Цели:
- Закрепить навыки устного и письменного умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; умение решать составные задачи в несколько действий; умение решать простые уравнения.
- Развивать творческое мышление и математическую смекалку.
- Воспитывать прилежание, аккуратность в учебе; формировать нравственные понятия о дружбе.
Оборудование: компьютер, схема полета в виде рисунка на плакате, таблица для составления задач, таблица с заданиями для развития мышления, сигнальные карточки учащихся для обратной связи.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проводим необычный урок. Мы совершим полет по математической галактике. В полет отправляется весь класс – это экипаж космического корабля. Давать экипажу задания команды будет Центр управления полетом, т.е. я. Цель нашего полета: закрепить свои знания и умения в решении примеров на умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, умения решать задачи изученных видов, уравнения. Во время полета мы должны будем проявить математическую смекалку и мышление. И, конечно же, чтобы наш полет прошел удачно мы должны быть дружными, во время полета помогать друг другу. Девизом нашего полета пусть будут такие слова:
“Не беда, что лететь далеко
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям”.
Сейчас мы находимся с вами на “стартовой площадке”. Подготовкой к нашему полету будет:
2. Устный счет
1) Чему равно произведение чисел ста и трех (100 х 3);
Покажите частное чисел пятисот и ста (500 : 100);
Уменьшите 100 в 50 раз;
Сумма двух чисел равна 150, одно слагаемое 50. Чему равно второе слагаемое?
Я задумала число, увеличила его в 10 раз и получила число 900. Какое число я задумала?
2) Площадь прямоугольника 40 см2. Какими могут быть стороны у этого прямоугольника? (10 х 4, 20 х 2, 5 х 8, 40 х 1). Почему вы так считаете?
3) Составьте и решите задачу по таблице:
V 60 км/ч |
t 3 ч |
S ? км |
– Составьте к этой задаче обратные.
3. Подготовка к самостоятельной работе
Работа на индивидуальной доске. (Оценка).
– Пока мы считали устно, командир корабля уточнил маршрут нашего полета и дает установку на выполнение первого задания во время полета.
34500 : 300 (Лена рассказывает алгоритм деления и деление проверяет умножением.)
Просигнальте свое мнение.
Мы с вами вспомним алгоритм деления и умножения на числа, оканчивающихся нулями и используя свои знания, отправляемся в полет.
Первый этап полета “Работе на Орбите”.
4. Самостоятельная работа
– Вам предстоит самостоятельно по вариантам выполнить задания на доске.
I вариант
246 х 90 = 22140
6800 х 70 = 476000
46800 : 600 = 78
2280 : 600 = 38II вариант
534 х 40 = 21360
5200 х 60 = 312000
2920 : 40 = 73
1680 : 70 = 24
5. Проверка самостоятельной работы
Проверим все ли системы корабля хорошо работают.
Проверка по вариантам – индивидуальный опрос: 1 ученик - I вариант; 1 ученик - II вариант.
Полет продолжается. И сейчас три члена нашего экипажа – космонавты-исследователи совершат выход в открытый космос.
Вторым этапом нашего полета будет (Работа в открытом космосе.)
Откройте учебники стр. 130 зад. №15.
Прочитайте задание.
Что значит решить уравнение?
Задание:
I ряд – Найдет и решит уравнение, в котором
нужно найти множитель.
II ряд – делитель.
III ряд – делимое.
От первого ряда в открытый космос выходит (Щукина Настя). От второго ряда (Туманов Алеша). От третьего ряда (Никотина Оля).
6. Проверка самостоятельной работы
Проверим задания выполненные в открытом космосе. Просигнальте согласны ли вы с работой Насти?
Чему равен корень твоего уравнения? Как узнала? (Аналогично проверяем следующие уравнения).
Задание выполнено верно. Космический корабль выходит из зоны связи с Центром Управления. Для экипажа наступает Минутка отдыха.
7. Релаксация
Наш полет продолжается. Мы выходим в Туманность Задач. Преодолеть Туманность мы сможем решив задачу № 32 стр. 133.
8. Решение задачи
Анализ задачи проводится коллективно.
– Прочитайте задачу.
Задачу читает вслух Ваня.
Что известно в задаче? Что надо узнать? Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно знать? (Расстояние и скорость.)
– Известен ли нам оставшийся путь? (До 100 км.)
– Известна ли нам скорость на этом пути (Нет.)
– А что нам известно о скорости? А какова была его первоначальная скорость? (Неизвестно.)
– А можно ли ее найти? (Можно.)
– Как найти первоначальную скорость?
Мы составим с вами план решения задачи. Решите ее самостоятельно.
Проверка решения задачи.
Решение задачи рассказывает 1 ученик.
– С задачей мы справились и уверенно прошли Туманность. Наш полет подходит к завершению, но на корабль надвигается Метеоритный дождь.
9. Экипажу выставить блок-защиту
Защитой будет недостающее число.
Задание:
По первому рисунку установить закономерность и
вставить недостающее число.
Как нашли число? (Я установил зависимость между числами на первом рисунке: произведение трех чисел 10, 30, 50 – дало число 1500 тоже самое я сделал с числами на втором рисунке.)
Блок защиты надежный, корабль прошел Метеоритный дождь и может возвращаться на Землю.
Рассчитайте: через какое время корабль возвратится на Землю?
Даю основные параметры:
Расстояние от места, где мы сейчас находимся до Земли 1200000 км. Наш корабль будет лететь со скоростью 600000 км/мин. (Через 2 мин.)
(Я расстояние 1200000 км разделил на V = 600000 км/мин. и получил 2).
Наш корабль благополучно вернулся на Землю и сейчас мы проведем обработку научных данных.
10. Итог урока
– Какие умения мы отрабатывали во время полета?
11. Домашнее задание
– Чтобы еще прочнее закрепить свои знания и умения по данной теме дома вы выполните задание (верхняя строка) и № 25 (1). Задачу № 35 – разобрать.