Планирование проектной деятельности по информатике и математике в 8-м классе по теме "История числа"

Разделы: Математика


Что такое ПРОЕКТ

Метод проектов впервые появился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США как “метод целевого акта” или “метод проблем”. Метод проектов в переводе с греческого “путь исследования”.

Метод проектов – это “специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации”.

Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся.

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса.

Выполняя проект, учащийся решает субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т.п.) ресурсами, а также учащийся достигает поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана.

В проектной деятельности велика роль учителя. Именно творческое начало учителя создаёт условия, предпосылки для ученика проявить свои способности, реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Работа по формированию творческого интеллекта обучающихся, выполнение проектных и исследовательских работ должна обязательно носить системный и систематический характер и не может быть фрагментарной.

В нашей школе широко применяется метод проектов при изучении различных тем по разным предметам. Мы предлагаем Вам планирование проектной деятельности на тему “История числа”.

Пояснительная записка

В проектной деятельности на тему “История числа” участвуют учащихся 8-х классов. Этот проект будет использоваться во внеклассных мероприятиях по математике в 5 и 6 классах. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.

В проекте рассматриваются основные этапы возникновения числа и счёта, как в древней Руси, так и в других странах мира.

Проектом предусматривается: создание компьютерной презентации, написание исследовательских работ по темам: “Сказки, пословицы, поговорки о числах”

Применение компьютерных технологий (презентации, слайды, поиск информации по имеющимся источникам) заинтересовывает учащихся данным курсом, что, помогая лучше овладеть ЗУН.

Содержание курса рассчитано на 34 часа и включает в себя теоретическое обоснование темы и выполнение практических заданий.

Цель проектной деятельности:

– познакомить учащихся с возникновением счета и появления числа в различных странах;
– научить обобщать и систематизировать полученные знания;
– развивать память, речь, творческое и логическое мышление;
– расширять кругозор учащихся;
– развивать познавательный и устойчивый интерес к информатике и математике.

Задачи проектной деятельности:

– сформировать умения и навыки исследовательской работы, самостоятельного поиска необходимой информации; работая со справочной литературой и Интернетом;
– научить работать в группах, учитывая интересы и познания одноклассников, выступать, вести переговоры, отстаивать свое мнение и интересы;
– расширить представление школьников о числах, пополнить исторические сведения;
– показать, что источник возникновения изучаемых понятий – реальный мир, что они возникли из практических потребностей людей;
– показать, что понятия не изолированы друг от друга, а представляют определённую систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи.

Последовательность работы над проектом:

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителей

Подготовительный этап

Мотивация, постановка проблемы, определение темы, цели и задач проекта Обсуждение темы с учителями и получение, при необходимости дополнительной информации. Ознакомление со смыслом проектного подхода и мотивация учащихся, помощь в постановке целей.

Организационный этап

Формирование проектных групп, распределение обязанностей, составление плана работы:

– Определение источников информации,

– определение способов сбора, анализа и хранения информации,

– определение способов предоставления результатов.

Выработка плана действий, формулирование задач и распределение обязанностей в каждой группе. Необходимая консультация и организационная помощь.

Поисково-информационный этап

Сбор информации о возникновении числа и счёта. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Internet, решение промежуточных задач, подготовка сообщений, оформление портфолио проекта. Наблюдение, консультирование, косвенное руководство деятельностью.

Обобщающий этап (промежуточный)

Создание электронной презентации об истории числа и счёта. Создание презентации, используя собранную информацию. Проведение консультаций по обобщению материала, внесение коррективы, оценивание проделанной работы.

Этап доработки проекта

Анализ полученных результатов. Доработка проекта. Доработка проекта с учётом замечаний и предложений, оформление результатов работы. Проведение консультаций, методическая помощь в подготовке защиты проекта.

Итоговый этап

Защита проекта, оценка конечного результата деятельности. Демонстрация результатов проделанной работы. Самооценка и оценка участниками проекта вклада каждого. Участие в обсуждении, анализе и оценке результатов проекта.

Планирование

1. Установочное занятие. Что такое проект. Определение темы и цели проекта.
2. Формирование проектных групп, распределение обязанностей, составление плана работы:
3-6. Сбор и обработка информации по истории возникновения числа.
7. Анализ и структурирование собранной информации.
8. Заслушивание сообщений по группам.
9-13. Разработка электронных презентаций об истории числа и счёта.
14. Отчёты о проделанной работе с просмотром презентаций.
15-16. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
17-20. Создание единой презентации проекта об истории числа.
21. Демонстрация презентации перед учащимися 5-6 классов в рамках недели математики и информатики в школе и фестиваля достижений.
22. Подведение промежуточных итогов, оценка деятельности учащихся.
23. Планирование работы по созданию буклета и электронной презентации “Числа в сказках, пословицах, загадках”.
24-25. Поиск информации по теме “Числа в сказках, пословицах, загадках”.
26. Анализ и структурирование собранной информации.
27. Заслушивание сообщений по группам.
28. Написание исследовательских работ по темам: “Сказки, пословицы, поговорки о числах”
29-31. Создание буклета и презентации.
32. Предзащита проекта.
33. Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.
34. Защита проекта. Подведение итогов.

Источники информации:

  1. А.В. Спивак “Математический кружок”.
  2. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова “Я познаю мир”
  3. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”
  4. А.П. Савин “Энциклопедический словарь юного математика”
  5. Л.М. Фридман “Изучаем математику”
  6. http://www.bankrefernjv.ru
  7. http://sch69.narod.ru
  8. http://www.grincyuk.luiv.ua