Линейный и разветвляющийся алгоритмы

Разделы: Информатика


Основные задачи урока:

  • Образовательные: Продолжить формировать у учащихся представление об алгоритме. Познакомить учащихся с типами и способами записи алгоритмов. Научить составлять и выполнять алгоритмы.
  • Воспитательные: Содействовать воспитанию таких личностных качеств, как чувство ответственности, самостоятельности, инициативы, бережного отношения к технике.
  • Развивающие: Развивать у школьников логическое мышление, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию, умение слушать, вникать в суть изученного материала, вести диалог, делать обобщения, развивать познавательные интересы, используя разные формы закрепления изученного материла.
  • Здоровьесберегающие: Формировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Тип урока : Комбинированный

Оборудование урока: ЭВМ, м/м установка, раздаточные карточки

Ход урока

1. Организационная часть (2 мин)

– Здравствуйте! Желаю всем здоровья! Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому все здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

– В ходе урока вы будете сами себе выставлять оценки по каждому виду деятельности в лист самопроверки. За каждый правильный ответ нужно поставить “+”. Пять плюсов соответствует оценке “5”. Подпишите свой листок. В ходе урока вы так же можете поднимать сигналы-карточки с изображением солнца– если справились с заданием и, если кто-то испытывает затруднение, тот поднимает сигнал с изображением тучи.

Лист самопроверки.

ФИО ______________________________

Вид деятельности Итог (+,-) Оценка
1 Разминка    
2 Работа по карточке  
3 Практическая работа на компьютере  

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

– Но, а вначале проведем небольшую разминку и вспомним с вами правила техники безопасности при работе на ЭВМ.

Разминка (вопросы на м/м, слайды )

– Определите, по какому признаку объединены термины в каждой группе, и найдите термин, логически не связанный с другими.

  1. Мухаммед аль– Хорезми, физкультурник, алгоритм, математика
  2. Пуск, программы, Стандартные , Microsoft WORD
  3. Надпись , заливка, распылитель, щетка
  4. Жирные, руки, работать, компьютер
  5. Самостоятельно, включать, указания, соблюдать
  6. Неисправность, сообщить, самостоятельно, устранить.

– Ребята, посмотрите на тему урока. Какие новые слова вам встретились? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют цель урока)

Итак, поставим пред собою цель,
чтоб после этого урока
мог каждый другу рассказать,
как составлять алгоритмы,
рисовать блок – схемы,
и конечно, получить при этом 5!

У вас на столе лежат карточки со словами. Попробуйте из них выстроить эпиграф нашего урока:

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
И. Брехман.

А как вы думаете, почему взяты эти слова?

Запишите число, тему урока.

Любой сложный алгоритм можно составить, используя в разных комбинациях типовые алгоритмические конструкции: линейную, разветвляющуюся, циклическую и вспомогательную.

Сегодня мы с вами рассмотрим линейный и разветвляющийся алгоритмы.

Линейный алгоритм – это такой алгоритм, при выполнении которого исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования. . (определение в тетрадь)

Каждый день вы выполняете множество линейных алгоритмов, даже не подозревая об этом. Например, алгоритм отпирания дверей, включения телевизора, приготовления бутерброда.

Существуют также разные способы описания алгоритма: на естественном языке (словесный способ) с помощью слов и предложений. Давайте устно составим словесный алгоритм “Открывание двери”.

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма – блок – схема, которая составляется из стандартных графических объектов (рис. 1).

Рис. 1

Слайд Алгоритм “Соберись в школу” (разбор вместе с детьми). Приложение

Шаг за шагом,
Шаг за шагом
Я команды выполняю,
Никуда не отклоняюсь,
По линеечке иду.
И зовут меня
Все мои друзья –
Алгоритм Линейный, -
Это, братцы, я!

Это все были линейные алгоритмы

3. Объяснение нового материала. (10 мин)

Давайте посмотрим на картину Виктора Васнецова “Витязь на распутье” (рис. 2).

Рис. 2

– Что мы здесь видим?

– Почему витязь задумался и остановил своего коня?

– Сколько дорог лежит перед витязем?

– Какую дорогу на ваш взгляд выберет витязь?

– А теперь представьте, ребята, что нам необходимо написать программу выбора пути для героя Васнецова. Сможем ли мы это сделать при помощи линейной структуры?

– Камень, перед которым замер витязь, очень похож на новую алгоритмическую структуру “Ветвление в алгоритмах”, изображаемую при помощи блок-схемы – это ромб (рис. 3).

Рис. 3

Данная фигура вводится в блок-схему тогда, когда появляется некоторое условие.

В нашем случае это может быть вопрос: Витязь поедет направо? И тогда на этот вопрос мы можем дать только два ответа: “ДА” или “НЕТ”. Вот поэтому у ромба две ветви, на одну можно вступить, ответив “ДА”, на другую – “НЕТ”.

Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. (определение в тетрадь) (рис. 4).

Рис. 4

Я зовусь Ветвление,
Милые друзья!
Зависит от условия
Вся судьба моя:
Если ты ответишь “ДА”,
Буду вычитать,
А иначе, а иначе –
Песни распевать.

Слайд Алгоритм “ Цирк ” (разбор вместе с детьми)

4. Закрепление материала (5 мин) “Сенсорный крест”. На доске висят карточки разных цветов, Выберите понравившуюся и выполните задание.

Карточка 1. Выполни алгоритм (рис. 5).

Рис. 5

Карточка 2. Расставь в алгоритме действия (рис. 6).

Карточка 3 (рис. 7)

Рис. 7

Придумай и напиши вопрос, который может отменить прогулку.

Карточка 4

Составь алгоритм “Заваривание чая”, расставь действия в нужном порядке:

  1. Залить кипятком заварной чайник.
  2. Вскипятить воду.
  3. Накрыть чайник специальной грелкой.
  4. Ополоснуть кипятком заварной чайник.
  5. Засыпать в чайник заварку.
  6. Подождать до полного заваривания 5 минут.
  7. Приготовить заварку.
             

5. Физкультминутка. (2 мин)
Комплекс упражнений для глаз под мелодию вальса.

6. Практическая работа на компьютере. (10 мин)

Задание 1: с помощью программы Paint, используя элементы меню готовых форм, составьте блок – схему алгоритма “Собери портфель” (рис. 8).

Задание 2 (рис. 9)

Рис. 9

Сравните полученные результаты с образцом. (Слайд) Приложение

7. Рефлексия результативности, настроения. (3 мин)

(Звучит мелодия).

Ребята, давайте еще раз вспомним , какая цель нашего урока?

Подсчитайте количество “+” и поставьте себе оценку за урок. Передайте мне листочки.

Оценки.

А раз цель урока была научиться составлять и выполнять алгоритмы, поэтому итог урока мы подведем тоже с помощью алгоритма. Перед вами на слайде алгоритм, выполните его! (Рис. 10) . У вас на столах лежат фигурки человечков.

Рис. 10

Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно добыли знания, научились составлять и исполнять алгоритмы.

Рефлексия настроения. (Звучит мелодия). Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце).

А какое настроение у вас?

Домашнее задание (1 мин): Составить линейный и разветвляющийся алгоритмы в словесной форме и в виде блок – схемы.

Спасибо за урок, всем доброго здоровья.

Презентация. Приложение.