«Человек может кое-чего достигнуть, целесообразно применяя отдельные способности; может многого достигнуть, соединяя несколько способностей; может создать исключительное и неожиданное, соединяя все свойства»
И.Гете
Задача современной школы состоит в создании благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и склонностей учащихся.
Одной из важнейших составных частей процесса обучения и воспитания, в значительной степени определяющей результативность и эффективность их обучения, является контроль знаний, умений, навыков. В последние годы в педагогической практике для оценки достижений школьников, в том числе и при итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, широкое распространение получил программированный контроль в форме тестирования.
В настоящее время в современной отечественной педагогической литературе недостаточно полно раскрыты теоретические вопросы проверки знаний, умений, навыков учащихся (отсутствует информация о системном использовании программированных заданий разных логических структур) и довольно подробно рассмотрены прикладные вопросы педагогики (задания программированного контроля). Как показывает практика, в большинстве случаев учителя физики испытывают затруднения в использовании программированного контроля в системе, ссылаясь на отсутствие методического обеспечения по данному направлению (Приложение 1).
Недостаточность теоретической разработки проблемы программированного контроля, с одной стороны, и потребность практики в совершенствовании проверки знаний, умений, навыков учащихся, с другой стороны, обусловили выбор темы исследования «Использование системы заданий программированного контроля при проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках физики».
Методологическую основу исследования составляют положения современной отечественной педагогики о сущности программированного обучения и индивидуальности: теория программированного обучения (Н.Д. Никандров, А.В. Прокофьев, Л.М.Столяров), положения системного подхода в использовании программированных заданий (З.В. Сычевская, В.В. Смолянец, А.Г. Боврук), теория индивидуального подхода (А.А. Кирсанов, И.Э. Унт, Е.С. Рабунский).
Идея исследования состоит в том, что системно организованный программированный контроль в сочетании с традиционными формами и методами проверки формирует когнитивные навыки, развивает интеллектуальные способности учащихся.
Объектом исследования является процесс преподавания физики в 7-9 классах.
В качестве предмета исследования выступает система заданий программированного контроля в сочетании с традиционными заданиями, методика работы с ней на уроках физики в 7-9 классах.
Целью исследования является разработка системы заданий программированного контроля по физике и её апробация в сочетании с традиционными формами и методами проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Для достижения этой цели нами решались следующие задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- изучение опыта работы учителей физики по использованию программированного контроля при проверке уровня знаний учащихся;
- осуществление оптимального отбора программированных заданий, выполняющих не только контролирующую, но и развивающую функции;
- составление тематического планирования учебного материала с учётом созданной системы;
- проведение апробации данной системы в сочетании с традиционными формами и методами проверки на уроках физики в 7-9 классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что выполнение учащимися заданий программированного контроля в сочетании с традиционными формами и методами проверки будет развивать интеллектуальные способности учащихся, если в учебном процессе будут соблюдены следующие дидактические условия:
- практическая деятельность будет спланирована и организована;
- обучение будет проводиться на основе дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- Теоретические (изучение, анализ, обобщение психолого-педагогической литературы и опыта учителей физики).
- Эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование).
- Интерпретационные (количественная и качественная обработка результатов).
Исследование состоит из трех этапов:
1 Этап. Подготовительный (январь –
август 2005 г.) Изучение опыта работы коллег,
литературы по проблеме.
2 Этап. Практический (сентябрь 2005 г. – май
2008 г.) Создание и одновременная проверка
эффективности системы заданий
программированного контроля в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
знаний учащихся.
3 Этап. Обобщающий (июнь – декабрь 2008 г.) Обобщение
и анализ полученного материала.
Систему создаёт понимание необходимости каждого из видов работ и возможность их дифференциации.
Система заданий включает задания диктантов, программированные задания, тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные и контрольные работы.
Она предусматривает организацию основных этапов учебно-познавательной деятельности школьников: первичное закрепление знаний, применение и актуализацию теоретических знаний, самоконтроль качества усвоения материала, использование алгоритмов в решении задач при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Разработанная нами система включает в себя более ста работ для учащихся 7-9 общеобразовательных классов, она постоянно пополняется и изменяется.
Количество и последовательность работ предусматриваются тематическим планированием. В Приложении 2 представлен пример системы заданий по теме «Соединение проводников» (8 класс).
Исследования З.В. Сычевской, В.В. Смолянец, А.Г. Боврук показывают, что программированный контроль наиболее эффективен в случае, когда он применяется сразу после объяснения нового материала, так как в этом случае обеспечивается мгновенная обратная связь между учеником и учителем. Это даёт возможность непосредственно после изложения нового материала провести диагностику и коррекцию. Поэтому при первичном закреплении знаний учащихся им предлагаются физические диктанты и программированные задания следующих логических структур: отбора, группировки, достраивания, на соотнесение, переноса, соответствия, построения, дискуссии. Их выполнение занимает 30-50% времени, отводимого на первичное закрепление, и сочетается с традиционными методами проверки.
Физические диктанты проводятся с музыкальным сопровождением. Они содержат от 5 до 10 заданий в каждом из двух вариантов и рассчитаны приблизительно на 10-13 минут (включая самопроверку или взаимопроверку). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем, графиков и по своей структуре чаще всего являются программами отбора. Они позволяют осуществить не только текущий предупредительный контроль, но и способствуют развитию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, объема и концентрации внимания.
Программированные задания [3] используются в следующих вариантах:
- фронтальное выполнение программ-заданий после изучения нового материала при его закреплении;
- фронтальное выполнение программ-заданий по заданному на дом материалу перед устным опросом, вместо него, после него;
- применение программ-заданий в виде дополнительных заданий отвечающему устно ученику;
- выполнение программ-заданий несколькими учащимися во время устного опроса;
- использование программ-заданий в ходе проведения тематического контроля.
Тренировочные задания [1] содержат набор качественных, расчётных, экспериментальных и графических задач, ориентированных на формирование знаний ведущих понятий и основных законов. Задачи подобраны так, что дают ученику осмыслить существенные признаки понятия, рассмотреть физическое явление на уровне фактов, физических величин и физических закономерностей. Они позволяют организовать дифференцированную классную и домашнюю работу.
Тесты для самоконтроля [1] с выбором ответа предназначены для оперативного поурочного, тематического контроля и самоконтроля.
Самостоятельные работы [1] содержат 10 вариантов и рассчитаны примерно на 20 минут.
Контрольные работы [1]
являются тематическими. Каждый из четырёх
вариантов содержит блоки задач двух уровней
сложностей. Первый и второй уровни сложности
соответствуют требованиям стандарта
физического образования в основной школе.
Назначение работ – оценить достижения учащимися
обязательного уровня подготовки по физике.
Все работы проводятся в комплексе, так как
представляют взаимосвязанную систему.
Оценка эффективности процесса обучения с
использованием системы заданий
программированного контроля в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
осуществлялась, во-первых, нами, с помощью
специальных методик исследования
интеллектуальных способностей учащихся [2, 4],
представленных в приложении 3, во-вторых,
учащимися экспериментального класса, с помощью
анкетирования (анкета для учащихся представлена
в Приложении 3).
Результаты использования специальных методик исследования интеллектуальных способностей учащихся (Приложение 4) (табл.1, табл.2) свидетельствуют о том, что при системном использовании программированных заданий в сочетании с традиционными формами и методами проверки наблюдается положительная динамика по следующим показателям: уровень развития логического мышления, зрительной и слуховой памяти, объема и концентрации внимания. Кроме того, наблюдается улучшение успеваемости учащихся экспериментального класса более высокими темпами, чем учащихся контрольного класса (рис.1), а также повышение интереса учащихся к выполнению программированных заданий.
Таблица 1
Уровень развития интеллектуальных способностей учащихся («0» срез)
Уровень |
Успеваемость, % |
Интерес к выполнению программированных заданий, % |
Логическое мышление, % |
Зрительная память, % |
Слуховая память, % |
Объем внимания, % |
Концентрация внимания, % |
Высокий |
32 |
46 |
8 |
17 |
13 |
17 |
15 |
Средний |
56 |
33 |
83 |
79 |
83 |
75 |
79 |
Низкий |
12 |
21 |
9 |
4 |
4 |
8 |
6 |
Таблица 2
Уровень развития интеллектуальных способностей учащихся (по окончании исследования)
Уровень |
Успеваемость, % |
Интерес к выполнению программированных заданий, % |
Логическое мышление, % |
Зрительная память, % |
Слуховая память, % |
Объем внимания, % |
Концентрация внимания, % |
Высокий |
48 |
83 |
33 |
37 |
29 |
33 |
36 |
Средний |
52 |
13 |
63 |
63 |
71 |
67 |
64 |
Низкий |
0 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рис. 1
Анализ результатов анкетирования учащихся экспериментального класса (рис.2, рис.3) показывает, что по окончании исследования у 40% учащихся повысился интерес к выполнению программированных заданий, на 46% изменилось мнение в положительную сторону о глубине усвоения учебного материала при выполнении данных заданий. Увеличилось количество учащихся считающих, что выполнение программированных заданий оказывает активное влияние на развитие логического мышления (на 25%); помогает развитию слуховой и зрительной памяти (на 46%); способствует развитию объема и концентрации внимания (на 33%).
Рис. 2
Рис.3
Таким образом, системное использование программированных заданий в сочетании с традиционными формами и методами проверки способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Библиография
1. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика.
8 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002.
– 128 с.
2. Лучшие психологические тесты для
профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.
Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. – 319 с.
3. Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Программированные
задания по физике для 6 – 7 классов средней
школы: Дидакт. материал. Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте
профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.:
Просвещение, 1991. – 144 с.