Литературная гостиная "Век богатырей"

Разделы: Внеклассная работа


Доброй традицией стало проведение в школе литературных гостиных. Литературные гостиные действительно стали общим делом, так как в них принимают участие учащиеся, выпускники и учителя всех методических объединений. Целью проведения литературных гостиных является приобщение учащихся к поэтическому миру великих мастеров слова, развитие их творческих возможностей, повышение уровня коммуникативной и общей культуры. Мы не только обращаемся к жизни и творчеству великих мастеров слова, но и стараемся войти в мир их чувств, переживаний, перенестись в ту эпоху и стать современниками великих. В литературных гостиных звучат стихи, инсценируются отрывки произведений. Большое внимание уделяется музыкальному оформлению: звучит музыка соответствующей эпохи, романсы и песни на слова поэтов в переложении современных композиторов). Исполнители - наши ученики, учителя, родители, большую помощь оказывают клуб самодеятельной песни и студенты консерватории. Танцевальные номера (вальс, полонез, мазурка) исполняются нашими учениками. Большое внимание уделяется и художественному оформлению: декорации, интерьер, афиши - результат сотрудничества учителей, учеников, родителей нашей школы. Итог литературной гостиной - создание альманаха. За последние годы в школе выросло поколение своих артистов, детей, которые с интересом и удовольствием участвуют в мероприятиях, и что особенно важно, на место ушедших со школьной сцены артистов приходят новые.

Литературная гостиная - это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Гостиная «Век богатырей» входит в цикл гостиных «Поэты пушкинской поры» и посвящена жизни и творчеству Дениса Васильевича Давыдова. Основой сценария стала автобиография Д.В. Давыдова («Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова»). В сценарий включены стихотворения поэта разных лет, романсы, песни на стихи Давыдова и музыка к фильму «Эскадрон гусар летучих». Для создания зрительного образа эпохи используется презентация, в которую включены картины художников конца XVIII – первой трети XIX века. Ведут гостиную двое ведущих.

(Слайд 1)

Поэты пушкинской поры. Литературная гостиная/

(Слайд 2) Музыка к к/ф . А.Журбин Музыка к к/ф «Эскадрон гусар летучих»

Век богатырей. Денис Давыдович Давыдов

(Слайд 3)

А.С. Пушкин Д.В. Давыдову 

Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.

(Слайд 4)

Пушкин признавался: «Давыдову я обязан тем, что в молодости не поддался исключительному влиянию Жуковского и Батюшкова … он дал мне почувствовать еще в Лицее возможность быть оригинальным … я старался подражать Давыдову в кручении стиха, приноравливался к его слогу и усвоил его манеру навсегда».

Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова

Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 1784 года июля 16-го дня…с младенчества своего оказал страсть к маршированию, метанию ружьем и проч. Страсть эта получила высшее направление от нечаянного внимания к нему графа Суворова, который заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: “Ты выиграешь три сражения!” Маленький повеса бросил псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека.

Розга обратила его к миру и к учению. Учили лепетать по-французски, танцевать, рисовать и музыке; тому же учился и Давыдов до тринадцатилетнего возраста. Тут пора была подумать и о будущности: он сел на коня, захлопал арапником, полетел со стаею гончих собак по мхам и болотам – и тем заключил свое воспитание.

(Слайд 5)

В начале 1801 года запрягли кибитку, дали Давыдову 400 рублей ассигнациями и отправили его в Петербург на службу. Привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище стихотворного гения треугольною шляпою. Двоюродный брат А.М. Каховский осыпал его язвительными насмешками и упреками за вступление в службу неучем. «Что за солдат, который не надеется стать фельдмаршалом! А как тебе снести звание это, когда ты не знаешь того, что необходимо знать штаб-офицеру?» самолюбие Давыдова было скорбно тронуто, и с того времени он не только обратился к военным книгам, но пристрастился к ним.

Между тем он не оставлял и беседы с музами: он призывал их во время дежурств своих в казармы, в госпиталь и даже в эскадронную конюшню.

(Слайд6)

С.А. Кушкиной

Вы личиком – пафосский бог,
Вы молоды, вы стройны, как Аглая,
Но я гусар… я б вас любить не мог,
Простите: для меня вы слишком неземная!
К вам светской страстью, как другой,
Гореть грешно! – с восторженной душой
Мы вам, как божеству, несем кадил куренье,
Обеты чистые, и гимны, и моленье!

(Слайд 7)

NN

Вошла – как Психея, томна и стыдлива,
Как юная пери, стройна и красива…
И шепот восторга бежит по устам,
И крестятся ведьмы, и тошно чертям!

(Слайд 8)

После разлуки

Когда я повстречал красавицу мою,
Которую любил, которую люблю,
Чьей власти избежать я льстил себя обманом, -
Я обомлел! Так, случаем нежданным,
Гуляющий на воле удалец –
Встречается солдат-беглец
С своим безбожным капитаном.

(Слайд 9) Стихотворение «Поэтическая женщина»

(Слайд 10)

1804 году судьба, управляющая людьми, или люди, направляющие ее ударами принудили повесу нашего выйти в Белорусский гусарский полк, расположенный в окрестностях Звенигородки. (Давыдов лукавит: он отлично знает, за что направлены на него удары судьбы - его политические басни были весьма откровенны)

(Слайд 11)

Басни

Коль ты имеешь право управлять,
Так мы имеем право спотыкаться
И можем иногда, споткнувшись – как же быть, -
Твое величество об камень расшибить
Смысл этой басни всякий знает…
Но должно – тс! – молчать: дурак – кто все болтает.

Монарха речь сия так сильно убедила,
Что он велел ему и жизнь и жизнь и волю дать…
Постойте, виноват! – велел в Сибирь сослать,
А то бы эта быль на басню походила.

Любимцы ж царство разоряют,
Невинность гнут в дугу, срамцов обогащают…
Их гнусной прихотью кто по миру пошел,
Иной лишен гнезда – у них коль не нашел.
Нет честности ни в чем, идет все на коварстве,
И сущий стал разврат во всем дичином царстве.
Ведь выбор без ума урок вам дал таков:
Не выбирать в цари ни злых, ни добрых петухов.
Молодой гусарский ротмистр закрутил усы, покачнул кивер и пустился плясать мазурку до упаду.

(Слайд 12) Мазурка П.И. Чайковский

Л.Н. Толстой «Война и мир» Денисов

Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку… он вышел из-за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову, ожидая такта… Только на коне и в мазурке не было видно маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он сбоку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одною ногой и , как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он неслышно летел половину залы на одной ноге; вдруг, прищелкнув шпорами, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и левою ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа чутьем угадывала то, что он намерен был сделать. То он кружил ее на правой , то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто намерен был, не переводя духа, пробежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал новое неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему…все были восхищены мастерством Денисова.

В это бешеное время он сочинил известный призыв на пунш Бурцову…

(Слайд 13)

Бурцову

…Бурцов, ты – гусар гусаров!
Ты на ухарском коне
Жесточайший из угаров
И наездник на войне!
Стукнем чашу с чашей дружно!
Нынче пить еще досужно;
Завтра трубы затрубят,
Завтра громы загремят.
Выпьем же и поклянемся,
Что проклятью предаемся,
Если мы когда-нибудь
Шаг отступим, побледнеем,
Пожалеем нашу грудь
И в несчастье оробеем;
…пусть не сабельным ударом
Пресечется жизнь моя!
Пусть я буду генералом,
Каких много видел я!
Пусть среди кровавых боев
Буду бледен, боязлив,
А в собрании героев
Остр, отважен, говорлив!
Пусть мой ус, краса природы,
Черно-бурый, в завитках,
Иссечется в юны годы
И исчезнет, яко прах!
Пусть фортуна для досады,
К умножению всех бед,
Даст мне чин за вахтпарады
И георгья за совет!
Пусть… Но чу! Гулять не время!
К коням, брат, и ногу в стремя,
Саблю вон и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог дает,
Пир задорней, удалее,
И шумней и веселее
Ну-тка кивер набекрень,
И – ура! Счастливый день!

(Слайд 14)

В 1806 году загорелась война с французами, и знаменитый князь Багратион избрал его в свои адъютанты. Давыдов бросился в сечу.

Зимою 1808 года объявлена война Швеции, в течение этой кампании Давыдов неотлучно находился при авангарде Кульнева.

В течение лета 1809 года князь Багратион поступает на степень главнокомандующего Задунайскою армиею; Давыдов находится при сем блистательном полководце во всех сражениях того года.

В альбом

На вьюке, в тороках, цевницу я таскаю,
Она и под локтем, она под головой;
Меж конских ног позабываю,
В пыли, на влаге дождевой…
Так мне ли ударять в разлаженные струны
И петь любовь, луну, кусты душистых роз?
Пусть загремят войны перуны.
Я в этой песне виртуоз!

(Слайд 15) Вступление песни

Начинается Отечественная война. Давыдов поступает в Ахтырский гусарский полк подполковником, командует 1-м батальоном оного до Бородина, подав первый мысль о выгоде партизанского действия, он отправляется с партиею гусар и казаков в тыл неприятеля. (Продолжение песни один куплет, потом убавить громкость. А.Журбин Музыка к к/ф «Эскадрон гусар летучих» «Я люблю кровавый бой»)

Партизан

… Начальник, в бурке на плечах,
В косматой кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А что там будет – вольны боги!
Давно незнаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный;
Его любовь – кровавый бой,
Родня – донцы, друг – конь надежный…

В 1813 году поступает под начало генерала Винцингероде, с ним проходит Польшу, Силезию, Саксонию. Во Франции Давыдов командует в армии Блюхера. За отличие в сражении под Бриеном он производится в генерал-майоры.

Ответ

Я не поэт, я – партизан, казак.
Я иногда бывал на Пинде, но наскоком,
И беззаботно, кое-как,
Раскидывал перед Кастальским током
Мой независимый бивак.
Нет, не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой…
Пусть грянет Русь военною грозой –
Я в этой песне запевало!

…о мой милый друг! С тобой
не хочу высоких званий,
и мечты завоеваний
не тревожат мой покой!
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный –
Вновь за родину восстать;
Друг твой в поле появится,
еще саблею блеснет,
или в лаврах возвратится,
иль на лаврах мертв падет!...

1814 года Давыдов возвращается из Парижа в Москву, где предается исключительно поэзии.

(слайд 16) Г.В.Свиридов Вальс «Метель»

Романс «Не пробуждай» А.Журбин Музыка к к/ф «Эскадрон гусар летучих»

(Слайд 17)

«Прошла борьба моих страстей» А.Журбин Музыка к к/ф «Эскадрон гусар летучих»

(Слайд 18)

О, кто, скажи ты мне, кто ты,
Виновница моей мучительной мечты?
Скажи мне, кто же ты? – мой ангел ли хранитель
Иль злобный гений-разрушитель
Всех радостей моих? – не знаю, но я твой!
Ты смяла на главе венок мой боевой,
Ты из души моей изгнала жажду славы
И грезы гордые, и думы величавы.
Я не хочу войны, я разлюбил войну, -
Я в мыслях, я в душе храню тебя одну.
Ты сердцу моему нужна для трепетанья,
Как свет очам моим, как воздух для дыханья.
Ах! Чтоб без трепета, без ропота терпеть
Разгневанной судьбы и грозы и волненья,
Мне надо на тебя глядеть, всегда глядеть,
Глядеть без устали как на звезду спасенья!
Уходишь ты – и за тобою вслед
Стремится мысль, душа несется,
И стынет кровь, и жизни нет!..
Но только лишь во мне твой шорох отзовется,
Я жизни чувствую прилив, я вижу свет,
И возвращается душа , и сердце бьется!..

(Слайд 19)

Давыдов немного писал, еще менее печатал: он из числа тех поэтов, которые довольствовались рукописною или карманною славою. Карманная слава, как карманныечасы может пуститься в обращение, миновав строгость казенных осмотрщиков. Большая часть стихов его пахнет биваком. Они были писаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений, между двух войн; это пробные очерки пера, чинимого для писания рапортов начальникам, приказаний подкомандующим.

(Слайд 20)

Песня старого гусара

(стихотворение)

Стихи эти были завербованы в некоторые типографии тем же средством, как некогда вербовали разного рода бродяг в гусарские полки: за шумными трапезами, за веселыми пирами, среди буйного разгула. Они, подобно Давыдову во всех минувших войнах, появлялись во многих журналах наездниками, поодиночке, наскоком, очертя голову.

(Слайд 21)

Неверной (стихотворение)

(Слайд 22)

Давыдов – поэт, но поэт не по рифмам и стопам, а по чувству, воображению, рассказам и разговорам.

В заключении скажем, что Давыдов, кочуя и сражаясь 30 лет с людьми, посвятившими себя исключительно военному ремеслу, он в то же время занимает не последнее место в словесности между людьми, посвятившими себя исключительно словесности. Охваченный веком Наполеона, поражавшим всесокрушительными событиями, пел их. Мир и спокойствие – и о Давыдове нет слуха; но повеет войною – и он уже тут.

(Слайд 23) Песня А. Журбин Музыка к к/ф «Эскадрон гусар летучих» «Я люблю кровавый бой»

Снова мир – и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, стихотворец. Вот Давыдов!

Приложение, Презентация.