технического и логического мышления, формирование умений критически оценить ход и результат своего труда и труда товарища.
План занятия:
- Организационный момент (2 мин.).
- Подготовка студентов к усвоению новых знаний (3 мин.).
- Теоретический материал (10 мин.).
- Закрепление знаний на ЭВМ (20–30 мин.).
- Обобщение полученных знаний (5 мин.).
- Домашнее задание и его пояснение (5–10 мин.).
- Проверочный тест на первичное усвоение знаний (5–10 мин.).
- Самостоятельная работа студентов по решению задач (10–20 мин.).
- Подведение итогов занятия (5 мин.).
1. Организационный момент.
Подготовиться к занятию. Включить компьютеры. Выяснить отсутствующих,
опоздавших
2. Подготовка студентов к усвоению новых знаний.
Студенты помогают сформулировать тему и цель занятия, обсуждается план
урока. Предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что такое цикл?
- Какие бывают виды циклов?
3. Теоретический материал.
На доске цель “Изучить работу операторов цикла” и блок-схемы циклов:
Служебные слова и синтаксис операторов
Цикл “Пока…” или с предусловием
WHILE условие DO оператор;
(или группа операторов в операторных скобках begin end;).
Цикл “Повторять…до…” или с постусловием
REPEAT операторы UNTIL условие;
Цикл с параметром имеет две формы записи
FOR i: = начальное значение TO конечное значение DO оператор;
FOR i: = конечное значение DOWNTO начальное значение DO оператор;
4. Закрепление знаний на ЭВМ.
Студенты работают с раздаточным материалом и изучают работу операторов цикла на конкретных математических задачах.
Задача 1: вычислить n! – n-факториал(n! = 1*2*3*…* n ).
Задача 2: Вычислить сумму квадратов чисел от 1 до 8.
Задача 3: Вычислить сумму чисел от 1 до 10
В завершение работы надо ответить на вопросы, записанные на доске:
- Когда осуществляется выход их цикла?
- В каком из циклов заранее известно число повторений цикла?
5. Обобщение полученных знаний.
Студенты пытаются составить полный рассказ о каждом из циклов, используя
рассказ преподавателя, выводы из работы программ и блок-схемы.
6. Домашнее задание (дифференцировано: задачи № 1 и № 2 по шаблону обязательны; № 3 по желанию –повышенной трудности.).
Составить блок –схемы алгоритмов решения задач и программы на языке Pascal:
- Вычислить n! , используя цикл Repeat…until.
- Используя цикл While…do вывести на экран квадраты натуральных чисел, пока квадрат очередного числа не превысит 64.
- *Используя цикл For…to….do вычислить количество и сумму четных чисел на промежутке от N до K.
7. Проверочный тест на первичное усвоение знаний.
1-й вариант
1. Выход из цикла While происходит при истинности логического выражения(условия):
1. Да
2. Нет
2. В цикле For заранее известно число повторений цикла:
1. Да
2. Нет
3. Сколько раз будет выполнен цикл
For i:=10 to 10 do
1.1раз
2.10 раз
3. ни сколько
4. После служебного слова While пишется:
1.<условие>
2.оператор
5. Цикл Repeat называется с постусловием, т.к. сначала идет тело цикла, затем условие:
1.Нет
2.Да
2-й вариант
1. Выход из цикла Repeat происходит при истинности логического выражения(условия):
1.Да
2.Нет
2. В цикле While заранее известно число повторений цикла:
1.Да
2.Нет
3. Сколько раз будет выполнен цикл
For i:=10 downto 10 do
1.10 раз
2.1 раз
3. ни сколько
4. После служебного слова Repeat пишется:
1. оператор
2. <условие>
5. Цикл While называется с предусловием, т.к. сначала идет условие, затем тело цикла:
1. Да
2. Нет.
Каждый студент проверяет тест соседа и выставляет ему оценку.
8. Самостоятельная работа на два варианта по решению задач.
Пример задач 1 варианта
- Используя цикл For… downto вычислить сумму чисел от 36 до 12.
- Используя цикл For вычислить сумму 7-ми произвольных чисел, введенных с клавиатуры.
- Дано натуральное число n и действительное число х. Вычислить при n = 7 выражение :
- 1 + sinx + sinx2 +…. + sinxn .
- Найти все целые двузначные числа кратные 7.
9. Итоги урока.
Выставить оценки за урок.
Обобщить теоретические знания.
Литература:
- Молчанова С. И. Основы программирования. Turbo-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. – М. :”Аквариум”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999. – 224 c.: ил.
- Немнюгин С.А. Turbo Pascal . С-Пб. Издательство“Питер”, 2000. – 496 c.
- Епанешников А. М. Епанешников В.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М .: “ДИАЛОГ – МИФИ”, 1998. – 288 с.