Обоснование.
В тематическом и поурочном планировании
«Биология. Разнообразие живых организмов. 7
класс», предлагается провести 4 лабораторных
работы по изучению признаков растений различных
семейств и 3 практические работы по определению
растений. Провести одновременно и лабораторную и
практическую работу в рамках одного урока очень
трудно из-за нехватки времени. Поэтому, я
использую другой вариант, все лабораторные
работы, представленные в электронном приложении
учащиеся выполняют самостоятельно в конце
каждого урока соответствующей темы в качестве
закрепления изученного материала. А вот все
практические работы предлагаю объединить в
отдельный урок-практикум, выделив на это час
учебной нагрузки.
Для проведения практических работ использую
гербарный материал с местными видами растений,
поэтому карточки-определители, приведенные в
тетради-практикуме не подходят. По ним на
засушенных препаратах трудно определить цвет
листьев, цветов, особенности анатомии цветка,
наличие запаха и т.д. Для выполнения этой работы
предлагаю использовать карточки-определители,
которые предназначены именно для гербарных
образцов.
Тема урока: Определение растений отдела Покрытосеменных (Цветковых).
Тип урока: урок когнитивного типа.
Вид урока: урок-практикум.
Цель урока:
- закрепить знания по морфологии и систематике растений различных семейств отдела Покрытосеменных.
- отработать умения распознавать растения различных семейств отдела Покрытосеменных по гербарным образцам с использованием карточек-определителей
- воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к лабораторному оборудованию, любовь к родной природе.
Оборудование и материалы: карточки определители, гербарные образцы растений различных семейств, ручные лупы, тетрадь – практикум, электронное приложение.
Планируемые результаты: каждый учащийся должен определить три растения из предложенных семейств отдела Покрытосеменные по гербарным экземплярам, пользуясь карточками-определителями (Пасленовые Крестоцветные, Бобовые, Лилейные) на основе характерных признаков.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная: в процессе проведения инструктажа перед началом работы.
- Индивидуальная: работа с учебником, электронным приложением, тетрадью – практикумом, карточками – определителями, гербарным материалом, лупой.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с электронным приложением, тетрадью – практикумом, увеличительными приборами, гербарными образцами, карточками – определителями.
Содержание урока:
Организационный этап
Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку.
Этап подготовки к выполнению практической работы
При изучении характерных особенностей
растений различных семейств отдела
Покрытосеменных (§ 20 – 24 учебника) вы выполняли
виртуальные лабораторные работы представленные
в электронном приложении. Это позволило вам
более детально ознакомиться с характерными
признаками различных растений представленных
семейств. Сегодня, выполняя практические работы,
вы научитесь определять растения не по
электронному приложению, а по гербарным
материалам. Растения, предлагаемые для
определения, произрастают в нашей местности,
знакомства с ними поможет вам лучше узнать
местную флору.
Но прежде, чем приступить к работе, необходимо
вспомнить правила техники безопасность.
Прочитайте пункты № 1,5 на странице 5 тетради –
практикуме.
Этап инструктажа
Также как и при выполнении виртуальных лабораторных работ, вам необходимо использовать карточки определители. Такие карточки по трем разным семействам лежат у каждого на столе. Вспомним еще раз, как пользоваться такими карточками. Для этого прочитайте «Правила определения растений» на странице 5 в тетради – практикуме.
Этап выполнения работы
У каждого учащегося по три гербарных экземпляра растений трех различных семейств с определительными карточками для самостоятельной работы по определению растений. Названия видов определяемых растений и использованные тезы и антитезы, учащиеся записывают в тетрадь – практикум на страницах 40 – 45.
Этап оценки результатов
При правильном определении всех трех предложенных растений, ученик получает высший балл, двух – оценка «четыре», одного – оценка «три».
Заключительный этап урока
Привести свое рабочее место в порядок: гербарные образцы, карточки – определители сложить на углу стола. Дежурные соберут лупы и тетради – практикумы.
Домашнее задание
Прочитать § 25. Повторить основные итоги главы на странице 64 учебника.