Цели урока:
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления:
- Установите, какое число должно стоять в конце “цепочки” (задание даётся по рядам).
- Назовите, из каких геометрических фигур состоят цепочки?
См. приложение (слайд 2).
2. “Давайте подумаем”.
- Установите правило нахождения числа, которое стоит в средней клетке первой строки. Используя данное правило, вставьте в пустую клетку пропущенное число.
См. приложение (слайд 3).
15 41 26 51 3 17 19 … 12 57 … 19 (41=15+26) (3 = 51:17) (19+12=31) (57:19 = 3)
3. Решение задач:
- Укажите решение каждой задачи.
- Четвёртая часть стакана сахарного песка весит 60 г. Сколько весит стакан сахарного песка?
- Один литр керосина весит 800 г. Сколько весит восьмая часть литра?
- Пирог разрезали на 8 равных долей?
- Какую долю составляет каждая часть?
Проблема: Какую часть составят 5 таких долей?
Постановка учебной задачи: найти способ обозначения ответа на вопрос задачи.
III. Открытие нового.
1. Дроби.
Работа с опорой на рисунок (пирог).
См. приложение (слайд 4, 5).
- На сколько частей разрезали пирог? (На 8)
- Сколько таких частей нужно взять? (5 частей)
- Как же это записать? С помощью чего? (Дроби)
- Как мы назовём наш урок? (“Дроби”)
Работа в учебнике – тетради, с.79.
Открытие: ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.
Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.
5 5 – числитель дроби
8 8 – знаменатель дроби
- Что показывает знаменатель 8? (На сколько долей делят целое)
- Что показывает числитель 5? (Сколько таких долей взяли)
- Что показывает дробная черта? (Деление)
№ 1, с.79 – с комментированием (слайд 6).
№ 2, с.80 – изображение соответствующих дробей (слайд 7).
№ 3, с.80 – чтение дробей (предварительно отработка “замечания” - образец чтения дробей). Выделение числителя, знаменателя, что они обозначают.
IV. Первичное закрепление.
1. Проценты.
№ 4, № 5 с. 80 – работа по вариантам:
I вариант - № 4 (запись дробей с помощью знака %);
II вариант - № 5 (запись процентов в виде дроби со знаменателем 100).
Проверка у доски (слайд 8, 9).
2. Единицы измерения величин.
№ 7, с. 81.
- Посмотрите внимательно: какое задание нужно выполнить?
- Что необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить данное задание (соотношение единиц длины и времени).
- Чем интересна последняя дробь? (Числитель равен знаменателю)
- Что она обозначает? (1)
3. Самостоятельная работа.
С/р. №1, №2 с.27.
№ 1.
- Какая часть фигуры закрашена?
№2
Допиши предложение:
Дробь 5 показывает, что целое разделили на ___ равных частей и 12 взяли ___таких частей.
VI. Домашнее задание.
С.79 – правило, № 12 с.81 (в учебнике).
VII. Итог урока.
- Расшифруйте ключевое слово нашего урока, но для этого вам потребуется расположить дроби в порядке убывания (слайд 10).
- Что мы называем дробью?
- Как записывается дробь?
- Что обозначает дробная черта?
- Как называются числа дроби? Что показывает числитель? Знаменатель дроби?
- На этом наш урок окончен. Большое спасибо!