Цели: формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотребление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей отрешения от жизненных проблем. Показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти.
Задачи: сформировать желание и стремление, искать альтернативные, более конструктивные решения своих проблем.
Используемые материалы: видеофильм "Над пропастью", стихотворение "Крик души", таблица "К чему приводит употребление наркотических средств", презентация "Нет наркотикам"
Ход занятия
Вводная часть. После приветствия учитель рассказывает учащимся о том что: злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих особенно развитых странах мира приняли катастрофические размер, официальная пресса США, Англии, Германии, Франции, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребление наркотическими и психотропными веществами. Самое ужасное это то, что наркомания захватила во многих странах подростков и наша страна не исключение. С каждым годом в нашей стране увеличивается число подростков-наркоманов. Эта беда может прийти в любой дом и стать личной проблемой или проблемой ваших друзей. Учитель акцентирует внимание учащихся об опасности решения жизненных проблем при помощи употребления наркотиков.
Основная часть. На столе у учащихся таблица №1 (Приложение 1).
Учитель формирует представления у учащихся о том, что употребление наркотиков не приводит к решению жизненных проблем, а лишь усугубляет их. Далее учитель предлагает учащимся перечислить причины, по которым у подростка возникает желание попробовать наркотик:
- любопытство
- давление со стороны сверстников
- от скуки
- за компанию
- уйти от реальности и проблем
- не понимание ценностей человеческой жизни.
Затем учитель предлагает заполнить таблицу №2 "к чему приводит употребление наркотических веществ" (Приложение 2)
После беседы учитель, констатирует тот факт, что реальным содержанием жизни наркомана является:
- ухудшение здоровья;
- потеря доверительных отношений с родителями;
- потеря друзей;
- нарушение закона;
- физическая зависимость;
- духовная зависимость;
- снижение успехов в школе;
- потеря возможности учиться и работать;
- денежные проблемы;
- духовная бедность;
- наркотик - как "волшебное" средство;
- переход от употребления менее слабых к более сильным наркотикам.
Заключительная часть. Идет видеоролик "Над пропастью" затем учитель предлагает учащимся, суммируя все увиденное и услышанное, отработать личную стратегию решения жизненных проблем без употребления наркотиков. Учитель читает стихотворение "Крик души":
Авторы: Нина Дилон, Валерий Растрига
Когда дорога жизни не верна
Придёт начало бесконечной ночи
Я знаю, в этом есть моя вина,
Что упустила я тебя, сыночек
Не удержала жизнь твою в руках
Она как птица грудью билась в стену
И вижу я в своих тревожных снах
Любимых рук исколотые веныЯ прошу прощения у неба
Я беду свою не отвела
Я прошу прощения у сына
Уберечь я его не смоглаМне говорят, что это вовсе не моя вина
Что у беды другие есть причины
Но чаша горя выпита до дна
Ведь я же мать, и я теряю сынаТеряю я тебя сынок, пойми
От слёз моих в душе сильнее рана
Не смог найти ты счастья меж людьми
И скрылся в туче горького дурманаЯ прошу прощения у неба
Я беду свою не отвела
Я прошу прощения у сына
Уберечь я его не смоглаЯ прошу прощения у неба
Я беду свою не отвела
Я прошу прощения у сына
Уберечь я его не смогла.
После чего подводит учащихся к тому, что ответственность за выбор он несет, прежде всего, сам. Однажды сделав неверный шаг, ты не сможешь вернуться назад. Но есть 10 причин на исправление этого неверного выбора:
- Наркотики дают фальшивое представление о счастье.
- Наркотики не дают человеку мыслить за самого себя.
- Наркотики часто приводят к несчастным случаям.
- Наркотики уничтожают дружбу.
- Наркотики делают человека слабым и безвольным.
- Наркотики толкают людей на кражи и насилие.
- Наркотики являются источником многих заболеваний.
- Наркотики разрушают семьи.
- Наркотики приводят к уродствам детей.
- Наркотики являются препятствием на пути к духовному развитию.
Завершается урок показом презентации "Нет наркотикам" (Приложение 3).
Домашнее задание. Обсудить с родителями урок, сделать газету к конкурсу газет на тему - "НЕТ НАРКОТИКАМ"
Примечание: Урок, посвященный данной проблеме, не должен нести характер сенсации. Необходимо акцентировать внимание на отсутствие реального будущего у наркоманов вне зависимости от того, кем он является (спортсменом, музыкантом, художником, бизнесменом, политиком и т.д.).