Работа представлена кафедрой методики обучения и воспитания ЛГУ имени А.С. Пушкина
В статье рассматриваются основные принципы построения модели учебного процесса, направленного на становление экологической культуры младших школьников. В результате анализа данных экспериментального исследования выявлены уровни сформированности экологической культуры младших школьников.
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине ХХ века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом.
На современном этапе модернизации образования у ученых и педагогов-практиков не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становиться системообразующим фактором образования всех слоев населения. К числу главных задач такого образования относится развитие экологической культуры, т.к. изменения, происходящие в обществе, усиливают потребительское отношение к ней. При этом экологическое образование оказывается ареной острого соперничества двух тенденций. В настоящее время на уроках природоведения и окружающего мира (программа «Мир вокруг нас» автор Плешаков) в начальной школе учитель по-прежнему использует традиционную технологию, основанную на информировании и воспроизведении изложенного учебного материала, что предполагает пассивную роль учащегося в процессе накопления и освоения знаний о природе. Репродуктивно-консервативным установкам и педагогическим стереотипам противостоят инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического творчества и профессионализма.
Повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современного общества связана с готовностью педагогов к выбору образовательных альтернатив в области экологического образования с целью развития личности ребенка.
Развитие ребенка в процессе его обучения и воспитания А.К.Лукина рассматривает как сложный динамический процесс формирования качественных новообразований в структуре личности, происходящий в результате взаимодействия нескольких факторов: естественного психофизиологического развития; воспитания и обучения как системы целенаправленных воздействий; его собственной социальной деятельности; многообразного влияния окружающей среды [2]. Факторы развития, выделенные А.К.Лукиной, с одной стороны, являются показателями «потенциала здоровья ученика» –психофизиологический резерв и собственная социальная деятельность, а с другой стороны, – показателями «потенциала здоровьесозидания» образовательной среды – воспитание и обучение, как система целенаправленных действий, и влияние окружающей среды на здоровье ребенка [2].
Л.С.Выготский отмечал, что перенесение внешних социальных отношений между людьми во внутренний план, является основой построения личности. На ранних стадиях онтогенеза влияние окружающей природной среды (в т.ч. и природной) не осознается человеком, но при этом оказывает решающее влияние на формирование структуры сознания, системы отношений ребенка, его самовосприятие в системе отношений. По мере накопления индивидуального опыта и формирования психического склада личности возрастает роль самого субъекта в выборе тех или иных внешних связей среды и отношений, тех или иных компонентов среды. На более зрелых этапах развития человек может не только избирать отдельные компоненты среды для взаимодействия с ними, но и сам участвовать в ее формировании.
Эффективность педагогической деятельности будет обусловлена не только готовностью педагога к деятельности в условиях образовательного выбора, но и предполагает готовность педагога к созданию и использованию образовательных программ, позволяющих осуществить на основе осознанного выбора содержания профессиональной деятельности возможность взаимосвязанного развития компонентов потенциала здоровья ребенка.
Для ребенка младшего школьного возраста экологическое образование необходимо начинать с формирования экологической культуры, основанной на подлинном интересе к природе, которое связано с развитием эмоционально-чувственного компонента познавательного интереса. Это позволит изменить отношение к природе и сформирует новую систему отношений между растущим человеком и окружающим миром. Противоречия между традиционными способами преподавания знаний о природе и необходимостью развития у ребенка способности разбираться в собственных чувствах и чувствах живой и неживой природы, делает актуальным поиск педагогических технологий, основанных на взаимосвязи формирующихся интеллекта и эмоций. Только тогда ребенок сможет быстро и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию в природной среде и окружающем мире. Взаимное развитие когнитивной и эмоциональной сферы ребенка как основы формирования экологической культуры предполагает становление экологических ценностных ориентаций младшего школьника.
Новаторское отношение педагога к пониманию значимости экологической культуры в развитии психофизиологических и социальных резервов личности ребенка, открывает возможности трактовать младшего школьника как равноправного субъекта в рамках учебного взаимодействия по формированию основ экологического образования. В ходе сотрудничества педагога и ребенка инициируется совместное «переоткрытие» наиболее значимых достижений в области экологического образования и формирования экологической культуры субъекта учебно-воспитательного процесса, что диктует необходимость инновационных усилий в области организации процесса обучения, поиска новых форм и средств его реализации от педагога.
Педагог, не навязывая ребенку своих знаний, умений, ощущений и эмоций, постигает тайны природы вместе с учеником, помогает ребенку обрести уверенность при общении с природой. Совместное погружение в мир природы, помогает не только изучать природные явления, знакомясь с их проявлениями, но и пропускать это знакомство через собственные ощущения, формируя знания и умения ребенка, развивая нравственное и духовное здоровье ученика.
Мы полагаем, что эффективное становление экологических ценностных ориентаций младших школьников возможно в рамках экологической модели (рис.1) на основе разработанной авторами технологии «Урок под открытым небом», которая работает на следующих принципах:
- гибкости в переструктурировании содержания учебного процесса и деятельности детей в соответствии с динамикой развития показателей эмоциональной сферы младших школьников;
- доминировании исследовательской экологической практики младшего школьника над репродуктивным усвоением знаний традиционных программ по экологическому образованию;
- приоритет заданий открытого типа над закрытыми, который реализуется через методы продуктивного обучения;
- реализация позиции учителя как координатора учебного процесса, позволяющая реализовать не только субъект-субъектные взаимоотношения между педагогом и младшим школьником, но и вызывающая личностные изменения педагога.
В разработке модели экологического воспитания младших школьников на основе выделенных принципов мы опирались на мнение ряда исследователей, что любая культура (в данном случае экологическая культура младшего школьника) предстает как форма бытия и образуется совместной деятельностью педагога и ребенка [3,с.13-14]. При этом результатом совместной деятельности выступают изменения как на субъективном, так и на объективном уровнях (Рис.1). Изменения происходят: а) в личности ребенка и педагога - показатели здоровья (качества) субъектов деятельности, б) «продукты» педагогической деятельности и деятельности ребенка в образовательном процессе - результаты образовательной деятельности, которые становятся «экологической культурой» и образуют культурную среду сообщества, в) система взаимоотношений, меняющаяся в результате совместной деятельности и обеспечивающие развитие показателей здоровья младших школьников.
Рис. 1. Результативность модели экологического образования на основе технологии «Урок под открытым небом»
Модель учебного процесса, направленная на становление экологических ценностный ориентаций, основана на технологии «Урок под открытым небом» и представлена в виде совокупности концептуального, содержательного, структурного и функционального компонентов [1].
Концептуальная основа модели базируется на тезисе о том, что все знания и умения, полученные младшими школьниками в процессе обучения, должны быть личностно-значимыми для ребенка, основаны на развитии показателей эмоциональной сферы ребенка в процессе освоения учебного материала. Личностно-значимая деятельность младшего школьника, основанная на развитии эмоциональной сферы, способствует становлению экологических ценностных ориентаций.
Целевой комплекс отражает результаты учебного процесса, направленного на становление экологических ценностных ориентаций младших школьников.
Фрагмент урока под открытым небом
- Чем заняты растения с приходом весны? (Начинают очередной круг своей жизни, возобновилось сокодвижение, набухают почки.)
- Какой цветок появляется первым? (Подснежник)
- Почему так называется?
- Какой цветок сегодня будете рассматривать? (Мать-и-мачеху)
- Что ещё знаете об этом растении?
- Наклонитесь, осторожно рассмотрите, понаблюдайте за цветком.
- С кем можно сравнить цветок? Почему так думаете? А если бы сейчас цветок ожил, что бы вам сказал? Как его зовут? Что бы сказали ему вы? Сколько ему лет? Закройте глаза, представьте сон цветка. О чем его сон? Расскажите, что приснилось вашему цветку.
Вспомните, какое задание вам дала Весна? (Составить историю о мать-и-мачехе.) Кто авторы этих историй? (Вы.)
Какой литературный жанр напоминает вам эти истории? (Сказку.)
Почему сказку?
Какие эпитеты использовали, рассказывая о своем Цветке?
Как вы относитесь к Цветку?
- Есть закон природы: после зимы, Весна вступает в свои права.
Кто из Вас помнит, в каком произведении вы читали об этом? (В.В.Бианки “Синичкин календарь”)
Бианки в своей статье рассказал только о первых признаках весны.
Весна — это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее.
Работы детей
Золотистый цветок.
Жил-был на свете один Цветок. Назывался он Мать-и-мачеха. У цветка было второе имя – Золотистый цветок. Он очень переживал, что не такой красивый, как роза.
- Ах, как все прохожие восхищаются душистыми цветами шиповника и розовыми кустами у дороги!
- Не переживай, дружок, - сказал Золотистому цветку старый куст малины.- Путь твои лепестки не так прекрасны, как у розы, но зато твои листья обладают целебным соком, способным вылечить кашель.
Настоящее солнышко
Жила-была семечка. Она была то теплая, то холодная.
На скамейке сидела девочка. Ей было грустно от того, что с ней не дружат. И вдруг она увидела семечку. Девочка сразу поняла, что с ней сделать.
Она взяла семечку и закопала в землю. Девочка семечку поливала, о ней заботилась. И вот через несколько дней появился росточек, а потом вырос небольшой стебелек. Девочке так хотелось посмотреть на цветок.
Вскоре он распустился. Это была мать-и-мачеха. Она была похожа на настоящее солнышко.
Сказка о цветке
Жила-была в стране Цветов девочка. У нее была мама – очень добрая и нежная. Они никогда не ругались, а сильно друг друга любили.
Но однажды мама заболела, умерла и превратилась в семечко. Отец женился на другой женщине. Она не любила девочку. Но вскоре мачеха тоже умерла и превратилась в семечко.
Девочка посадила у себя в саду семена и вскоре они проросли. Верхние лепестки были холодные и грубые, а нижние – теплые и мягкие.
Девочка назвала цветок мать-и-мачеха.
Литература
- Базулина И.В. Программа «Уроки под открытым небом».
- Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика. - 2002. - №1.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003. С.407.