Цели: обобщить знания об изученных геометрических фигурах; познакомить с геометрической головоломкой – танграмом; развивать логическое и образное мышление; формировать навык складывать фигуры из многоугольников.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Ребята, сегодня на занятии математики и конструирования мы будем решать примеры, закрепим знания об изученных геометрических фигурах, будем работать с «волшебным квадратом», решать геометрические головоломки.
2. Тема.
- Ребята, на доске написано сегодняшнее число. Прочитаем его вместе.(хоровое чтение числа.)А темы урока на доске нет. Решив примеры, мы узнаем тему урока.
23+36=
42+14=
20+15=
49-14=
77-20=
83-30=
99-32=
- Скажите, ребята, с какими числами мы сегодня будем работать? (С двузначными.)
- Вспомним, как сложить двузначные числа? (К десяткам прибавлять десятки, к единицам единицы.)
- Ребята, как вычитать двузначные числа? (Из десятков вычитать десятки, из единиц единицы.)
Приготовьте математические веера, показывайте ответы примеров.
59-Т
56-Р
35-А
35-А
57-Н
53-М
67-Г
- Какое слово получилось? (Танграм)
- Верно, ребята. Танграм - это тема нашего урока.
На прошлом уроке мы начали знакомство с «волшебным квадратом» танграмом. Как вы поняли, что такое танграм? (Геометрическая головоломка.)
3. Сведения о танграме.
Ребята, танграм- самая древняя геометрическая головоломка. Она придумана людьми более 4000 лет назад. Изобретена она была в Китае. (карточка)
Тан - в переводе с китайского языка китаец. Грамма - буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН. (карточка)
В Европе считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. В Древнем Китае были созданы 7 книг танграмов, в каждой из которых насчитывалось по 1000 различных фигур.
Танграм был любимой головоломкой французского императора Наполеона.А писатель Эдгар По создал свой танграм из слоновой кости. Он и сейчас хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
4. Геометрическая разминка.
- Ребята, прежде чем мы начнём работать с танграмом, складывать различные фигуры, проведём геометрическую разминку.
5. Электронная презентация. (Приложение)
1 слайд.
- Назовите геометрические фигуры.
- На какие 2 группы их можно разделить?
- Как называются фигуры, имеющие углы?
2 слайд.
- Назовите каждый многоугольник.
- Как называются точки, отмеченные на экране?
- Что отмечено дугой в каждой фигуре?
- Почему треугольник назвали треугольником?
3 слайд,4 слайд, 5 слайд, 6 слайд.
- Что лишнее? Почему?
7 слайд. Вывод.
- Ребята, попробуйте сформулировать, что такое многоугольник.
8 слайд. «Волшебный квадрат.»
- Ребята, догадайтесь, что сейчас появится на экране? (танграм)
- Посмотрите, что можно сделать из данных танов. (Человечек, ракета, кораблик.)
- Ребята, здесь есть таны, имеющие форму круга или овала? (нет)
Частями танграма могут быть только многоугольники.
6. Динамическая пауза.
7. Повторение правил техники безопасности.
- Ребята, прежде чем мы с вами начнём создавать свои фигуры, вспомним правила работы с ножницами и клеем. (Ответы детей.)
8. Практическая работа.
9 слайд. Фигурка бегущего человека.
- У каждого из вас на парте есть конверт с заготовкой танграма. Нужно разрезать квадрат по начерченным линиям на таны и собрать на альбомном листе фигуру бегущего человека. Приклеивать таны не надо.
(Один ученик складывает фигурку у доски.)
10 слайд. Фигурка лебедя.
- Теперь сложите фигуру лебедя и приклейте её на альбомный лист.
(Один ученик складывает фигурку у доски.)
10. Выставка детских работ.
11 слайд.
11. Беседа по сюжетной картине с фигурками танграма.
Дом. задание.
- Ребята , в вашем конверте есть ещё один танграм. Дома придумайте и наклейте на альбомный лист любую фигурку. Принесите свою работу на следующее занятие.
12. Итог.
- Что такое танграм?
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Как называются части танграма?