Что такое ПРОЕКТ
Метод проектов впервые появился во второй половине
XIX века в сельскохозяйственных школах США как “метод целевого акта” или “метод проблем”. Метод проектов в переводе с греческого “путь исследования”.Метод проектов – это “специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации”.
Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся.
Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса.
Выполняя проект, учащийся решает субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т.п.) ресурсами, а также учащийся достигает поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана.
В проектной деятельности велика роль учителя. Именно творческое начало учителя создаёт условия, предпосылки для ученика проявить свои способности, реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.
Работа по формированию творческого интеллекта обучающихся, выполнение проектных и исследовательских работ должна обязательно носить системный и систематический характер и не может быть фрагментарной.
В нашей школе широко применяется метод проектов при изучении различных тем по разным предметам. Мы предлагаем Вам планирование проектной деятельности на тему “История числа”.
Пояснительная записка
В проектной деятельности на тему “История числа” участвуют учащихся 8-х классов. Этот проект будет использоваться во внеклассных мероприятиях по математике в 5 и 6 классах. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
В проекте рассматриваются основные этапы возникновения числа и счёта, как в древней Руси, так и в других странах мира.
Проектом предусматривается: создание компьютерной презентации, написание исследовательских работ по темам: “Сказки, пословицы, поговорки о числах”
Применение компьютерных технологий (презентации, слайды, поиск информации по имеющимся источникам) заинтересовывает учащихся данным курсом, что, помогая лучше овладеть ЗУН.
Содержание курса рассчитано на 34 часа и включает в себя теоретическое обоснование темы и выполнение практических заданий.
Цель проектной деятельности
:– познакомить учащихся с возникновением счета и появления числа в различных странах;
– научить обобщать и систематизировать полученные знания;
– развивать память, речь, творческое и логическое мышление;
– расширять кругозор учащихся;
– развивать познавательный и устойчивый интерес к информатике и математике.
Задачи проектной деятельности
:– сформировать умения и навыки исследовательской работы, самостоятельного поиска необходимой информации; работая со справочной литературой и Интернетом;
– научить работать в группах, учитывая интересы и познания одноклассников, выступать, вести переговоры, отстаивать свое мнение и интересы;
– расширить представление школьников о числах, пополнить исторические сведения;
– показать, что источник возникновения изучаемых понятий – реальный мир, что они возникли из практических потребностей людей;
– показать, что понятия не изолированы друг от друга, а представляют определённую систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи.
Последовательность работы над проектом:
Стадии работы над проектом |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителей |
Подготовительный этап |
Мотивация, постановка проблемы, определение темы, цели и задач проекта | Обсуждение темы с учителями и получение, при необходимости дополнительной информации. | Ознакомление со смыслом проектного подхода и мотивация учащихся, помощь в постановке целей. |
Организационный этап |
Формирование проектных групп,
распределение обязанностей, составление плана
работы: – Определение источников информации, – определение способов сбора, анализа и хранения информации, – определение способов предоставления результатов. |
Выработка плана действий, формулирование задач и распределение обязанностей в каждой группе. | Необходимая консультация и организационная помощь. |
Поисково-информационный этап |
Сбор информации о возникновении числа и счёта. | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Internet, решение промежуточных задач, подготовка сообщений, оформление портфолио проекта. | Наблюдение, консультирование, косвенное руководство деятельностью. |
Обобщающий этап (промежуточный) |
Создание электронной презентации об истории числа и счёта. | Создание презентации, используя собранную информацию. | Проведение консультаций по обобщению материала, внесение коррективы, оценивание проделанной работы. |
Этап доработки проекта |
Анализ полученных результатов. Доработка проекта. | Доработка проекта с учётом замечаний и предложений, оформление результатов работы. | Проведение консультаций, методическая помощь в подготовке защиты проекта. |
Итоговый этап |
Защита проекта, оценка конечного результата деятельности. | Демонстрация результатов проделанной работы. Самооценка и оценка участниками проекта вклада каждого. | Участие в обсуждении, анализе и оценке результатов проекта. |
Планирование
1. Установочное занятие. Что такое
проект. Определение темы и цели проекта.
2. Формирование проектных групп, распределение
обязанностей, составление плана работы:
3-6. Сбор и обработка информации по истории
возникновения числа.
7. Анализ и структурирование собранной
информации.
8. Заслушивание сообщений по группам.
9-13. Разработка электронных презентаций об
истории числа и счёта.
14. Отчёты о проделанной работе с просмотром
презентаций.
15-16. Доработка проектов с учётом замечаний и
предложений.
17-20. Создание единой презентации проекта об
истории числа.
21. Демонстрация презентации перед учащимися 5-6
классов в рамках недели математики и информатики
в школе и фестиваля достижений.
22. Подведение промежуточных итогов, оценка
деятельности учащихся.
23. Планирование работы по созданию буклета и
электронной презентации “Числа в сказках,
пословицах, загадках”.
24-25. Поиск информации по теме “Числа в сказках,
пословицах, загадках”.
26. Анализ и структурирование собранной
информации.
27. Заслушивание сообщений по группам.
28. Написание исследовательских работ по темам:
“Сказки, пословицы, поговорки о числах”
29-31. Создание буклета и презентации.
32. Предзащита проекта.
33. Доработка проекта с учётом замечаний и
предложений.
34. Защита проекта. Подведение итогов.
Источники информации:
- А.В. Спивак “Математический кружок”.
- А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова “Я познаю мир”
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”
- А.П. Савин “Энциклопедический словарь юного математика”
- Л.М. Фридман “Изучаем математику”