Влияние внеклассной работы на повышение интереса к математике и в развитии математических способностей учащихся

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Влияние внеклассной работы на повышение интереса к математике и в развитии математических способностей учащихся”

Составленные мною внеклассные занятия по математике помогают мне развивать логическое мышление детей, повышать их интерес к математике и способствуют развитию математических способностей.

Внеклассная работа должна проводиться систематически и при добровольном участии учеников. Весь материал должен строиться в игровой форме, с большим количеством наглядного материала. Дети очень любят соревноваться, поэтому большую часть занятий необходимо проводить в виде соревнований: игры – соревнования, игры – путешествия, математические конкурсы, викторины, эстафеты, КВН, олимпиады.

Уже несколько лет на внеклассных занятиях по математике я провожу кружок “Юный математик”, собрала много интересного материала по 1-3 классам, разработала свою тематику занятий:

1 класс

  1. Вступительная беседа. Веселые стихи о математике. Игра “Пять имен”.
  2. Учимся считать до 10. Игра “Веселый счет”. Соревнование команд.
  3. Ребусы, математические загадки.
  4. “Геометрическая мозаика” – игра.
  5. Задачи-шутки. Загадки. Подвижная игра “Пять кружков”.
  6. Логические задачи на раскрашивание. Задания на смекалку.
  7. Занимательные задания на сложение. Задачи-смекалки.
  8. Задачи-сказки. Сочиняем сами задачи-сказки.
  9. Упражнения в измерении на глаз. Игра “Задумай число”.
  10. Игра-соревнование “Путешествие на станцию “Сосчитай-ка”. Загадки-шутки, ребусы, занимательные задания.
  11. Конструирование геометрических фигур. Задача в стихах.
  12. Математическая викторина “Кто быстрее сосчитает?”

2 класс

  1. Ребусы и математические загадки. Геометрические игры.
  2. Веселые задачи. Задания на смекалку. Задача на развитие логического мышления.
  3. Задачи – смекалки. Игра “Кто быстрее поднимется на гору?”
  4. Игра – соревнование “Путешествие в страну Математику”.
  5. Математические конкурсы. Загадки, ребусы, веселые стихи, задачи – смекалки.
  6. Задачи – шутки. Игра “Цветик – семицветик”.
  7. Математические игры – путаницы “Узнай, отгадай”.
  8. Математическая викторина “Быстро считай и соображай”.
  9. Математическая эстафета (конкурсы, задачи – смекалки, головоломки).
  10. Задачи “Кто быстрее сообразит”, математические загадки и фокусы.
  11. Коллективный выпуск стенгазеты.

3 класс

  1. Вступительная беседа. Занимательные задачи сказочного характера.
  2. Веселые стихи и задачи о математике. Игра “Цифры поссорились”.
  3. Интересные приемы устного счета.
  4. Математическая викторина “Думай, считай, отгадывай!”
  5. Математические конкурсы и загадки.
  6. Математический КВН.
  7. Конкурс эрудитов. Головоломки и логические задания.
  8. Игра-путешествие в страну Математику.
  9. Подготовка к олимпиаде. Игры, конкурсы, загадки, ребусы.
  10. Математическая олимпиада. Подведение итогов.

Коллективный выпуск стенгазеты

Цели и задачи занятий:

  1. Формирование творческих способностей учащихся в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, математической и логической смекалки.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
  3. Усиление интереса детей к математике и развитие математических способностей.
  4. Воспитание у детей культуры чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и т.д.).
  5. Воспитание коллективизма и товарищества (в совместной работе по выпуску стенгазет, при организации командных соревнований).
  6. Формирование способностей обобщать, вычленять главное, переключаться от одной умственной операции к другой, способность к пространственным представлениям.

Ниже приведены примеры занятий по классам.

1 класс

Занятие “Логические задачи на раскрашивание. Задания на смекалку”.

Задание 1.
Квадрат состоит из 9 различных фигур. Четыре из них раскрашены разным цветом: красным, желтым, зеленым, синим.

Надо раскрасить остальные фигуры этими цветами так, чтобы соседние фигуры (они имеют хотя бы одну общую точку) были раскрашены разными цветами. Известно, что желтым цветом должно быть раскрашено наибольшее число фигур.

Проведем рассуждение:

Единственная незакрашенная часть, не являющаяся соседней по отношению к синему треугольнику, – верхняя фигура, ее следует раскрасить синим цветом. Желтым цветом надо раскрасить еще две фигуры – оставшиеся треугольники. После этого остается раскрасить красным цветом правую, а зеленым – нижнюю фигуру.

Задание 2.
Нарисовано три одинаковых четырехугольника. Под ними написано: красный, зеленый, красный или зеленый. Надо раскрасить каждый из этих четырехугольников красным, зеленым или синим цветом так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности.

Задание 3.

  1. Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное? (10 – 9 = 1)
  2. Как сложить из 7 палочек три треугольника?

 

  1. Как двумя отрезками разделить четырехугольник на 3 части? На 4 части?

  1. Мама купила 4 ленты красного и голубого цвета. Красных лент было больше, чем голубых. Сколько лент каждого цвета купила мама? (3 красных + 1 синяя)
  2. Какое наименьшее число одинаковых палочек надо взять, чтобы с помощью их составить 3 квадрата? (10 палочек)

  1. Как расставить 8 стульев у четырех стен комнаты так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула?

2 класс

Занятие “Игра-соревнование “Путешествие в страну Математику”

Задание 1.
Задачи – смекалки (3 балла).

  1. Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц.
  2. 5 рыбаков съели 5 сазанов за 5 дней. За сколько дней 7 рыбаков съедят 7 сазанов?
  3. Курица стоит на одной ноге и весит 1 кг. Сколько будет весить курица на двух ногах?

Задание 2.
Веселая задача (1 балл).

На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.

– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.

– А у тебя, – отвечает вторая, – клюв в земле.

– Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).

Задание 3.
Математическая разминка “Угадай-ка фигуру” (2 балла)

Назовите фигуру, если она имеет:

  • 3 угла, 3 стороны, а 2 из них равные.
  • 4 стороны, 4 угла, все углы прямые.
  • 3 угла, 3 вершины, 3 равные стороны.

Задание 4.
Игра-эстафета “Кто быстрее сосчитает” (3 балла)

Играет 2 команды по 4 человека. Каждый игрок должен решить пример. Какая команда быстрее сосчитает, та и победит.

Задание 5.
Игра “Отгадай слово”. (2 балла)

Расположи произведения так, чтобы результаты возрастали. Прочти слово.

(Родина)

Задание 6.
Головоломка. (5 баллов)

1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1

Поставь знаки действий (“+”, “–”, “*”, “:”) и скобки между числами так, чтобы результаты были равны 1.

Подведение итогов.

3 класс

Занятие Математическая викторина “Думай, считай, отгадывай”

I конкурс “Математический лабиринт”.

  1. Стоят 6 стаканов: первые 3 из них с водой, остальные пустые. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только 1 стакан. (2 б.)
  2. Запиши недостающие числа в магическом квадрате так, чтобы сумма чисел в каждом ряду равнялась 340. (3б.)

  1. Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. (3 б.)

II конкурс “Смелей, подумай! Найди ответ!”

  1. Вместо вопросительного знака поставь цифру, какую? Подсказку найди в верхних кружочках. (2 б.)

  1. Я задумал число, взял его четвертую часть, прибавил 26, получил 30. Какое число я задумал? (2 б.)
  2. В начале и конце строки поставь пропущенные числа. (1 б.)

___, 27, 9, 3, ___.

III конкурс “Угадаек”.

Загадки.

  1. Горело 7 свечей. Две из них погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи)
  1. 5 зайчат сидят в углу,
    Чистят репу на полу.
    Насчитали 20 штук,
    Как делить забыли вдруг.
    Мамы с папой нет нигде,
    Помогите им в беде.

IV конкурс “Быстрых и ловких”. (5 б.)

Игра “Живые цифры и числа”.

Играют 2 команды. По команде участники каждой команды показывают указкой одно за другим числа: 1-ая команда – числа, которые делятся на 3, 2-ая команда – числа, которые делятся на 5. Два листа бумаги разделены на 100 клеток, в них в беспорядке записаны числа от 1 до 100. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

V. Подведение итогов, награждение победителей

Использованная литература:

  1. Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике. – М., 1997.
  2. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1996.
  3. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 – 3 классы. – М., 1989.
  4. Зимовец Н.А. Игры на внеклассных занятиях по математике. – Начальная школа. – № 1. – 1986.
  5. Русанов В. Занимательные задачи сказочного характера. – Начальная школа. – № 5. – 1987.
  6. Садыхов С. Занимательные задачи. – Начальная школа. – № 6. – 1991.
  7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М., 1975.