Основные задачи урока:
- Образовательные: Продолжить формировать у учащихся представление об алгоритме. Познакомить учащихся с типами и способами записи алгоритмов. Научить составлять и выполнять алгоритмы.
- Воспитательные: Содействовать воспитанию таких личностных качеств, как чувство ответственности, самостоятельности, инициативы, бережного отношения к технике.
- Развивающие: Развивать у школьников логическое мышление, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию, умение слушать, вникать в суть изученного материала, вести диалог, делать обобщения, развивать познавательные интересы, используя разные формы закрепления изученного материла.
- Здоровьесберегающие: Формировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Тип урока : Комбинированный
Оборудование урока: ЭВМ, м/м установка, раздаточные карточки
Ход урока
1. Организационная часть (2 мин)
– Здравствуйте! Желаю всем здоровья! Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому все здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
– В ходе урока вы будете сами себе выставлять оценки по каждому виду деятельности в лист самопроверки. За каждый правильный ответ нужно поставить “+”. Пять плюсов соответствует оценке “5”. Подпишите свой листок. В ходе урока вы так же можете поднимать сигналы-карточки с изображением солнца– если справились с заданием и, если кто-то испытывает затруднение, тот поднимает сигнал с изображением тучи.
Лист самопроверки.
ФИО ______________________________
№ | Вид деятельности | Итог (+,-) | Оценка |
1 | Разминка | ||
2 | Работа по карточке | ||
3 | Практическая работа на компьютере |
2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
– Но, а вначале проведем небольшую разминку и вспомним с вами правила техники безопасности при работе на ЭВМ.
Разминка (вопросы на м/м, слайды )
– Определите, по какому признаку объединены термины в каждой группе, и найдите термин, логически не связанный с другими.
- Мухаммед аль– Хорезми, физкультурник, алгоритм, математика
- Пуск, программы, Стандартные , Microsoft WORD
- Надпись , заливка, распылитель, щетка
- Жирные, руки, работать, компьютер
- Самостоятельно, включать, указания, соблюдать
- Неисправность, сообщить, самостоятельно, устранить.
– Ребята, посмотрите на тему урока. Какие новые слова вам встретились? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют цель урока)
Итак, поставим пред собою цель,
чтоб после этого урока
мог каждый другу рассказать,
как составлять алгоритмы,
рисовать блок – схемы,
и конечно, получить при этом 5!
У вас на столе лежат карточки со словами. Попробуйте из них выстроить эпиграф нашего урока:
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
И. Брехман.
А как вы думаете, почему взяты эти слова?
Запишите число, тему урока.
Любой сложный алгоритм можно составить, используя в разных комбинациях типовые алгоритмические конструкции: линейную, разветвляющуюся, циклическую и вспомогательную.
Сегодня мы с вами рассмотрим линейный и разветвляющийся алгоритмы.
Линейный алгоритм – это такой алгоритм, при выполнении которого исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования. . (определение в тетрадь)
Каждый день вы выполняете множество линейных алгоритмов, даже не подозревая об этом. Например, алгоритм отпирания дверей, включения телевизора, приготовления бутерброда.
Существуют также разные способы описания алгоритма: на естественном языке (словесный способ) с помощью слов и предложений. Давайте устно составим словесный алгоритм “Открывание двери”.
Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма – блок – схема, которая составляется из стандартных графических объектов (рис. 1).
Рис. 1
Слайд Алгоритм “Соберись в школу” (разбор вместе с детьми). Приложение
Шаг за шагом,
Шаг за шагом
Я команды выполняю,
Никуда не отклоняюсь,
По линеечке иду.
И зовут меня
Все мои друзья –
Алгоритм Линейный, -
Это, братцы, я!
Это все были линейные алгоритмы
3. Объяснение нового материала. (10 мин)
Давайте посмотрим на картину Виктора Васнецова “Витязь на распутье” (рис. 2).
Рис. 2
– Что мы здесь видим?
– Почему витязь задумался и остановил своего коня?
– Сколько дорог лежит перед витязем?
– Какую дорогу на ваш взгляд выберет витязь?
– А теперь представьте, ребята, что нам необходимо написать программу выбора пути для героя Васнецова. Сможем ли мы это сделать при помощи линейной структуры?
– Камень, перед которым замер витязь, очень похож на новую алгоритмическую структуру “Ветвление в алгоритмах”, изображаемую при помощи блок-схемы – это ромб (рис. 3).
Рис. 3
Данная фигура вводится в блок-схему тогда, когда появляется некоторое условие.
В нашем случае это может быть вопрос: Витязь поедет направо? И тогда на этот вопрос мы можем дать только два ответа: “ДА” или “НЕТ”. Вот поэтому у ромба две ветви, на одну можно вступить, ответив “ДА”, на другую – “НЕТ”.
Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. (определение в тетрадь) (рис. 4).
Рис. 4
Я зовусь Ветвление,
Милые друзья!
Зависит от условия
Вся судьба моя:
Если ты ответишь “ДА”,
Буду вычитать,
А иначе, а иначе –
Песни распевать.
Слайд Алгоритм “ Цирк ” (разбор вместе с детьми)
4. Закрепление материала (5 мин) “Сенсорный крест”. На доске висят карточки разных цветов, Выберите понравившуюся и выполните задание.
Карточка 1. Выполни алгоритм (рис. 5).
Рис. 5
Карточка 2. Расставь в алгоритме действия (рис. 6).
Карточка 3 (рис. 7)
Рис. 7
Придумай и напиши вопрос, который может отменить прогулку.
Карточка 4
Составь алгоритм “Заваривание чая”, расставь действия в нужном порядке:
- Залить кипятком заварной чайник.
- Вскипятить воду.
- Накрыть чайник специальной грелкой.
- Ополоснуть кипятком заварной чайник.
- Засыпать в чайник заварку.
- Подождать до полного заваривания 5 минут.
- Приготовить заварку.
5. Физкультминутка. (2 мин)
Комплекс упражнений для глаз под мелодию вальса.
6. Практическая работа на компьютере. (10 мин)
Задание 1: с помощью программы Paint, используя элементы меню готовых форм, составьте блок – схему алгоритма “Собери портфель” (рис. 8).
Задание 2 (рис. 9)
Рис. 9
Сравните полученные результаты с образцом. (Слайд) Приложение
7. Рефлексия результативности, настроения. (3 мин)
(Звучит мелодия).
Ребята, давайте еще раз вспомним , какая цель нашего урока?
Подсчитайте количество “+” и поставьте себе оценку за урок. Передайте мне листочки.
Оценки.
А раз цель урока была научиться составлять и выполнять алгоритмы, поэтому итог урока мы подведем тоже с помощью алгоритма. Перед вами на слайде алгоритм, выполните его! (Рис. 10) . У вас на столах лежат фигурки человечков.
Рис. 10
Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно добыли знания, научились составлять и исполнять алгоритмы.
Рефлексия настроения. (Звучит мелодия). Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце).
А какое настроение у вас?
Домашнее задание (1 мин): Составить линейный и разветвляющийся алгоритмы в словесной форме и в виде блок – схемы.
Спасибо за урок, всем доброго здоровья.
Презентация. Приложение.