Урок математики в 3-м классе "Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить навыки устного и письменного умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; умение решать составные задачи в несколько действий; умение решать простые уравнения.
  2. Развивать творческое мышление и математическую смекалку.
  3. Воспитывать прилежание, аккуратность в учебе; формировать нравственные понятия о дружбе.

Оборудование: компьютер, схема полета в виде рисунка на плакате, таблица для составления задач, таблица с заданиями для развития мышления, сигнальные карточки учащихся для обратной связи.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы проводим необычный урок. Мы совершим полет по математической галактике. В полет отправляется весь класс – это экипаж космического корабля. Давать экипажу задания команды будет Центр управления полетом, т.е. я. Цель нашего полета: закрепить свои знания и умения в решении примеров на умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, умения решать задачи изученных видов, уравнения. Во время полета мы должны будем проявить математическую смекалку и мышление. И, конечно же, чтобы наш полет прошел удачно мы должны быть дружными, во время полета помогать друг другу. Девизом нашего полета пусть будут такие слова:

“Не беда, что лететь далеко
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям”.

Сейчас мы находимся с вами на “стартовой площадке”. Подготовкой к нашему полету будет:

2. Устный счет

1) Чему равно произведение чисел ста и трех (100 х 3);

Покажите частное чисел пятисот и ста (500 : 100);
Уменьшите 100 в 50 раз;
Сумма двух чисел равна 150, одно слагаемое 50. Чему равно второе слагаемое?
Я задумала число, увеличила его в 10 раз и получила число 900. Какое число я задумала?

2) Площадь прямоугольника 40 см2. Какими могут быть стороны у этого прямоугольника? (10 х 4, 20 х 2, 5 х 8, 40 х 1). Почему вы так считаете?

3) Составьте и решите задачу по таблице:

V
60 км/ч
t
3 ч
S
? км

– Составьте к этой задаче обратные.

3. Подготовка к самостоятельной работе

Работа на индивидуальной доске. (Оценка).

– Пока мы считали устно, командир корабля уточнил маршрут нашего полета и дает установку на выполнение первого задания во время полета.

34500 : 300 (Лена рассказывает алгоритм деления и деление проверяет умножением.)

Просигнальте свое мнение.

Мы с вами вспомним алгоритм деления и умножения на числа, оканчивающихся нулями и используя свои знания, отправляемся в полет.

Первый этап полета “Работе на Орбите”.

4. Самостоятельная работа

– Вам предстоит самостоятельно по вариантам выполнить задания на доске.

I вариант
246 х 90 = 22140
6800 х 70 = 476000
46800 : 600 = 78
2280 : 600 = 38

II вариант
534 х 40 = 21360
5200 х 60 = 312000
2920 : 40 = 73
1680 : 70 = 24

5. Проверка самостоятельной работы

Проверим все ли системы корабля хорошо работают.

Проверка по вариантам – индивидуальный опрос: 1 ученик - I вариант; 1 ученик - II вариант.

Полет продолжается. И сейчас три члена нашего экипажа – космонавты-исследователи совершат выход в открытый космос.

Вторым этапом нашего полета будет (Работа в открытом космосе.)

Откройте учебники стр. 130 зад. №15.

Прочитайте задание.

Что значит решить уравнение?

Задание:

I ряд – Найдет и решит уравнение, в котором нужно найти множитель.
II ряд – делитель.
III ряд – делимое.

От первого ряда в открытый космос выходит (Щукина Настя). От второго ряда (Туманов Алеша). От третьего ряда (Никотина Оля).

6. Проверка самостоятельной работы

Проверим задания выполненные в открытом космосе. Просигнальте согласны ли вы с работой Насти?

Чему равен корень твоего уравнения? Как узнала? (Аналогично проверяем следующие уравнения).

Задание выполнено верно. Космический корабль выходит из зоны связи с Центром Управления. Для экипажа наступает Минутка отдыха.

7. Релаксация

Наш полет продолжается. Мы выходим в Туманность Задач. Преодолеть Туманность мы сможем решив задачу № 32 стр. 133.

8. Решение задачи

Анализ задачи проводится коллективно.

– Прочитайте задачу.

Задачу читает вслух Ваня.

Что известно в задаче? Что надо узнать? Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно знать? (Расстояние и скорость.)

– Известен ли нам оставшийся путь? (До 100 км.)

– Известна ли нам скорость на этом пути (Нет.)

– А что нам известно о скорости? А какова была его первоначальная скорость? (Неизвестно.)

– А можно ли ее найти? (Можно.)

– Как найти первоначальную скорость?

Мы составим с вами план решения задачи. Решите ее самостоятельно.

Проверка решения задачи.

Решение задачи рассказывает 1 ученик.

– С задачей мы справились и уверенно прошли Туманность. Наш полет подходит к завершению, но на корабль надвигается Метеоритный дождь.

9. Экипажу выставить блок-защиту

Защитой будет недостающее число.

Задание:
По первому рисунку установить закономерность и вставить недостающее число.

Как нашли число? (Я установил зависимость между числами на первом рисунке: произведение трех чисел 10, 30, 50 – дало число 1500 тоже самое я сделал с числами на втором рисунке.)

Блок защиты надежный, корабль прошел Метеоритный дождь и может возвращаться на Землю.

Рассчитайте: через какое время корабль возвратится на Землю?

Даю основные параметры:

Расстояние от места, где мы сейчас находимся до Земли 1200000 км. Наш корабль будет лететь со скоростью 600000 км/мин. (Через 2 мин.)

(Я расстояние 1200000 км разделил на V = 600000 км/мин. и получил 2).

Наш корабль благополучно вернулся на Землю и сейчас мы проведем обработку научных данных.

10. Итог урока

– Какие умения мы отрабатывали во время полета?

11. Домашнее задание

– Чтобы еще прочнее закрепить свои знания и умения по данной теме дома вы выполните задание (верхняя строка) и № 25 (1). Задачу № 35 – разобрать.