Урок-праздник в 1-м классе "29 февраля – День Касьяна Недоброго. Упражнения в написании слов с ЖИ-ШИ"

Разделы: Начальная школа


Тема:  29 февраля – День Касьяна  Недоброго. Упражнение  в написании слов  с ЖИ-ШИ.

Цели:

  • рассказать о 29 февраля – 1 раз в 4 года, который даёт високосный год;
  • развивать умения писать сочетания жи-ши в словах;
  • продолжить работу над предложением, развитием речи учащихся;
  • развивать внимание, память, мышление учащихся.

Оборудование: картина «Февраль», карточки со словами из словарика, рисунки «Сани»,    разноуровневые задания на снежинках разного цвета, скороговорки, пословицы, книга «Русские праздники», замороженный травяной чай (в  кубиках – для обтирания)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:
–  Давайте улыбнёмся друг другу, я очень рада вас видеть сегодня.
–  Какой сегодня день? (29 февраля)
–  Что вы знаете про этот день? (Последний день месяца, а февраль зиму замыкает)

Рассматривание картины «Февраль».

II. Сообщение темы урока

Ученик: Февраль – финал зимы. Последние холода. Ветер… 29 февраля бывает лишь один раз в 4 года, и такой год называется високосным годом.
Учитель: Хотели бы вы подробнее узнать об этом дне? Тогда в гости мы отправимся к Касьяну Недоброму и будем продолжать работу над предложением и над написанием слов с  ЖИ-ШИ.

III. Работа в тетради

Я  тетрадочку открою и как надо положу… (запись числа, классная работа)

IV. Вступительное слово учителя

29 февраля – страшный день. Он находится во власти злопамятного Касьяна, поэтому и называется «Касьянов день». В этот день и накануне его люди старались важные работы не делать, так как глаз Касьяна считался настолько опасным, что крестьяне предпочитали до восхода солнца вовсе не выходить из избы, ведь «Касьян на что не взглянет, всё вянет», но крестьянская работа не ждёт. Крестьянин скотиной жив и в каждом дворе стоит копна, спереди – вилы, а сзади – метла?
– Кто это? (Корова)
«Корова во дворе – харч на столе».

V. Работа над словом

– Сколько слогов в слове? Почему?
– Запишите это слово для переноса.
– Подберите родственные слова.
– Составьте предложение из слов  (слова на доске): молоко, на, коровы, языке, у.

Взаимопроверка.

Учитель:  Високосный год – тяжелый  для людей, и на скотину не зря говорят: худ приплод в високосный год; но без работы и печь холодна и чтобы затопить её, дровишек надо навозить. Съездим и мы за дровами.

VI. Упражнения со словами (сочетания жи-ши)

– Разделимся на две команды. Одна будет грузить дрова в сани с сочетанием жи, а другая – с сочетаием ши.
Снежинка, жильё, мыши, шина, живой, завяжи, хороши, широко, мыши, шина.

– В каких санях больше дров?

Учитель: Високосный год бывает 1 раз в 4 года. Почему так? (Учитель читает из Библии).
Народ рассказывает: только трудолюбивый да сметливый Касьяну не под власть. «Кто доброе творит, тому зло не вредит.
Нынче снегу много. Давайте уберем снег со двора.

VII. Разноуровневые задания

  • Красная снежинка (задание повышенной трудности)
  • Синяя снежинка (задание среднее)
  • Белая снежинка (задание уровня стандарта)

«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Кто любит труд, того и люди чтут».

VIII. Заключительная часть

Касьян  в народе завистливый, недоброжелательный, злопамятный. На что не взглянет, все вянет. А ведь люди от его плохого взгляда спасались. Отводили порчу и от себя, и от скотины. Не догадались как? Они заговаривали себя. И мы попробуем заговорить себя от немилости.

Ты Касьян, косой не  коси
Силу и здоровье с нас не сноси (читать  3 раза)
Чтоб здоровыми да крепкими быть,
Надо дети себе не    вредить.
Надо чаще себя закалять,
Витаминки всегда принимать.

(Дети обтираются замороженным травяным чаем)

IX. Итог. Рефлексия

– Чем занимались?
– Что понравилось?
– Что запомнилось?

X. Домашнее задание:  попробуйте сами придумать пословицу.