Учебно-воспитательные задачи: показать, что география населения - одна из главных ветвей экономической и социальной географии, выявить закономерности динамики численности мирового населения, сформировать понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
«Человека забыли!» Н. Н. Баранский.
Дайте определения понятиям «этнология» и «демография».
Этнология (от греч. – племя, народ) то же, что этнография, наука, изучающая их характерные особенности. Быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.
Демография (от греч. – народ, пишу)- наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность. Естественный прирост возрастной и половой состав и т.д.
- В результате какого процесса можно установить численность населения страны? (Перепись)
- Что такое перепись? (Сбор данных разного характера о всём населении страны за определённый период).
- Какой период рекомендует ООН? (10 лет)
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Впервые учёт численности населения проводился 4 тысячи лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее в Древней Греции и Древнем Риме. Сегодня учёт проводится во всех странах мира кроме Катара и Омана. Переписи включают много вопросов, поэтому дают более подробную демографическую картину мира.
Рассмотрим график «Динамика численности населения мира с начала нашей эры» на стр. 62, рис. 10.
- Что бросается в глаза? (до 17 в. население росло медленно.)
- Почему? (Эпидемии, войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина.)
В начале 20 в. Произошло резкое увеличение численности населения.
- Как это называется? (Демографический взрыв.)
В странах – участниках 2-й мировой войны демографический взрыв не наблюдался. Был он небольшим и в России.
Теперь рассмотрим таблицу 2 на стр.62 «Рост численности населения мира в 20 в.»
- Какова общая тенденция? (Рост замедляется.)
В разных регионах мира увеличение численности идёт разными темпами. Рассчитайте численность населения мира по данным:
- Что такое естественный прирост? (Рождаемость – смертность.)
- Назовите единицы измерения.
- Каким бывает естественный прирост?
Е +
Е=0
Е - это демографический кризис убыль населения депопуляция (франц.).
Депопуляция – уменьшение населения страны, приводящее к его абсолютной убыли.
- Какие проблемы вызывают высокие темпы роста населения в мире?
- Продовольственную- нехватка продуктов питания в некоторых регионах мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.) В целом по миру недоедает 500 млн. чел.
- Истощение земель из-за нерационального их использования.
- Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
- Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
- Проблема нехватки воды и т.д.
Итак! Никогда население земли не возрастало так быстро, как в середине 2-й половины 20 века.
1 час- 10.4 ТЫСЯЧ
1 МИНУТА- 175 ЧЕЛОВЕК
СУТКИ- 250 ТЫСЯЧ
ГОД- 140 МЛН. ЧЕЛ.
Сколько нас?
2007 год – 6, 5 млн. чел. |
По таблице на партах назовите ведущие по численности населения страны мира.
1 м. – Китай (1300 МЛН ЧЕЛ.)
2 м. – Индия (1050 МЛН.ЧЕЛ.)
3 м. - США (290 МЛН. ЧЕЛ.)
НАЗОВИТЕ СТРАНЫ-РЕКОРДСМЕНЫ по среднегодовым темпам прироста населения (в % на конец 20 в.)
1 м. Катар- 5,8
2 м. ОАЭ – 5, 8
3 м. Либерия – 5,5
4 м. Фр. Гвиана-5,4
5 м. Джибути- 4, 8
Назовите страны с наибольшей убылью населения с 2005-2006 гг.
- Тринидат и Тобаго
- Болгария
- Латвия
- Эстония
- Украина
По рис. 13 назовите страны, относящиеся к данным типам воспроизводства населения.
Ответьте на вопрос на стр. 88: «Почему один из отчётов ООН был назван: «Наш демографически разделённый мир»?
- Что для вас кажется необычным?
«Бедные бедны не, потому что они многочисленны, а они многочисленны потому, что они бедны.»
Сами процессы рождения, смертности, естественного прироста – биологические, но на них влияют социально-биологические факторы. А также взаимосвязи между ними в обществе и семье.
Назовём социально- экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости.
- Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей).
- Высокий уровень урбанизации = 75 %, быстрый рост доходов (в городах рождаемость ниже, чем на селе).
- Эмансипация женщин (изменение статуса), появление новой системы ценностей.
- Увеличение доли пожилых возрастов, «старение нации».
- Последствия войн, конфликтов, терроризм.
- Рост цены ребёнка.
- Производственный травматизм, техногенные катастрофы (автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней).
- Смертность от болезней (СПИД, рак).
- Природные катастрофы.
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения.
- Низкий уровень развития экономики с преобладанием с/х.
- Невысокий уровень урбанизации =41% (на селе рождаемость выше).
- Своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
- Подневольное положение женщин, ранние браки.
- Запреты на планирование семьи в мусульманских странах.
В Китае создан комитет по планирование деторождения. Установлен поздний возраст вступления в брак: мужчины-22 года, женщины -20 лет, за одного ребёнка в семье государство доплачивает ежемесячно, политический девиз «Одна семья – один ребёнок»
Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов.
Схема перехода
1 этап охватывал почти всю историю человечества. Характеризуется высокой рождаемостью и смертностью. Поэтому низким естественным приростом (почти нигде не встречается)
2 этап имеет высокую рождаемость. Смертность резко снижена благодаря успехам медицины, резкий рост естественного прироста (демографический взрыв)
3 этап: смертность низка и даже увеличивается из-за постарения нации. Рождаемость снижается и становится больше смертности, естественный прирост положительный.
4 этап: рождаемость = смертности, естественный прирост = 0 и отрицательный. Стабилизация численности населения.
Есть такое понятие как качество жизни – комплексное понятие.
Качество жизни включает экономические, культурные социальные, экологические условия жизни людей.
В последнее время ООН и другие международные организации при определении качества жизни населения страны главное внимание обращают на состояние его здоровья, которое напрямую зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни.
Важным показателем является показатель младенческой смертности.
Другим важным показателем является показатель средней продолжительности жизни. (Определение зачитать на стр. 65.)
Определите по таблице 3 страны с наибольшем и наименьшем показателями
Показатели продолжительности предстоящей жизни
Страна |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни |
|
1970-1975 |
2000-2005 |
|
Япония |
73,3 |
81,9 |
Сянган (особый район Китая) |
72 |
81,5 |
Исландия |
74,3 |
81 |
Швейцария |
73, |
80,7 |
Белоруссия |
71,5 |
68,4 |
Украина |
70,1 |
67,6 |
Россия |
69 |
64,8 |
Гвинея-Бисау |
|
38 |
Руанда |
|
39 |
Сьерра-Леоне |
|
40 |
Уганда |
|
42 |
Практическое задание.
В материалах ЕГЭ уровня С последний вопрос всегда касается темы «Население мира», за который можно получить 3 балла. Выполните задания по рядам.
Задание для учащихся 1 ряда
Используя приведённые в таблице данные, определите в какой из стран А, Б или С будет выше численность населения к 2025 году (при условии, что темпы роста численности населения окажутся неизменными, а влияние других факторов окажется незначительно). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные и рассуждения.
Демографические показатели стран А, Б, С
Страна |
Численность в 2003 г. |
Рождаемость в промил-ле |
Смертность в промилле |
Ожидаемая продолжительность жизни |
Доля городского населения |
|
муж. |
жен. |
|||||
А |
3,7 |
44 |
19 |
42 |
44 |
68 |
Б |
3,6 |
39 |
4 |
71 |
74 |
74 |
В |
3,5 |
25 |
27 |
68 |
69 |
70 |
Ответ:
- страна Б
- естественный прирост выше в стране Б:
А 44 – 19= 25
Б 39 – 4 =35
В 25 - 27 = -2 - Ожидаемая продолжительность жизни в стране Б выше
А 42 и 44
Б 71 и 74
В 68 и 69
2 ряд
За период с 1980 по 2005 г. Численность населения Аргентины увеличилась с 28, 4 до 39, 2 млн. чел. определите по возрастно-половым пирамидам, как изменились доли лиц до 15 лет и старше65 лет общей численности населения Аргентины за этот период. Объясните, чем вызваны эти изменения в возрастной структуре населения страны. Укажите 2 причины
Ответ: уменьшение лиц до 15 лет или увеличение доли лиц пожилого возраста.
Объяснение: снижение рождаемости, увеличение средней продолжительности жизни.
3 ряд
В таблице представлены статистические данные, характеризующие население стран, обозначенных условными буквами А, Б, В. Определите страну, в которой наибольший естественный прирост населения (на 1000 жителей). ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ В ЭТОЙ СТРАНЕ ДОЛЯ ЛИЦ СТАРШЕ 65 ЛЕТ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ НАИМЕНЬШАЯ? УКАЖИТЕ 2 ПРИЧИНЫ.
Страна |
Численность населения, млн. чел. |
Рождаемость, в промилле |
Смертность в промилле |
Средняя продолжительность жизни |
Доля городского населения в % |
А |
60,2 |
21 |
10 |
50 |
43 |
Б |
38,6 |
10 |
8,1 |
63 |
65 |
В |
41,7 |
9 |
12 |
70 |
70 |
Ответ:
- страна А
- в стране А наибольшая рождаемость
- в стране А наименьшая средняя продолжительность жизни
Домашнее задание: стр. 57-66 . стр.88 «Знаете ли Вы?» №1,2.