Урок матемаматики и конструирования в 1-м классе. Тема: "Танграм — геометрическая головоломка"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания об изученных геометрических фигурах; познакомить с геометрической головоломкой – танграмом; развивать логическое и образное мышление; формировать навык складывать фигуры из многоугольников.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята, сегодня на занятии математики и конструирования мы будем решать примеры, закрепим знания об изученных геометрических фигурах, будем работать с «волшебным квадратом», решать геометрические головоломки.

2. Тема.

- Ребята, на доске написано сегодняшнее число. Прочитаем его вместе.(хоровое чтение числа.)А темы урока на доске нет. Решив примеры, мы узнаем тему урока.

23+36=

42+14=

20+15=

49-14=

77-20=

83-30=

99-32=

- Скажите, ребята, с какими числами мы сегодня будем работать? (С двузначными.)

- Вспомним, как сложить двузначные числа? (К десяткам прибавлять десятки, к единицам единицы.)

- Ребята, как вычитать двузначные числа? (Из десятков вычитать десятки, из единиц единицы.)

Приготовьте математические веера, показывайте ответы примеров.

59-Т

56-Р

35-А

35-А

57-Н

53-М

67-Г

- Какое слово получилось? (Танграм)

- Верно, ребята. Танграм - это тема нашего урока.

На прошлом уроке мы начали знакомство с «волшебным квадратом» танграмом. Как вы поняли, что такое танграм? (Геометрическая головоломка.)

3. Сведения о танграме.

Ребята, танграм- самая древняя геометрическая головоломка. Она придумана людьми более 4000 лет назад. Изобретена она была в Китае. (карточка)

Тан - в переводе с китайского языка китаец. Грамма - буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН. (карточка)

В Европе считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. В Древнем Китае были созданы 7 книг танграмов, в каждой из которых насчитывалось по 1000 различных фигур.

Танграм был любимой головоломкой французского императора Наполеона.А писатель Эдгар По создал свой танграм из слоновой кости. Он и сейчас хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

4. Геометрическая разминка.

- Ребята, прежде чем мы начнём работать с танграмом, складывать различные фигуры, проведём геометрическую разминку.

5. Электронная презентация. (Приложение)

1 слайд.

- Назовите геометрические фигуры.

- На какие 2 группы их можно разделить?

- Как называются фигуры, имеющие углы?

2 слайд.

- Назовите каждый многоугольник.

- Как называются точки, отмеченные на экране?

- Что отмечено дугой в каждой фигуре?

- Почему треугольник назвали треугольником?

3 слайд,4 слайд, 5 слайд, 6 слайд.

- Что лишнее? Почему?

7 слайд. Вывод.

- Ребята, попробуйте сформулировать, что такое многоугольник.

8 слайд. «Волшебный квадрат.»

- Ребята, догадайтесь, что сейчас появится на экране? (танграм)

- Посмотрите, что можно сделать из данных танов. (Человечек, ракета, кораблик.)

- Ребята, здесь есть таны, имеющие форму круга или овала? (нет)

Частями танграма могут быть только многоугольники.

6. Динамическая пауза.

7. Повторение правил техники безопасности.

- Ребята, прежде чем мы с вами начнём создавать свои фигуры, вспомним правила работы с ножницами и клеем. (Ответы детей.)

8. Практическая работа.

9 слайд. Фигурка бегущего человека.

- У каждого из вас на парте есть конверт с заготовкой танграма. Нужно разрезать квадрат по начерченным линиям на таны и собрать на альбомном листе фигуру бегущего человека. Приклеивать таны не надо.

(Один ученик складывает фигурку у доски.)

10 слайд. Фигурка лебедя.

- Теперь сложите фигуру лебедя и приклейте её на альбомный лист.

(Один ученик складывает фигурку у доски.)

10. Выставка детских работ.

11 слайд.

11. Беседа по сюжетной картине с фигурками танграма.

Дом. задание.

- Ребята , в вашем конверте есть ещё один танграм. Дома придумайте и наклейте на альбомный лист любую фигурку. Принесите свою работу на следующее занятие.

12. Итог.

- Что такое танграм?

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Как называются части танграма?