Урок знаний

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с личностью А. Невского;
  • содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности;
  • воспитывать уважение к родной стране, к прошлым поколениям, выдающимся деятелям российского народа.

Оборудование: иллюстрации с изображением А. Невского, карта России, портрет президента, герб, флаг России, карта и герб ХМАО-Югры, глобус, комплект учебников для 3 класса, книги детских писателей И. А. Крылова, Г. Остера, Б. Гримм, Э. Успенского, ребус.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Школьные двери опять распахнулись
И сегодня - праздничный час.
С праздником я поздравляю всех нас!
Встретились снова друзья и подруги,
Наверное, много расскажут друг другу:
О том, как за лето все повзрослели,
Выросли, сил набрались, загорели.
О том, что увидели, где побывали
И что с кем случилось, пока отдыхали.

Школьная жизнь, как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше от одной ступеньке к другой, более трудной.

Надеюсь, что мы все трудности преодолеем. Будем продолжать в этом учебном году не только учиться наукам, но и дружить. Ведь главное, чтобы каждый из вас стал хорошим человеком.

2. Беседа о России.

  • Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)
  • В каком государстве вы живёте? (Российская Федерация)
  • А как называется край, в котором мы живём? (Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра).
  • Флаг, герб, президент России, карта Югры, герб Югры;
  • Стихи о Родине, России.(Приложение №1)

3. Конкурс "Имя России".

Давным давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы, могучие полководцы русские.

Ученики:

1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

2. Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

3. Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

Учитель: За огромный вклад в историю Отечества Александр Невский - личность нации.

(по результатам конкурса "Имя России")

4. Беседа об А. Невском (по иллюстрациям)

Краткая биография;

Невская битва в 19 лет (1240г.);

Ледовое побоище на Чудском озере (1242г.);

В 1547г. причислен к лику святых, в 1725г. учреждён орден Святого А. Невского , в 1942г.- советский орден двух степеней для награждения командного состава Вооружённых Сил;

Дни Воинской Славы(18 апреля Чудское озеро, 9 Мая (День Победы)-Президентский Указ.

Главное значение его исторического подвига:

  • полководец, государственный деятель, дипломат;
  • сохранил православную Русь, уберёг от порабощения монголов.

(Иллюстрации в приложении № 2).

5. Загадки, задания, ребус.

1) Загадка.

Это небольшая комната, где живут мудрецы. Она есть в каждой школе. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется:(библиотека).

- А вот эти учебники будут помогать вам учиться (математика, русский язык, мир вокруг нас, родная речь). В библиотеке вы найдёте много интересных книг. Например, книгу Г. Остера "Вредные советы". Послушайте несколько "серьёзных " советов детского писателя.

№1. Если ты не знаешь математику,
Могут обмануть тебя родители.
Скажут: "Съешь, сынок, 4 ложечки",
А подсунут восемь с половиною.

№2. Не шуми на уроке, соблюдай тишину,
Чтобы было не слышно и не видно тебя.
Если тихо под партой весь урок просидеть,
Есть надежда без двойки возвратиться домой.

№3. Если спросят на уроке, где домашнее заданье,
Отвечай, что оно одичало и в лес убежало.

Учитель: - А вы летом читали, ходили в библиотеку? Сейчас проверим.

2) Угадай сказку.

Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осёл, охотники, кот.

("Бременские музыканты" Братьев Гримм.)

3) Ребус.

окт тМарсоник ("Кот Матроскин" Э. Успенский)

4) В какой басне И. А. Крылова героиня не узнала себя в зеркале?

("Зеркало и Обезьяна")

5) Загадка.

Это модель земного шара. Ею пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы). Этот предмет называется: (глобус)

- Кто из вас отдыхал летом за пределами посёлка?

6) Загадка (дети читают по очереди).

Посмотри, мой милый, друг, что находиться вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг:(природа)

Учитель: На уроках окружающего мира будем изучать природу, учиться её охранять.

Ученик:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Не жги её напропалую.
Нас мало - а она одна!

6. Итог урока. Указ - напутствие.

- Слушайте, не вертитесь, уму разуму учитесь:
Все с сегодняшнего дня в школу допускаются.
Все уроки, как и в прошлом году, в 13.00 (в час) начинаются.
И мальчикам, и девочкам, с веснушками и без, приказано учиться, стараться, не лениться, чтоб в конце года было чем гордиться!
Прогоните скуку прочь, спрячьте под подушки и держите круглый год ушки на макушке!

7. Родители поздравляют детей с началом учебного года.

Приложения.