Цели:
- познакомить с личностью А. Невского;
- содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности;
- воспитывать уважение к родной стране, к прошлым поколениям, выдающимся деятелям российского народа.
Оборудование: иллюстрации с изображением А. Невского, карта России, портрет президента, герб, флаг России, карта и герб ХМАО-Югры, глобус, комплект учебников для 3 класса, книги детских писателей И. А. Крылова, Г. Остера, Б. Гримм, Э. Успенского, ребус.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Школьные двери опять распахнулись
И сегодня - праздничный час.
С праздником я поздравляю всех нас!
Встретились снова друзья и подруги,
Наверное, много расскажут друг другу:
О том, как за лето все повзрослели,
Выросли, сил набрались, загорели.
О том, что увидели, где побывали
И что с кем случилось, пока отдыхали.
Школьная жизнь, как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше от одной ступеньке к другой, более трудной.
Надеюсь, что мы все трудности преодолеем. Будем продолжать в этом учебном году не только учиться наукам, но и дружить. Ведь главное, чтобы каждый из вас стал хорошим человеком.
2. Беседа о России.
- Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)
- В каком государстве вы живёте? (Российская Федерация)
- А как называется край, в котором мы живём? (Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра).
- Флаг, герб, президент России, карта Югры, герб Югры;
- Стихи о Родине, России.(Приложение №1)
3. Конкурс "Имя России".
Давным давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы, могучие полководцы русские.
Ученики:
1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!2. Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.3. Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Учитель: За огромный вклад в историю Отечества Александр Невский - личность нации.
(по результатам конкурса "Имя России")
4. Беседа об А. Невском (по иллюстрациям)
Краткая биография;
Невская битва в 19 лет (1240г.);
Ледовое побоище на Чудском озере (1242г.);
В 1547г. причислен к лику святых, в 1725г. учреждён орден Святого А. Невского , в 1942г.- советский орден двух степеней для награждения командного состава Вооружённых Сил;
Дни Воинской Славы(18 апреля Чудское озеро, 9 Мая (День Победы)-Президентский Указ.
Главное значение его исторического подвига:
- полководец, государственный деятель, дипломат;
- сохранил православную Русь, уберёг от порабощения монголов.
(Иллюстрации в приложении № 2).
5. Загадки, задания, ребус.
1) Загадка.
Это небольшая комната, где живут мудрецы. Она есть в каждой школе. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется:(библиотека).
- А вот эти учебники будут помогать вам учиться (математика, русский язык, мир вокруг нас, родная речь). В библиотеке вы найдёте много интересных книг. Например, книгу Г. Остера "Вредные советы". Послушайте несколько "серьёзных " советов детского писателя.
№1. Если ты не знаешь математику,
Могут обмануть тебя родители.
Скажут: "Съешь, сынок, 4 ложечки",
А подсунут восемь с половиною.№2. Не шуми на уроке, соблюдай тишину,
Чтобы было не слышно и не видно тебя.
Если тихо под партой весь урок просидеть,
Есть надежда без двойки возвратиться домой.№3. Если спросят на уроке, где домашнее заданье,
Отвечай, что оно одичало и в лес убежало.
Учитель: - А вы летом читали, ходили в библиотеку? Сейчас проверим.
2) Угадай сказку.
Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осёл, охотники, кот.
("Бременские музыканты" Братьев Гримм.)
3) Ребус.окт тМарсоник ("Кот Матроскин" Э. Успенский)
4) В какой басне И. А. Крылова героиня не узнала себя в зеркале?
("Зеркало и Обезьяна")
5) Загадка.
Это модель земного шара. Ею пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы). Этот предмет называется: (глобус)
- Кто из вас отдыхал летом за пределами посёлка?
6) Загадка (дети читают по очереди).
Посмотри, мой милый, друг, что находиться вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг:(природа)
Учитель: На уроках окружающего мира будем изучать природу, учиться её охранять.
Ученик:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Не жги её напропалую.
Нас мало - а она одна!
6. Итог урока. Указ - напутствие.
- Слушайте, не вертитесь, уму разуму учитесь:
Все с сегодняшнего дня в школу допускаются.
Все уроки, как и в прошлом году, в 13.00 (в час) начинаются.
И мальчикам, и девочкам, с веснушками и без, приказано учиться, стараться, не лениться, чтоб в конце года было чем гордиться!
Прогоните скуку прочь, спрячьте под подушки и держите круглый год ушки на макушке!
7. Родители поздравляют детей с началом учебного года.