Урок математики по теме "Использование алгоритмов в повседневной жизни человека"

Разделы: Математика


Тип урока 1 2 3 4 5 6 7 8
Урок ознакомления с новым  материалом Х   Х   Х      
Комбинированный урок   Х   Х        
Урок закрепления изученного           Х    
Обобщающий: модульный урок             Х  
Работа над ошибками               Х

Цели:

  • Закрепить знания о разных видах алгоритмов.
  • Закрепить умения определять порядок действий в алгоритме.
  • Научить учащихся пользоваться алгоритмами в повседневной жизни.
  • Закрепить умения решать примеры на порядок действий.
  • Развивать внимание, наблюдательность; умение работать в группе, слушать друг друга.

Оборудование:

  • Индивидуальные карточки для входного контроля, выходного контроля.
  • Карточки для коллективной работы.
  • Примеры алгоритмов: линейного, разветвляющегося, циклического.
  • Мультимедийный проектор для проверки заданий учащимися (презентация прилагается).
  • Действия алгоритмов для входного контроля и коллективной работы на отдельных карточках
  • для проверки у доски.
  • Рисунки для алгоритма « Что значит уметь учиться?».
  • Письмо Деда Мороза для учеников 2В класса.
  • Рецепты «Новогоднего» салата.
  • Алгоритмы приготовления разных блюд.
  • Индивидуальные карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

– Сегодня у нас необычный урок в преддверии Нового года. Вспомните, что вы получали вместо отметок во второй четверти в первом классе. Правильно вы получали новогодние игрушки. Вот и сегодня за правильные ответы вы будете получать игрушки. Кто получит пять и более игрушек получит за урок пятёрку. Вам сегодня будут помогать шестиклассники, мои бывшие ученики. Они будут старшими в группе.

II. Определение темы и цели урока (3 мин.)

– Тема нашего урока: «Использование алгоритмов в повседневной жизни человека». (Показывается 1 слайд Презентации).
– Мы постараемся ответить на вопрос: Нужны ли алгоритмы в жизни человека? (Показывается 2 слайд Презентации).
– Но сначала давайте вспомним, что такое алгоритм. (Обсудите в группе). Первой отвечает группа, которая быстрее обсудит. (Показывается 3 слайд, на котором три варианта ответа:

  • Действия.
  • Порядок действий в программе.
  • Выполнение действий в программе в любом порядке.)

– Какие виды алгоритмов вы знаете? Правильно: линейный, разветвляющийся, циклический. (Примеры алгоритмов на доске.)

III. Повторение пройденного материала (3 мин.)

– Какие линейные алгоритмы вы знаете?
– А какие алгоритмы используют в жизни ваши родители?

IV. Входной контроль (8 мин.)

– А сейчас вы проверите сами себя, как вы умеете определять порядок действий в алгоритмах.
Одни будут определять порядок действий в алгоритме решения примеров со скобками. Другие –алгоритм решения текстовых задач. Самый трудный алгоритм: «Что значит уметь учиться?». Вам помогут  рисунки. Они располагаются в порядке алгоритма. (Учащиеся работают на карточках 1, 2, 3 уровня)

1 уровень

Алгоритм решения примеров:

  • Выполни действия в скобках.  
  • Остальные действия выполни по порядку
  • Определи порядок действий.

2 уровень

Алгоритм решения текстовых задач:

  • Выполни решение и назови ответ.
  • Подумай и объясни, как с помощью известных величин найти неизвестные.
  • Внимательно прочитай задачу и мысленно представь, о чём в ней говориться.
  • Определи, какие величины известны, а какие неизвестны.

3 уровень

Алгоритм: «Что значит уметь учиться?».

  • Поставь себе цель.
  • Сам попробуй преодолеть трудности.
  • Остановись и подумай. Поясни, чего ты не знаешь.
  • Нужно очень захотеть чему-нибудь научиться
  • Сам найди способ достижения. Вот тогда и научишься.

(Правильный порядок в Презентации).

– Первый, определивший порядок действий в своём уровне, выходит к  доске и прикрепляет действия на карточках в том порядке, который он считает правильным, затем проверка осуществляется с помощью проектора.
(Показываются 4, 5, 6 слайды Презентации)

V. Работа  в группе над общим заданием (10 мин.)

– У вас было домашнее задание: составить свой режим дня.
– А режим дня является алгоритмом?
– Почему? (Действия осуществляются в определённом порядке).
На основе составленных алгоритмов дома, вам нужно составить режим дня школьника, который учится во 2 смену.
Отвечает группа, которая первой составит алгоритм. (На доске с помощью карточек выстраивается режим дня. Затем проверка проводится с помощью проектора. Показываются 7, 8 слайды Презентации)

– Как вы думаете, нужно ли соблюдать режим дня?
– Конечно, нужно соблюдать режим дня, так как нерационально организованный день ведёт к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Выходной контроль (8 мин.)

– Как вы думаете, зачем нужно знать алгоритм решение примеров?
– Сейчас у вас будет возможность узнать, как вы его знаете. На карточках у вас примеры, на решение которых даётся 3 минуты. (Примеры даются  1, 2, 3 уровня, согласно уровню обученности учащихся. Затем проверка осуществляется с помощью проектора. Показывается 9 слайд Презентации)

 1 уровень

26 + (32 – 16)

2 уровень

215 – (38 + 169)

3 уровень

500(239 + 85) + 457

– Кто научился решать примеры в несколько действий?

VII. Подведение итога урока (5 мин.)

– Нужны ли алгоритмы в жизни человека? (Обсуждение в группе. Отвечает один представитель от группы. Общий вывод показывается на проекторе: 10 слайд Презентации).
– Вчера, когда я готовилась к уроку в дверь постучали, я выглянула и никого не увидела. У двери лежал конверт. Прочитайте, что написано на конверте. (Г. Магадан, 30-я школа, 2. В классу).
– Как вы думаете от кого это письмо?
– Правильно, это письмо с сюрпризом прислал Дед Мороз. Он поздравляет всех с Новым годом (11 слайд Презентации) и дарит вам всем в подарок алгоритм приготовления новогоднего салата. – Сделайте сюрприз своим родным и близким, приготовьте этот салат.

– Для гостей и родителей предлагается алгоритм подготовки к Новому году (12 слайд Презентации).

VIII. Домашнее задание (1 мин.)

– Составить алгоритм приготовления своего любимого блюда.

IX. Рефлексия (1 мин.)

– Оцените свою работу относительно «Я», «МЫ», «ДЕЛО».

Я: Доволен (довольна) своей работой на уроке.
МЫ: Доволен (довольна) своей работой в группе.
ДЕЛО: Я достиг(ла) цели обучения.