Активные изменения последних лет в практике отечественного образования не миновали ни одну сторону школьной жизни.
Одна из ведущих новаций сегодняшнего дня – метод проектов.
Проектно-исследовательская деятельность – это одна из видов педагогических технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы.
Как учитель немецкого языка я вижу в методе проектов замечательное дидактическое средство для освоения предмета.
Каждый учитель стремится привить своим ученикам самостоятельность и активность в изучении предмета, в приобретении новых знаний и овладении новыми навыками.
Эффективно реализовать деятельный подход к обучению немецкого языка возможно при помощи проектно-исследовательской деятельности.
Метод проектов может привить ученикам вкус к овладению посильными приемами самостоятельной работы над языком, погрузить их в поисково-творческую работу, пробудить творческую фантазию, воспитать из них деятельные, критические и конструктивно мыслящие личности.
Мое мнение, что о методе проектов надо говорить как об обучении через деятельность.
Мой личный опыт проектной деятельности имеет начало с 2004 года. Так уж сложилось, что один и тот же детский коллектив за эти годы пребывал в рамках самых различных по типологии проектов. На сегодняшний день заниматься проектной деятельностью стало для детей привычным и востребованным состоянием.
При изучении немецкого языка учащиеся отдают предпочтение практико-ориентированным проектам. По числу участников наши проекты групповые. По продолжительности долгосрочные. Весь проектный цикл выполняется во внеурочное время.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников. Продукт проекта заранее определен и может быть в дальнейшем использован на уроках немецкого языка, а также в жизни класса или школы.
Темы всех проектов дети выбирали сами. Я подробнее остановлюсь на первом проектном опыте.
Детям младшего возраста средней школы более близка тема родного города, которая красной нитью проходит через все годы обучения в начальной школе.
Итак, первый проект учащиеся 5 класса назвали „Das Herz Moskaus“ («Сердце Москвы». Фото 1).
В ходе проектной деятельности, ученики стремились самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей.
На данном этапе руководитель проекта должен суметь достаточно деликатно и ненавязчиво подвести ребят к определению целей и постановке задач таким образом, чтобы дети считали их вполне самостоятельно принятыми. Это пробуждает интерес и обеспечивает успех.
Ребята с удовольствием искали дополнительную информацию по данной теме, изучали ее, выделяли главную мысль, находили нужную информацию в иноязычном тексте, систематизировали и анализировали информацию. Учащиеся учились работать с разнообразным справочным материалом, старались грамотно и четко излагать свои мысли, работали с новой лексикой. Самостоятельно и очень активно работали со словарем, вычленяли незнакомые слова из контекста, распределяли лексические единицы по частям речи, большое внимание уделяли существительным, записывая их по родам в отдельные колонки, в дальнейшем все слова проговаривали с учителем. Был создан богатый тематический словарь по данной теме.
Z.B.
Die Hauptstadt
Die Turme
Der Spasski-Turm
Der Kutafja-Turm
Der Borowitzki Turm (Waffen-Turm)
Der Wiederaufbau – s,=
Der Hohe Platz
Der Ziegelstein-(e)s,-e
u.s.w.
Надо отметить, что вся лексика повторялась учащимися многократно в письменной и устной форме. Расширяя лексический запас, учащиеся использовали способ построения ассоциограммы по данной теме. (Рисунок 1)
С большим энтузиазмом ученики 5 классов во внеурочное время занимались творческой работой, лепили, конструировали, при этом к каждому элементу макета ребята делали бирки и подписывали их по-немецки, а это еще одна из дополнительных работ с лексикой, которую дети выполняют с большим удовольствием.
Для обеспечения следующего этапа проекта,
презентации его продукта, требовалось умение
детей сформулировать предложение по-немецки,
наглядно показать, грамотно озвучить.
Дети повторяли грамматические правила,
составляли диалоги, повторяли пройденные темы.
Таким образом, исследовав языковые явления и отработав их с учителем, учащиеся приступали к грамматическому оформлению полученной информации на немецком языке.
Ученики делились на группы, отрабатывали диалоги, учитель поддерживал и поощрял детей.
Z.B.
– Meine Freunde und ich haben ein Projekt uber den Kreml gemacht.
– Unser Projekt heisst „Das Herz Moskaus“
– Was habt ihr fur das Maket gebraucht?
– Was befindet sich noch auf dem Roten Platz?
– Wie heisst der bekannteste Turm?
– An allen vier Seiten dieses Turmes befindet sich ein schwarzes
Zifferblat mit vergoldeten Zeigern.
– Die schonste Kathedrale befindet sich auf dem Roten Platz.
Unsere Stadt gehort zu den grossten Stadten der Welt. U.s.w.
Таким образом, ребята учились самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивали критическое мышление.
Проектная деятельность при изучении иностранного языка мотивирует сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик-ученик на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности, активизирует деятельность каждого участника проектной группы. Ученик вовлечен в активный учебно-познавательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового материала.
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Работать над проектом заставить невозможно. Но если ребенку ясна цель и понятны задачи, то он увлечен и инициативен, жди от него еще много новых идей. Захваченные всеобщим энтузиазмом дети обнаруживают свои скрытые возможности, поскольку высока мотивация к решению общей проблемы. Дети не хотят «ударить в грязь лицом» друг перед другом, а это тоже мотивирует работу над собой, собственными привычками. Надо сказать, что активность ребят даже слабоуспевающих просто поразительна.
Проектная деятельность интересна тем, что дети пытались самостоятельно актуализировать свои знания, использовали и закрепляли уже сформированные умения, приобретали опыт работы в коллективе. Работа в группе нравится ребятам, они чувствуют себя командой, стараются помочь друг другу.
В изучении иностранного языка очень важно использовать желание детей работать в группе, создавая тем самым положительную мотивацию учения. Метод проектов в изучении иностранного языка позволяет в полной мере использовать коллективные формы работы, как в урочное, так и во внеурочное время.
Наш проект занял в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся Северо-Западного учебного округа города Москвы «БУДУЩЕЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА» 1-е место.
Макет Красной площади и Кремля используется на уроках немецкого языка по теме «Город», востребован он и на уроках по другим предметам.
Ребята с гордостью демонстрировали свою работу на выставке «Молодежная ЭКСПО». (Фото 2)
Презентовать свою работу детям очень нравится. Они с гордостью продолжают рассказывать по-немецки о своей работе при проведении в школе недели иностранного языка. Это очень важно, чтобы учеба доставляла детям радость.
Метод проектов позволяет детям учиться продуктивно, без принуждения, проявлять самостоятельность и получать от учебы удовольствие.
Он позволяет наиболее полно реализовать два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивации к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес.
Уверена, что метод проектов достаточно эффективно применим при обучении иностранному языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем его совершенствовании.