Эпиграф:
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем. (П. Гвездослов)
Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом.
Подготовительная работа: За месяц до проведения вечера ученикам 8–11-х классов дается задание подобрать стихи, песни, пословицы, поговорки и высказывания известных людей о природе, ее охране и проблемах. Подбираются фонограммы. Оформляются плакаты с высказываниями.
Оформление и оборудование: Плакаты с высказываниями: Фонограммы: голос кукушки; колокольный звон. Метроном, диапроектор, слайды, глобус, рисунки ребят.
ХОД УРОКА
(Звучит медленная музыка. Слайды природы)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун – певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем, счастливо живут
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно голубой,
Дышится легко и вволю…Г.Маршанова
1-й ведущий: Все мы обязаны жизнью нашей планете прекрасной и единственной Нашей Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по – детски беззащитной перед варваром человеком (в руках у детей глобус, который передают друг другу).
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой
И шепчут мне материки –
“Ты береги нас, береги!”В тревоги рощи и леса
Роса на травах как слеза
И тихо просят родники:
“Ты береги нас береги!”Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком человек”
В тебя мы верим – не солги
Ты береги нас береги!Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасной и родной
И шепчут губы:
“Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
2 ведущий: Получив неограниченную власть над природой, и упиваясь этой властью, человек, считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее скромной частицей. Вот почему …
Сейчас обязан думать человек,
Придет ли к людям новый век?
Иль в полыхание атомной зори
Настольные сгорят календари.
И клинопись, в пещерной тишине
Сползет слезой горящей по стене
Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям новый век?
Иль марсианин, впишет в свой дневник,
Как по Вселенной прокатился крик
И он увидел искаженный лик,
Земли, что, содрогаясь и звеня,
С распущенными косами огня
Упала в бездну, в вековую даль,
С хвостом орбиты, скрученной в спираль
Сейчас обязан думать человек
Чтоб он пришел, к нам новый век!
1-й ведущий: Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в тоже время само оказалось на краю гибели (В руках рассказывающего большой глобус с черными пятнами и тряпка)
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нет
Черные сотрешь ли человек?
2-й ведущий: Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
1-й ведущий: На протяжении многих веков переходит от поколений к поколениям живущих на Земле это слово Божие.
Не возжелай жены
Ближнего твоего
Не возжелай дома
Ближнего твоего,
Ни села его, ни раба его,
Ни рабыни его,
Ни вола его, ни осла его
Ни всякого иного его…
2-й ведущий: Но не всегда прописные истины находят отклик в сердцах и умах людей.
1-й ведущий: Война – это кровь, слезы, ужас, разруха. За последние 5500 лет на Земле прошло 14500 воин. Сколько жизней унесли и искалечили эти войны – не счесть.
2-й ведущий: А сколько денег было потрачено на это. Только 2 последние Мировые войны отняли у людей почти 1,5 трлн. долларов.
6 августа 1945 года тяжелый бомбардировщик, носивший красивое имя “Энола Гей” бороздил воздушное пространство. На борту был всего один пассажир – атомная бомба “Малыш”. Под крылом простиралась страна восходящего солнца и города, города, … которые еще ничем не отличались от других … пока … Хиросима, Нагасаки … (Высвечивается слайд с изображением атомного взрыва, сцена затемнена). Начинает звучать колокол.
Чья там бродит тень незримо,
От беды ослепла?
Это плачет Хиросима
В облаках из пепла
Чей там голос в жарком мраке
Слышен исступленный?
Это плачет Нагасаки
На земле сожженной
В этом плаче и рыданье
Никакой нет фальши,
Мир весь замер в ожиданье –
Кто заплачет дальше?
Все чтецы выносят в зал бумажных голубей. Прекращается колокольный звон.
1-й ведущий: “ Каждый человек – не есть остров, каждый человек – это часть большого континента и никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе …”
2-й ведущий: Кто же если не мы? Когда же, если не сейчас? Мы начнем задумываться о состоянии нашей планеты Земля – нашего общего дома.
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где место нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Что жизнь без неба, где родится зной?
Без дальних гор, где снежные седины?
И дерева цветущего весной,
Глядящего на белые вершины?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
Жизнь не полная без широты полей,
Жизнь без примера их свободы вечной.
1 ведущий: Мы до сих пор еще не поняли и не хотели понять что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и одного дня.
2-й ведущий: Знаки надвигающейся беды заметны повсюду в мире. Ресурсы планеты не умножаются, а иссекают. Катастрофически быстро загрязняют люди воздух и воду.
Было море чистое, лучистое,
Но построили завод, –
И не стало чистых вод –
Набросали банки, склянки,
Даже бросили бревно
И от этого завода
Стало всем грязным, грязно. (Н.Черкесова)
1 ведущий: Но беречь воду необходимо начинать в быту. Посмотрим факты. Расход воды на человека составляет 200-300 литров в день, а в крупных городах – 500 литров. Неприкрытый водопроводный кран, из которого капает вода (50 капель в минуту), расходует до 400 л воды в месяц. Это количество воды при минимальной потребности в ней может обеспечить жизнь шести человекам.
2 ведущий: Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. “Остановить наступление пустыни” - название одного из документов ООН по окружающей среды”.
Плато Тассили – один из древнейших центров обитания человека в Сахаре. Здесь сохранилась наскальная живопись: сцены охот, танцев, сражений, выпаса быков. Картинная галерея Сахары позволила проследить, как изменились условия жизни человека в этом районе, заставила задуматься над возможным происхождением пустыни Сахары.
1 ведущий: На глазах сокращаются площади лесов: два-три поколения назад в зарослях, обступивших столицу Нигера – город Ниамей, нельзя было сделать ни шагу, не спугнув львов, гиен. А сейчас хворост заготавливают за 70 км от города, и караваны верблюдов везут этот груз в город. В результате содержимое котелка часто обходится дешевле дров.
“Берегите лес” (Н.Жоголев)
Как все взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо.
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы,
И с шелестом берез зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым
Срубите лес – и, как в безлунной бездне
Все-все – до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка – исчезнет
Над пустошью лишь тени бросят тучи …
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела!
2 ведущий: Реактивный лайнер перелетая из Москвы в Нью-Йорк сжигает 50–75 т О2 – это продукт фотосинтеза 25–30 тыс. га леса.
Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят
Богаты мы ...
Но считанные птицы, над считанными рощами летят,
Дрожит камыш на считанных озерах
И восковые считанные зерна неслышны
Зреют в малом колоске
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы
Неужели внуки лишь по красной книге
Узнают, как богаты были мы. (Р.Рождественский)
2-й ведущий: Вырастают горы отбросов, в том числе опасных для жизни.
1-й ведущий: “Ни один живой организм не может существовать в среде созданной из его отбросов” - писал В.И.Вернадский.
2-й ведущий: Кроме, разумеется царя природы - человека.
1-й ведущий: Выбросы в атмосферу различных газов усиливают парниковый эффект, истощают озоновый слой (слайды с видами хозяйственной деятельности).
Дыра (Михаил Ножкин)
Озонная дыра над Антарктидой.
А не было ее еще вчера
Зачем она учеными открыта?
Неужто в вечность нам уже пора?
Неужто судный день для бела света
Подкрался вдруг космической тропой,
И под жестким ультрафиолетом
Нам корчится беспомощной толпой!
Неужто все что дорого и свято
В единой человеческой судьбе,
Вдруг будет уничтожено, распято,
Потомками диапазона “В”
На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже антарктические ветры
От страха взывали душу леденя.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда,
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, - господа!
Природу мы так рьяно покоряем,
Уродуем творение творца,
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,
И травим, и взрываем без конца.
Безумие свое реализуя.
Давно уже мировоздателю хамим
Давно на всю галактику галдим
Давно на всю Вселенную дымим
И с мудростью хвостатых наших предков,
И с вечным нетерпением ножа,
Все спорим – у кого же лучше клетка
И у кого добрее сторожа? …
Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана в сердце, как пожар в груди,
Одумайся беспечный индивидуум,
И в будущее взор свой обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся, пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг
Пока другие не пробиты дыры
На нашем общем малом корабле
Пока одна дыра над Антарктидой,
Пока один Чернобыль на Земле.
2-й ведущий: Экологические проблемы не знают границу и природных рубежей – они глобальны: “что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?” - сказал когда-то Генри Девид Торо.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатств
У будущих веков
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня
Поймите люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
1-й ведущий: А сейчас мы хотим поведать вам одну очень грустную историю (слайды природы океана и деятельности человека в океане).
Седой и старый, хмурый океан
Поведал мне историю такую,
А слезы дождевые сквозь туман
Все подали на грудь его большую.
Я на планете нашей всех крупней,
Водою все материки соединяю,
Не счесть богатств моих заливов и морей,
В трудах и день, и ночь – я устали не знаю.
Я принимаю с суши воды рек,
Я капельки – дождинки собираю,
Я в гневе страшен: знает человек,
Когда цунами я на берег посылаю.
Но я готов любить и понимать
Того, кто для меня стал близким другом,
Кто будет мои воды защищать,
Спасет меня от страшного недуга.
Я заболел! Виновен человек!
Казалось, он лишь малая песчинка,
Казалось, так его не долог век,
Как на жаре век крошки – льдинки.
Ан нет! Бумага, нефть и шелуха,
Остатки грязи, мутных рек потоки,
Вот, что я получил за долгие века
Совместной жизни, полной дней тревоги.
Я смог себя сначала защищать,
Я медленно, но верно очищался,
Но человек так “мудро” расстарался,
Что остается мне лишь умирать.
О, человек! Не убивай меня!
Ты сам не знаешь истины глубины:
Я повторяю – мы едины!
И с гибелью моей – не уберечь тебе себя!
2-й ведущий: Все возрастает загрязнение океана бытовыми отходами. Следы человеческой деятельности наблюдаются даже на глубине. Например, тропы научного исследовательского судна “Академик Курчатов” выловили с глубины 8300 м не только уникальных донных животных, но и жестяную банку, обрезки полиэтиленовых пакетов.
1-й ведущий: Есть, к сожалению, и более трагические примеры: в 1972 г. у берегов Бразилии были обнаружены сразу 30 мертвых кашалотов. Как выяснилось, киты погибли от скопления в воде полиэтиленовой пленки, выброшенной в океан. Вместе с водой пленка попала в дыхательные пути животных, и они погибли от удушья.
2-й ведущий: На очень грустные мысли наводят эти строки. Человек потонет во мраке Вселенной. И исчезнет планета Земля, останется планета Слез и Скорби (слайды природы и хозяйственной деятельности человека).
Кромсая лед, меняем рек теченье,
Твердили о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем, просить прощенья,
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды ….
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды.
1-й ведущий: Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США) повесил на стене вольера обыкновенное зеркало с надписью: Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Только он способен истребить целые виды животных.
2-й ведущий: В 1883 году в Амстердамском зоопарке, закончил свою жизнь последний представитель зебры квагги. Многотысячные стада квагги, бродившие по саваннам Африки были истреблены ради ...мешков для зерна. Мешки из их шкур были дешевле холщовых. А таких примеров много.
Бодавшиеся деревца ….
А где-то там, в распадке тихом,
Где верба распустила пух,
Насторожилась олениха,
Вся превратившаяся в слух
И этот клич ответный, смелый,
Заклокотал в ее крови.
Она не шла, она летела
Навстречу голосу любви
На клич – как бабочка на пламя,
Как в реку радостный ручей
И проплывали облаками
Сугробы талые над ней
Из-под копыт хлестали искры,
Взлетал и падал небосвод …
Она не слышала тот выстрел,
Что оборвал ее полет.
Как бы запнулась … и в оленьих
Больших глазах – не страх, не боль,
А выраженье удивленья:
Так вот, какая ты любовь? ….
И перед ней, разлившись странно,
Дымилось солнце на снегу
А эхо, охнувшее страшно,
Пошло выстуживать тайгу,
И зверь огромный замер чутко,
Поднял рога на полпути:
Ему и хочется, и жутко
Навстречу выстрелу идти.
2-й ведущий: Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: говорил: “ Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, значит, пересесть из него просто некуда ...” (Голос кукушки)
1-й ведущий: Слышите? … Кукушка …
2-й ведущий: “Кукушка, кукушка, сколько лет нам осталось жить?” (Кукушка резко замолкает)
1-й ведущий: Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей покрытой пылью, безжизненной Земле можно будет установить надгробный камень с такой странной надписью...
2-й ведущий: “Каждый хотел лучшего для себя”.
1-й ведущий: Нашу встречу, мы хотим закончить следующими словами:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету,
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Песня “Нам не хватает добра” (Назаров)
Использованная литература
- Классный руководитель № 5, 1998 г.
- Миллер Т. “Жизнь в окружающей среде” - М.: Прогресс-Поигея, 1993.
- Земля и человечество: Глобальные проблемы – М: Мысль, 1985 г.
- Введение, ч. IV – (сер. Страны и народы).
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! – М.: Просвещение 1995 г.