Формирование коммуникативных умений и навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для развития и коррекции личности ребенка через создание ситуации достижения успеха.

Задачи:

  • Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию.
  • Развивать у детей навыки позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.
  • Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому.
  • Коррекция мышления на основе умения классифицировать и обобщать.
  • Коррекция процесса саморегуляции на основе умения выслушать сверстника, не перебивая.

Материал к занятию:

  • Микрофон
  • Пословицы о добре.
  • Табло с кроссвордом.
  • Аппликация" Серая планета"
  • Цветы из цветной бумаги плоскостные.
  • Кассета с песней" Твори добро".
  • Кассета с релаксационной музыкой.

Ход урока

Организационный момент:

- Добрый вечер! Я очень рада видеть вас, ребята и гостей, которые пришли к нам на занятие.

- Я очень волнуюсь и переживаю, наверно и вы тоже, поэтому предлагаю упражнение " Поддержим друг друга" (упражнение на снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу).

Дети с помощью вербальных и невербальных средств поддерживают друг друга.

- Я думаю, что гости хотят с вами познакомиться, узнать вас лучше, какие вы, а вам, наверно, ближе узнать их.

Предлагаю игру " Давайте познакомимся". Воспитатель держит в руках микрофон и начинает игру словами : " Я - Нина Марковна, очень люблю гулять по осеннему лесу:" Далее воспитатель передает микрофон другому и дети рассказывают о своих желаниях и интересах.

- Таким образом, мы рассказали о себе гостям и узнали что-то новое друг о друге.

Дети садятся за столы.

Введение в тему:

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию кроссворд, отгадав его, вы узнаете и тему нашего занятия.

- Орган человека, который помогает ему кушать? (рот).

- Профессия человека, которая всех лечит? (врач).

-Одно из главных богатств человека? (добро).

- Современная песня, в которой есть слова "Черный :" (бумер).

- То, что берегут все люди на Земле? (мир).

Основная часть.

Сообщение темы занятия.(вывесить на доске).

Беседа:

- Что значит "Твори добро"?

-Нужно ли делать добро, когда за это ничего взамен не дают, денег не платят? (рассуждения детей, выявить уровень понятий о добре).

- А сейчас я предлагаю послушать сказку " Звездочка", которую сочинила и написала такая же девочка, как вы.

Чтение сказки "Звездочка" Кати Лаврентьевой.

Звездочка (Лаврентьева Катя).

На самом краю Галактики, вдали от главных космических дорог жила маленькая звездочка. И было ей очень - очень одиноко и грустно. Из своего далека она могла наблюдать жизнь других звезд, вокруг которых кружились веселые планеты, но ее не замечал никто. Рядом была только одна маленькая планета, которая когда - то тоже была звездой, но она давно уже погасла, то ли от грусти и одиночества, толи от старости. Этого маленькая звездочка не знала. Она появилась в этом уголке Вселенной гораздо позже. "Вот и я также когда-нибудь погасну! - думала маленькая звездочка. - И никто не узнает, какое тепло могут дарить мои лучи, какой яркий свет они излучают."

Однажды в этот далекий уголок Вселенной залетела красавица комета и рассказала звездочке, что на планетах, которые кружатся вокруг больших звезд, есть жизнь. Там растут удивительные растения, текут реки, бродят животные, живут люди. Только звездочка хотела спросить, кто такие люди, как комета махнула хвостом и умчалась по своим делам.

А звездочка задумалась: "Может быть, когда - то эти планеты тоже были звездами. Потом они погасли, но жизнь их не прекратилась. А вдруг и на соседке - планете может появиться что-нибудь прекрасное? Надо просто ей помочь." И звездочка стала светить ярче, стараясь хотя бы кончиками своих лучей дотянуться до маленькой планеты и согреть ее землю.

Когда первый луч коснулся планеты, навстречу ему из земли потянулся первый зеленый росток. Маленькая звездочка не могла видеть этого, но она почувствовала легкое движение навстречу своим лучам. Обрадовавшись, она стала светить все ярче и ярче, свет и тепло ее лучей несли маленькой планете жизнь. Вскоре маленькая звездочка стала замечать, как меняется ее соседка. Из серой скучной планеты она становилась веселой красавицей, играющей яркими красками.

И они стали такой красивой парой: маленькая яркая звездочка - солнышко и ее жизнерадостная подружка - планета, - что другие погасшие звезды стали приближаться к новому солнышку, надеясь обрести вторую жизнь.

А маленькая звездочка забыла про свое одиночество и былую грусть, радовалась новым друзьям и была абсолютно счастлива.

(см. книгу О.В.Хухлаевой "Практические материалы для работы с детьми 3- - 9 лет" (психологические игры, упражнения, сказки). Изд. "Генезис" Москва 2003г.)

Вопросы:

- Почему маленькой звездочке было одиноко и грустно?

-Какой выход она нашла из такой грустной ситуации?

- Изменилась ли жизнь маленькой звездочки и почему?

- Ребята, мне очень понравилась сказка Кати Лаврентьевой, потому что в ней говорится о добре, которое способен творить каждый. Главное - захотеть научить свое сердце быть чутким и отзывчивым на чужую боль, грусть, беду.

Физминутка.

- А сейчас предлагаю вам игру " Немое кино", где вы будете артистами. С помощью жестов, мимики, движений вы должны передать:

- Роботы шагают по планете.

- Я смотрю на звезды и ищу свою.

- Помогаю старушке донести тяжелую сумку.

- Успокаиваю малыша, которого обидели старшие ребята.

Воспитатель вывешивает на доске круг серого цвета.

- Вот эта серая планета, но с вашей помощью она может преобразиться и стать другой если вы:.

Задание:

- Из предложенных пословиц вы должны найти пословицу о добре, объяснить ее смысл и если вы правильно выполнили задание, то получите цветок и приклеиваете его на планету.

- Какой получилась планета? (веселой, красочной, радостной, цветущей, счастливой:.)

Пословицы:

  • Доброе слово слаще сахара и меда.
  • За доброе слово не платят денег,
    А скажешь - всем приятно.
  • Одно доброе слово и в жестокий мороз согреет.
  • Дорого то, что делается вовремя.
  • Доброе начало приводит к доброму концу.
  • В ком правды нет, в том и добра мало.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Доброе слово, что весенний день.

- А можно ли эту ситуацию сравнить с нашим классом и как? (высказывания , рассуждения детей).

Гимнастика для пальчиков " Замок".

- На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, покрутили,
Постучали и открыли.

Ребята, мне кажется, что вы много раз творили добро, расскажите, пожалуйста, об этом через рисунок и что вы при этом ощущали?

Рисование на тему " Твори добро" (дети рисуют схематично ситуации из их личной жизни, затем рассказывают об этом. Звучит релаксационная музыка.)

- Мне очень приятно, что вы добрые и отзывчивые ребята. Надеюсь, что от частички вашей доброты мир станет еще лучше и теплее.

Итог занятия.

- А сейчас предлагаю вместе с гостями спеть песню " Твори добро". (звучит песня " Твори добро" в исполнении Шуры, дети и взрослые поют все вместе.)

- Ребята, и чтобы вы всегда помнили, что одно из главных богатств человека - это доброта, которая поможет стать вам счастливыми в жизни. Я дарю вам вот эти волшебные звездочки. Найдите ей место в вашей комнате и она будет вам всегда напоминать о том, что надо не бояться, не стесняться творить добро на Земле.

(воспитатель раздает фосфорические звездочки детям и гостям. Свет в классе приглушаем и обмениваемся впечатлениями).

- На этом наше занятие закончено. Спасибо!