Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.
Присутствие «великой учительницы» – игры в жизни младшего школьника помогает ему привыкнуть к новым для него условиям. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов самоконтроля и самооценки.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно кладет привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидание и неожиданности, игрового передвижения, соревнование и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала. Приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действии в одном направлении, развивает самостоятельность.
Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников. Вместе с тем, опыт показывает, что задача педагога при применении игровых приемов заключается прежде всего в том, чтобы, выбрав тот или иной прием, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приемами обучения. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного процесса, а, наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой – задачами, решаемыми педагогом.
Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. В своей работе я применяю ситуации, когда ученику необходимо поделиться с кем- то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого- либо. Школьник, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучить» присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями и умениями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.
На уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися я часто использую игровые формы, или игровое оформление любого вида деятельности – учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровую «оболочку» урока обычно создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическую цель ставлю перед учениками в форме игровой задачи, и тогда их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, а введение элементов состязательности соревнования способствуют более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, учебный же материал я использую в качестве игрового средства. Игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Я считаю, что такие разные, на первый взгляд, игры- путешествия в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну Правописания», «Царство Берендея» или «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков, в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод:
- Игра – способ самоутверждения и самореализации детей, и именно это является центральным положением гуманистической педагогики. Игры доступны всем. Следовательно, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, и в то же время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности детей.
- Игра обладает адаптационными свойствами, и, естественно, помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
- Игра – универсальный способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, обучают, подвижные игры развивают физические возможности ребенка, развивают способности детей.
- Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создавать настроение «мажора», является школой радости для каждого ребенка, так как психологически игра воспринимается детьми как удовольствие.
- Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и со взрослыми.
- Игра имеет психотерапевтические функции и может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребенка и взаимоотношения между детьми в коллективе.
Игра – важнейшая потребность детей, которую можно реализовать как в условиях внеклассных мероприятий, так и на всех уроках в начальных классах. Как показывает опыт, уроки, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской. Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.
Эмоциональное состояние детей
|
Присутствие игровых ситуаций на уроке |
Отсутствие игровых ситуаций на уроке |
Положительное |
100% |
86% |
Нейтральное |
0% |
14% |
Отрицательное |
0% |
0% |
Усвоение материала
|
Присутствие игровых ситуаций на уроке |
Отсутствие игровых ситуаций на уроке |
Высокое |
94% |
72% |
Среднее |
4% |
10% |
Низкое |
2% |
18% |
Список используемой литературы
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки.