Цели:
- Научить находить несколько долей числа
- Закрепить вычислительные навыки (таблицу умножения и деления)
- Содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности
- Развивать мыслительные операции, речь, инициативность, самостоятельность, интерес к математике.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Приготовьтесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
– Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний
урок?
– Интересным, увлекательным, познавательным.
– Что нужно делать, чтобы урок был таким?
– Работать с хорошим настроением.
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь
урок.
2. Актуализация опорных знаний
На доске пословица:
ДУМАЙ ДВАЖДЫ – ГОВОРИ РАЗ |
– Как понимаете пословицу? Эта пословица станет девизом нашего урока. Итак, приступаем к работе.
На доске записаны числа:
14, 28, 7, 42, 35, 21, 49 |
– На какие группы можно разделить числа? (Четные
и нечетные. Двузначные и однозначные.)
– А что объединяет эти числа? (Все числа
делятся на 7)
– Откройте рабочую тетрадь страница 26, № 76.
Выполните вычисления, запишите результаты
– Я вам предлагаю проверить работу в парах.
– Проверка. У кого нет ошибок?
– Запишите себе «Молодец»
– Я очень рада за ваши успехи.
– А сейчас вы работаете в парах, при этом вы
должны самостоятельно прочитать условие задач и
записать только решение.
- Цена одной тетради 6 руб. Сколько стоят 9 тетрадей?
- Отцу 36 лет, сыну 9 лет. Во сколько раз отец старше сына?
- У крыльца стоят 18 лыж. Сколько ребят каталось на лыжах?
- Длина прямоугольника 5 см, ширина 3 см. Найдите периметр.
- Длина каждой ленты 8 метров. Купили красную, зеленую, желтую. Сколько метров ленты они купили?
- Бабушка испекла 28 пирожков. Съели четвертую часть. Сколько пирожков съели?
Самопроверка.
1. 6 * 9 = 54 (руб.) 2. 36 : 9 = 4 (раза) 3. 18 : 2 = 9 (р.) 4. (5 + 3) * 2 = 16 (см) 5. 8 * 3 = 24 (м) 6. 28 : 4 = 7 (п) |
3. Постановка учебной задачи
На доске записаны:
42 – найти седьмую часть 30 – найти шестую часть 63 – найти девятую часть 3 – найти третью часть |
– Каким действием находили часть?
– Действием делением.
– Откройте учебник стр. 108, № 352.
– Скажите, какая часть фигуры закрашена?
– Четыре шестых.
– Две третьих.
– Три четвертых.
- Как найти три шестых числа 42?
– Почему не смогли вычислить?
– Мы не знаем как найти три шестых.
– Какой возникает вопрос?
– Как найти несколько долей числа?
– Это и будет нашей темой урока.
4. Работа над новым материалом
Дети выполняют задание коллективно под руководством учителя.
– Ввожу в машину число 42, делю на 6, умножаю на 3, получается 21.
Алгоритм 1. Сначала найду шестую
часть действием деления. |
- Как найти пять седьмых числа 63.
– Ввожу в машину число 63, делю на 7, умножаю на 5, получается 45.
Алгоритм решения:
- Сначала найду седьмую часть действием деления.
- Теперь найду пять седьмых. Это – пять раз по восемь, действием умножения.
- Как найти две девятых числа 54.
– Ввожу в машину число 54, делю на 9, умножаю на 2, получается 12.
Алгоритм решения:
1. Сначала найду девятую часть действием
деления.
2. Теперь найду две девятых. Это – два раза по
шесть, действием умножения.
5. Первичное закрепление
– Хотите проверить чему научились?
– Для этого откройте рабочую тетрадь стр. 25, №
72.
– Цветными карандашами раскрасьте
– Можете вы сразу закрасить?
– Нет.
– Что для этого надо сделать?
1. Сосчитать.
2. Вычислить.
3. Закрасить.
Дети самостоятельно работают.
Проверка задания.
– Если правильно выполнили задание – поставьте «+», если неверно – «–«
– Сколько закрасили ягод?
– Сколько закрасили пуговиц?
– Сколько закрасили бусинок?
– У кого возникли затруднения?
– Что не получилось?
– Нужно нам еще потренироваться?
– Да.
6 : 3 = 2 ягоды. 10 : 5 * 4 = 8 пуговиц 18 : 9 * 8 = 16 бусинок |
Физминутка
Игра «Ночь-день»
Ночь – «дети ложатся на парту, закрыв глаза, и
считают»: 36 : 6 * 3 : 2 * 8
День – ответ хором 72!
Ночь – 20 : 5 * 3 : 6 * 7 : 1
День – ответ хором 14!
6. Самостоятельная работа
– Я вам предлагаю решить задачу № 75.
– Прочитайте задачу.
– Что интересного в условии этой задачи?
– В задаче встречаются доли числа.
– Вам помогут решить эту задачу «машины» и
алгоритм решения
Ученики решают самостоятельно.
Проверка.
1. Сколько тетрадей в клетку продано?
40 : 8 * 3 = 15 т.
2. Сколько тетрадей в линейку продано?
40 : 5 * 2 = 16 т.
3. Сколько всего тетрадей продано?
15 + 16 = 31 т.
4. А сколько тетрадей осталось в киоске?
40 – 31 = 9 т.
7. Итог урока
– Наш урок подошел к концу.
– Какую учебную задачу ставили?
– Удалось ее решить?
– Оцените свою работу на этом уроке,
работу всего класса.
– Удалось ли вам сохранить ваше хорошее
настроение?