Познавательная игра по технологии "Колесо истории"

Разделы: Технология


Тема: Быт,одежда и традиции казаков станицы Черняево.

Цель: В игровой форме познакомить учащихся с бытом, занятиями и традициями амурских казаков.

Задачи:

  • Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к истории своей малой родины, села и края.
  • Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, уважения к истории, традициям родной страны.
  • Способствовать формированию коммуникабельной культуры, сплоченности учащихся.

Тип занятия: урок-игра

Оборудование и оформление кабинета:

  • этнографическая коллекция предметов быта амурских переселенцев (самовары, утюги, самопряха, рубель, гребни, крынки, лапти и др.);
  • фотографии казачьих изб, казачьей одежды, быта, казачьих семей;
  • альбомы, папки-раскладки, рефераты по истории станицы Черняево;
  • круг "Колесо истории", поделённый на сектора; жетоны разного цвета (по числу команд)

Ход занятия

I. Организация учащихся: разбить на команды. При входе в кабинет учащиеся выбирают жетоны, формируются команды (синие, желтые, зеленые) и рассаживаются вокруг «Колеса истории».

Музыкальная заставка «Амурские волны»

Ученик:

«Азиатской волною Амура.
Криком зверя во мгле ночной,
Потайною тропою маньчжура
Ты пугал меня, край лесной.
Ни церквей на лугах зеленых,
Ни плакучих берез на полях,
Только кедры на горных склонах,
Где за соболем шел гиляк.
Но сейчас кого ни спроси я,
Все ответят наперебой:
«Ты и здесь обжилась, Россия,
С неподкупной своею судьбой»
П. Комаров

II. Вступительное слово педагога:

Дорогие ребята! Вам знакома история родного края? Кто заселял эти богатые земли тысячи лет назад? Вы знаете, кто были они – наши предки? Как жили казаки? Как обустраивали свой быт? Какие традиции были в казачьих станицах? Чему нам можно поучиться у казаков? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами отправимся в необычное путешествие по далекому прошлому родного села. В ходе «экспедиции» мы расширим наши знания по истории нашей станицы, познакомимся с его основателями, с бытом, традициями, одеждой, кухней казаков.

Все вы, участники нашей экспедиции, вращая колесо истории, будете выбирать сектор вопроса. Каждый из вас может ответить на вопрос. Из трех вариантов ответа вы должны выбрать один, мои помощники-казачата будут выдавать вам жетоны цвета команды, если ответ будет правильным. В конце игры мы назовем победителей.

Сектора колеса истории:

  • Быт казаков (казачьи постройки, внутреннее убранство).
  • Занятия казаков.
  • Одежда казаков.
  • Кухня казаков.

Учитель: Медленно вращается наше "Колесо истории". И вот мы в далеком, далеком прошлом.

Ученик:

Год 1858. Год заселения берегов Амура…
По шумной реке шли плоты. Тихо. В ряд.
Там мирные люди сидели,
Их души страдали по чьей-то вине.
Они этот край заселяли.
Хоть в сердце у них была боль и тоска,
Надежда их согревала, хотелось им выжить…
Они пробивали тропинку в тайге,
Потом понастроили хижин,
И даже, когда полноводный Амур
Смыл все, что настроено было,
Народ не сломился, он дружной семьей
Трудился, что было в нем силы.
Мы предкам своим благодарны за все,
За что? … Посмотрите вы сами!
Какое село подарили они!
О нем не опишешь стихами.

Так о своем селе написала наша односельчанка Елена Хурматуллина.

III. Вопросы сектора «Быт казаков» (казачьи постройки, внутреннее убранство).

1. В каких домах по прибытию жили первые переселенцы?

  • Собрали, разобранные на плоты дома.
  • Вырыли яму и оборудовали в виде землянки. (+)
  • Построили новые дома.

2. Кто дал такую характеристику станице Черняево в 1894 году:

«Вдоль Амура, по его высокому берегу, были вытянуты улицы с небольшими домами. Первые дома имели два-три окна, крыши покрыты соломой. Надворных построек почти не было, за исключением навесов, ветхих сараев и редких амбаров, а потому станицы не представляли вида зажиточности и домовитости».

  1. Ученый географ Г.Е. Грум-Гржимайло в книге «Описание Амурской области» (+)_
  2. Его Преосвященство Преосвященнейший Макарий, посетивший Черняевский приход в 1894 году
  3. Великий князь Алексей Александрович, проезжавший в 1873 году, после наводнения

3. Какие способы заделки углов использовались при строительстве казачьих домов?
(рисунок 1)

  1. «в охряпку», строили из кругляша
  2. «ласточкин хвост», строили из половинника
  3. «в охряпку», «в лапу», «ласточкин хвост», «потемок» (+)

Рис. 1

4. По внутренней планировке жилые постройки казаков делились на два типа:

  1. турлучные без фундамента с 4-скатной соломенной или камышовой крышей
  2.  «пятистенник» и «крестовый дом» (+) («пятистенник» имел одну внутреннюю стену, а «крестовый» имел две стены, пересекающиеся в виде креста)
  3. глинобитные, саманные

5. Какой обычай существовал у казаков при закладке сруба будущего дома?

  1. У калитки вкапывали пучок конского волоса. (чтобы оградить дом от порчи)
  2. Пекли колобок и помещали в подполье (чтобы задобрить домового)
  3. Какие-либо мелкие вещи прятались в срубе. (+) (Предметы подкладывались под матку, это были монеты, крестики, иконки, пузырьки со святой водой)

6. Какой тип наверший наличников применялся при оформлении окон казачьих изб? (рисунок 2,3)

Рис. 2 Наличники

Рис. 3. Казачья изба

  1. Арочная
  2. Прямоугольная (+)
  3. Треугольная

7. Традиционным в быту амурского казака было содержание:

  1. Телят, ягнят, поросят (+), (объяснялось отсутствием теплых помещений для домашнего хозяйства)
  2. Кошек, собак.
  3. Лошадей, кур.

8. Что было главным элементом во внутреннем убранстве казачьей избы:

  1. Палати, на аршинном расстоянии от потолка, занимавшие почти половину избы, ночью на них спали, днем складывали ненужную «лопоть» (платье).
  2. Русская печь, с подом, загнеткой, шестком и лежанкой. (+) (главный оберег семьи, согревала, кормила, лечила, освещала).
  3. Скамейка - «ленивка», на ней отдыхали днем, с нее лазили на печь и полати

9. Что поначалу использовали казаки для освещения изб?

  1. сосновые наросты (+) (они сжигались в боковых отверстиях печи: благодаря слабой тяге, могли в течение одного-двух часов давать ровный свет)
  2. свечи
  3. керосиновые лампы (использовались позже)

10. Главный атрибут казачьего стола?

  1. Крынки, горшки
  2. Самовар (+)
  3. Туеса

Ученик:

Казаки в запасе не бывали,
Если смерть шагала в отчий край.
Родина да воля гулевая
Укрепили вновь казачий нрав.
У казачьей песни - крылья воли.
Собрала в былинный круг донцов,
Возвращая память, званье, долю
Повела в час бурь путем отцов.
Чтобы матерь-Русь не забижали,
Вновь шагнуть готовы в стремена…
Казаки в запасе не бывали.
Казаками Родина сильна.

Т.Д.Попова

IV. Вопросы сектора «Занятия казаков»

1. Сколько длилась служба казаков?

  1. 15 лет.
  2. 20 лет (+). (Все мужское население войска распределялось на три разряда: трехлетний (с семнадцати лет) – приготовительный разряд, двенадцатилетний ( с двадцати лет) – строевой разряд и пятилетний (с тридцати двух лет) – запасной разряд. В тридцать семь лет казак выходил в отставку.)
  3. 25 лет.

2. Что должен иметь казак, отправляясь на службу?

  1. Шашка, пика, винтовка. (Оружие выдавалась казаку на службе).
  2. Строевая лошадь с седлом, обмундирование, снаряжение. (+)
  3. Одежда, снаряжение.

3. Где могли казаки станицы показать свою удаль?

  1. В рыболовстве. (казаки любили рыбачить, на реке Амур водилась рыба в большом изобилии)
  2. В деревообработке. (Казаки из бедных семей сами изготавливали мебель, орудия труда, бытовую утварь).
  3. В соревнованиях «бега от хвоста». (+). (Около подножия «Лысой сопки», где находился конец улицы, становился всадник у коня. Конь стоял крупом к Амуру. Около хвоста становился бегун. По условному сигналу, обычно выстрелу из трёхлинейки, бегун изо всех сил мчался к росстани. А в это время всадник вскакивал на коня, поворачивал его и скакал вдогонку бегуну. Редким бегунам удавалось раньше конного достичь перекрёстка. Иногда бегали до кабака, это метров на тридцать дальше. В этих соревнованиях участвовали все казаки станицы, вместе со станичным атаманом.)

4. Чем занимались женщины казачки?

  1. Вязание, вышивка, шитье.(+) (женщины занимались оформлением жилища, одежды)
  2. Гончарное производство (станичные умельцы на гончарном круге изготавливали крынки, горшки, чашки, солонки, тарелки, детские игрушки (птички-свистульки).
  3. Производство изделий из дерева, бересты, лозы. (мужчины шили набирки, туеса, чцманы, чумашки, битки для сбора голубицы)

5. Существовало ли в станице самотканное производство ?

  1. Нет. (+). (Женщинам казачкам часто приходилось заменять мужей в ведении хозяйства, и времени у них не было для ткачества. Постельным бельем в станичном быту не пользовались. Спали на тюфяках без наволочек и простыней, укрывались верхним платьем, зимой – тулупом. Только в зажиточных семьях шили простыни, наволочки, полотенца из фабричной ткани)
  2. Да.
  3. Иногда.

6. Какой вид домовой резьбы использовали казаки для оформления наличников домов?

  1. пропильную;
  2. плоскую; (+) (Окна казачьих домов были орнаментально украшены. На одних кружева, на других – пышная, свисающая вниз декоративная листва, летящие птицы. Наши далекие предки придавали магическое значение ритмически плавным завиткам кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, причудливым животным, обитателям подводного царства. Например, считалось, что вырезая на доске радугу в виде дуги или полотенца, люди призывают на помощь добрые силы окружающего мира и отгоняют злые. Радуга олицетворяла союз, мост между матерью-землей и небом. Постепенно символический смысл треугольников, звезд, кругов стал забываться. Но значение многих наиболее понятных изображений помнилось еще долго. Так, часто казаки вырезали на створках оконных ставен петухов. Эта птица извещала о начале утра, она была деревенскими часами.)
  3. рельефную резьбу.

7. Как называлось полотенце, украшавшее красный угол в избе. (рисунок 4,5)

  1. Рукотер, рукотерник, утирка - полотенца чисто утилитарного назначения, для вытирания рук и пользования "зався" (т.е. повседневно), которые мало или совсем не украшались. (Рукотеры шили из ткани с "перетыкой", т.е. пропуская в утке красные нити, или же из клетчатки - белой ткани в красную клетку).
  2. Платы и платовья - это полотенца, предназначенные для убранства избы в праздник, по случаю каких-либо семейных событий. (Их развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным).
  3. Полотенцем окаймляли божницу в переднем углу, его называли божник, вешали на окна, зеркала, фотографии, на спицы по стенам. Отсюда названия - наспишник, спишник, постинник, накрючник. (+)

Рис. 4

Рис. 5

8. Из какого подручного материала изготавливали хозяйственную утварь и посуду?

  1. Стекло, металл
  2. глина, береста, дерево (+)
  3. керамика, металл

9. Назовите виды посуды, выполненной руками сельских мастеров. (рисунок 6,7.)

  1. корчага, ланок, латки (рис.6)(+)
  2. Крынка, кувшин, чугунок, миска.
  3. Рогач, чапельник, лагун, рушалка, катальник, сельница (рис.7)

Рис. 6

Рис. 7

10. Определите, для каких целей служат эти берестяные изделия? (рисунок 8)

  1. Для хранения воды
  2. Для хранения и сбора ягод, грибов, круп, муки.(+)
  3. Для хранения одежды

Рис.8

V. Вопросы сектора «Одежда казаков»

1. Почему амурских и забайкальских казаков называли «унтовым войском»?

  1. Потому что носили унты.
  2. Потому что подпоясывал шинель кушаком. (+) («Казак забайкальский, а стало быть и амурский, вышел дурно обтесанный... Солдатскую шинель свою и амурский, и забайкальский казак все-таки подпоясывает кушаком, не утратил и крестьянской любви к полушубкам, теплой шапке и рукавицам» («Русские на Дальнем Востоке», Владивосток, 1926 г.).
  3. Потому что сами шили унты.

2. Определите классификацию казачьей одежды:

  1. По назначению и роли в быту: на нательную, домашнюю (комнатную) и верхнюю, форменную. (+)
  2. Будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная, возрасту, семейному положению. (русская народная)
  3. Торжественная, рабочая, домашняя, спортивная.(современная)

3. Из чего состояла форма казака?

  1. Форма состояла из защитного цвета фуражки, защитной гимнастерки с темно-зелеными погонами, темно-синих шаровар с желтыми лампасами папахи с кокардой, высокие сапоги,.(+) (Форма повседневной носки часто имела шаровары черного цвета. Кроме того, нужно было иметь сапоги, унты, ичиги, белье.)
  2. Козляк, гулами, олочи. (Зимней одеждой для мужчин был козляк (тулуп). Козляки шили из козьих шкур, шерстью наружу. Олочи – самодельная обувь с кожаной основой и с голенищами из грубой ткани. Носились в повседневной жизни.)
  3. Широкие шаровары, длинные рубахи, подпоясанные ремнем и поясом. (Шили из недорогой ткани, носили дома.)

4. Определите комплекс одежды, характерный для амурских казачек.

  1. с поневой и рогатой кичкой (в верховьях Дона);
  2. с кубелъком — платьем, сходным по покрою с платьем кавказских народов, а также
  3. городской комплекс XIX в. с рубашкой на кокетке, юбкой и пр. (+)

5. Найдите описание одежды казачек нашей станицы.

  1. Верхняя и нижняя повседневная одежда была проста, старались шить из темной ткани. Женщины носили кофты и юбки и обязательно фартуки, закрывающие юбку от талии вниз, грудь не закрывалась.Для праздников у всех была отдельная одежда, ее очень берегли и хранили по нескольку десятков лет, складывая в сундуки. Шили из недорогой ткани, но старались, чем - то оформить, чтобы отличалась, особенно у женщин.(+)
  2. «Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. Поверх этого они носят кафтан длинный или полукафтанье чуть ниже колен длиною, из под которого видна шелковая цветная рубашка и ее рукава. На голове носят повязки с висящими по щекам чилийками, то есть лопастями жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие стоячей треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом, с накрытым белым тонким сальником, т.е. кисейного или флеровою фатой с распущенными позади концами. Старшинские и богатых казаков жены носят, с черкасского обычая, собольи круглые шапки, унизанные каменьями и жемчугом».(донские казачки).
  3. В середине XIX века казачки носили сарафаны в основном без спинки, с высоким нагрудником, множеством оборок сзади, а украшали цветными лентами. А со временем в моду вошли юбки с кофточками. Чтобы юбка выглядела пышной - под неё надевали несколько нижних (иногда до пяти штук). Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской (такие кофточки назывались «кирасой»).

6. Определите соответствие названий женской одежды казачек.

  1. Борчатка(d)
  2. Казачок (a)
  3. Фальшонко (b)
  4. «Кубелек» (c)
  1. короткий женский жакет в талию.
  2. кружевная косынка или шарф.
  3. распашное платье, сшитое в талию, носившееся поверх рубашки с широкими рукавами
  4. овчинная шуба со сборками по талии

Рис. 9

7. Определите нарядную одежду амурских казачек:

  1. Ситцевая кофта, хлопчатобумажные юбки, фартуки, закрывающие юбку от талии к подолу. (повседневная одежда)
  2. Темные прямые и расширенные к низу юбки, подол которых обшивали лентами или другой тканью; кофты с высокими воротниками-стойками или большими откидными воротниками. (+) (Праздничный наряд предполагал украшения: броши, бусы, пояса с металлическими пряжками, кружевные отделки, ленты и платок на плечах. Одежду очень берегли, хранили по нескольку лет, складывая в сундук).
  3. «Кормушки», стеганные из шерсти короткие тужурки, козьи дохи. (зимняя одежда казачек).

8. Какой орнамент использовали казачки в отделке одежды?

  1. Геометрический (+). (Традиционным орнаментом русских вышивок и тканых украшений был орнамент линейно-геометрический. Им отделывали не только одежду, но и полотенца, подзоры, наволочки, шторы. Наиболее распространенной фигурой геометрического орнамента, как тканого, так и вышитого, можно считать ромб.)
  2. Изобразительный.
  3. Растительный.

9. Назовите зимнюю одежду служивых казаков:

  1. Шинель, башлык, папаха.
  2. Меховая шапка-ушанка, короткое меховое или ватное пальто до середины бедра, большие валенки или унты из оленьего меха, ватные или суконные брюки, суконная рубаха.(+)
  3. «Барнаулка», «тулун». (Казаки-извозчики в дальнюю дорогу зимой надевали «барнаулку» - большой бараний тулуп - или доху из меха косули. Казаки-охотники брали с собой «тулун» - мешок из меха косули, куда залезали на ночь, укрываясь сверху дохой, и могли так спать при 40-градусном морозе).

10. Какой цвет одежды предпочитали амурские казачки:

  1. Красный.
  2. Темно-синий, коричневый. (+)
  3. Зеленый, темно-синий.

VI. Вопросы сектора «Кухня казаков»

1. Что играло определяющую роль в питании казаков?

  1.  Географическое положение населенного пункта.
  2. Жизненный уклад казачества (+), (Род занятий, структура хозяйства, генетические корни, традиции, религия)
  3. Отдаленность от города

2. Определите основу питания амурского казачества:

  1. Блюда забайкальской кухни.
  2. Блюда из муки, круп, картофели, рыбы, мяса, дичи, молока, овощей. (+), (в начальный период освоения края пища дальневосточных казаков, несмотря на благоприятную природную среду, обилие лесов и рек, была весьма скудной и однообразной, значительно беднее, чем в соседнем Забайкалье.
  3. Блюда кубанской кухни.

3. Определите название любимого напитка, основного блюда казаков Амура: «В латку (глиняный горшок) наливали горячее коровье молоко, вареное с пенками, туда же разбивали несколько куриных яиц, добавляли крепко заваренный чай (обязательно зеленый, плиточный), подсаливали, клали топленое коровье (скоромное) масло и доливали кипяток. Затем разливали по байдарам (кружкам).

  1. Чай «сливан» (+)
  2. Напиток «шульта» (в бедных семьях пили напиток, приготовленный с использованием гнилушек березы и дуба)
  3. Чай «бурдук» (часто в чай добавляли ячменную или пшеничную муку, поджаренную на постном масле).

4. Какой характер носило питание казаков?

  1. Постный (постные периоды определялись христианским календарем)
  2. Сезонный (+) (сезонность пищи зависела от производственных циклов сельскохозяйственных работ, урожайности, охотничьего и рыбачьего сезона)
  3. Обыденный

5. Определите назначение кухонной утвари:

  1. Лагуна (б)
  2. Сельница (в)
  3. Квашня (а)

А) для замеса теста, гордость хозяйки

Б) деревянный бочонок с двойным дном и двумя небольшими отверстиями в крышке, под воду

В) корыто для просеивания муки и других хозяйственных нужд.

6. Определите, кому принадлежит высказывание: «..быт казаков, за весьма немногим исключением, крайне незавидный… Большая часть из них не имеет куска хлеба насущного, и каждый год с половины зимы до снятия жатвы казна должна кормить большую часть населения. Обыкновенно в это время выдают заимообразно неимущим казакам до 30 фунтов муки в месяц; но так как этой дачи для многих семейств недостаточно, и притом же она не вдруг выдается всем голодающим, то казаки к получаемому провианту подмешивают семена различных сортов трав, а иногда даже глину. Испеченный из этой смеси хлеб имеет цвет засохшей грязи и сильно жжет во рту после еды».

  1. Н.М. Пржевальский (+)
  2. Г.Е. Грум-Гржимайло
  3. Н.Н. Муравьев-Амурский

7. Что использовали для кормления маленьких детей?

  1. Покупную соску
  2. Самодельную соску. (+) (Для этого брали коровий рог (нижнюю широкую часть) и заделывали герметично деревянной пробкой, которую крепили к рогу на гвозди. Верх рога спиливали с таким учётом, чтобы образовалось небольшое отверстие. В такую соску заливали молоко. Сверху на отверстие надевали выделанный сосок вымени коровы. Чтобы сосок не сползал с рога, его обматывали несколько раз ниткой, для этого на роге вытачивали круговую канавку.)
  3. Мякиш хлеба, завернутый в тряпицу.

8. Назовите способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков.

  1. Замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод и др. (+) (Сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России).
  2. Приготовление консервов.
  3. Засыпание снегом.

9. Блюда, из каких продуктов были наиболее распространены у казаков?

  1. Из овощей.
  2. Из рыбы. (+) (Основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Как было отмечено, блюда из рыбы входили в основной рацион питания амурских казаков, из рыбного филе готовили котлеты, на праздничные столы подавались пироги с рыбой. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи заливная и фаршированная рыба. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки, так же рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Известна у казаков была и каша с рыбой, особенно в тех местах, где водилось большое количество рыбы. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу.)
  3. Из мяса. (Мясо употребляли меньше. Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, пожарок), начинку для пирогов).

10. Какие мучные изделия были постоянными в казачьей кухне?

  1. Хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске, который выпекали в русской печи. (+)
  2. Булки и крендели из кислого заварного теста. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола.(у донских казаков).
  3. Лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост) из пресного теста. (у уральских, донских, терских и астраханских казаков).

VII. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает, сколько жетонов набрала каждая команда.

Учитель: А пока судьи определяют победителей, мы с вами отдохнем.

Выберите казачьи пословицы, которые отражают правила воспитания детей.

  1. За труд возьмись – будет жизнь.
  2. Пристал, как степной репей.
  3. Гляди шашку, а не зазубринки на ней.
  4. Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся.
  5. Слава казачья, а жизнь собачья.
  6. Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
  7. Добыть или дома не быть.
  8. Пташка не без воли, казак не без доли.
  9. Гладь коня не рукой, а мукой.
  10. С чужого коня — среди грязи долой.
  11. Труд – богачество, а лень – дурачество
  12. Стар дуб — да корень свеж.
  13. Старый конь борозды не испортит.
  14. Плуг блестит, пока пашет.
  15. Старших и в Орде почитают.
  16. Где хозяин ходит, там и хлеб родит.
  17. Поживи подольше — увидишь побольше.
  18. Берегись бед, пока их нет.
  19. Не атаман при булаве, а булава при атамане.
  20. Богу молись, но и к берегу гребись.
  21. Казаку честь - за Родину лечь.
  22. Правды и Мамай не съел.
  23. Что чумак везет, то и грызет.
  24. От кого чают(что-то имеют), того и величают.
  25. Где смолоду прореха - под старость дыра.
  26. Хлеб-соль и разбойника смирят.
  27. Пока у бабушки поспеют кныши, у дедушки не останется и души.
  28. Казаки от казаков ведутся.
  29. Казаки живут с травы да воды.
  30. Казачий аркан не таракан, зубов нет, а шею ест.
  31. Хоть папаха черна, да душа светла.
  32. Атаманом громада крепка.
  33. Без атамана казак сирота.
  34. Без атамана дуван не дуванят.
  35. Не атаман при булаве, а булава при атамане.
  36. Не всем казакам в атаманах быть.
  37. Атаманом быть – уряд держать.
  38. Добрый казак баче, где атаман скача.
  39. Атаманом не хвалится, а его крепко держимся.
  40. И у атамана не две головы на плечах.
  41. Атаманом будешь - терпи казак.

Жюри объявляют победителей. Награждение команд.

VIII. Заключительное слово.

История родины начинается с истории родной семьи, родного села, района, области. Культура дальневосточного казачества была частью культуры русского народа. Изучение истории Дальнего Востока позволяет выявить генетические связи казаков Амура с многочисленными казачьими войсками России, дает основание рассматривать культуру, быт амурских казаков как локальный вариант единой казачьей культуры.

Мы живем в бывшей казачьей станице, которая имеет богатую историю. Первые поселенцы, освоившие новые земли покоряли, изучали, приспосабливались к ней. Наши предки были первопроходцами на Амурской земле. С них началась история нашего села, которому в этом году исполнилось 150 лет. Сегодня мы узнали об истории, быте и традициях казаков нашей станицы. Казачество в нашем селе возрождается вновь. Значит, есть надежда, что будут возрождаться хорошие, добрые традиции, которые имеют большую социально-нравственную ценность в нашей современной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абеленцев В.Н.Амурское казачество. ХХвв. Сборник статей и публикаций.-Изд.2-е, доп. и испр-Благовещенск,2005.
  2. Ворон Л.В. Станица Черняева. Историко-краеведческий очерк по материалам Г.Н. Шохирева. Благовещенск 2006.
  3. Наш край – земля казачья. Сборник ученических исследовательских работ заочного конкурса. Благовещенск.2004.
  4. Полотенца-рушники. (из коллекции декоративно-прикладного искусства) Каталог. Благовещенск – 1998 г.
  5. Русские. Историко-этнографический атлас. Из истории народного жилища. Украшение крестьянских домов и одежды (середина XIX –XXв.) издательство «Наука». М.: 1970г.
  6. Санникова Т.С Изучение культуры и быта жителей Амурской области. Благовещенск 2003.
  7. Словарь русских говоров Приамурья. Под ред. Ф.П. Филина. Составители: Иванова Ф.П., Кирпикова Л.В., Путятина Л.Ф., Шенкевец Н.П. - М. Наука, 1983.
  8. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий. И.Г. Норенко. Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.
  9. Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры»/Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Левина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 171с.
  10. http://domrezba.narod.ru/dic.html
  11. http://www.ampravda.ru/2008/09/06/010675.html
  12. http://www.kazak-forum.jino-net.ru/history_amur_15.htm