Задачи урока:
- Образовательные:
- изучить особенности компонентов в степях и взаимосвязь между ними;
- сформировать образ степей.
- Воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи явлений);
- создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- Развивающие:
- развивать познавательные интересы школьников ( связь с жизнью);
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- способствовать развитию самостоятельности мышления при решении познавательных задач.
Оборудование: Контурная карта России, карта природных зон, слайды, портрет В.В.Докучаева.
План урока:
1. Вступительное слово учителя .Постановка
вопроса .
2. Составление плана урока вместе с учащимися.
3. Размещение природной зоны на территории
страны.
4. Климатические особенности изучаемой природной
зоны.
5. Определение типа почв.
6. Типичные растения и животные.
7. Приспособление растений и животных к условиям
обитания в пустыне.
8. Оценка хозяйственного использования человеком
зоны степей.
ХОД УРОКА
Запись на доске: чернозем, ковыль, эфемеры, станицы.
Учитель. Огромные расстояния! Человек
чувствует себя затерянным среди этого
необъятного и ровного пространства. Местами
настолько ровного, что глаз видит на много
километров вокруг себя. Здесь постоянно
приходится догонять или убегать.
Даже у современного человека этот простор
вызывает безотчетное желание побежать вдаль.
Дикорастущей растительности осталось здесь
мало. Огромные пашни вытеснили травянистый
покров. Всюду, куда хватит глаз, летом видны
золотистые колосья пшеницы: можно проехать
десятки километров, и картина не изменится.
Какие ассоциации возникли у вас при чтении
этого отрывка?
Посмотрите внимательно на ключевые слова
сегодняшнего урока.
Определите тему и сформулируйте цель урока.
Обобщив ответы учащихся, записываем тему и
составляем план работы на уроке.
(Презентация.Слайды 1, 3)
Учитель. Основным источником географической информации мы считаем карту. Поэтому при изучении природных зон используем ряд тематических карт атласа. В современных школьных атласах размещена кроме карт и дополнительная информация: рисунки, таблицы, схемы и даже краткие описания. Давайте попробуем и мы сегодня на уроке составить красочное картографическое и текстовое описание природной зоны степей.
Задание: Определите географическое положение зоны, указанной на контурной карте (Приложение 1).
В работе вам поможет рабочая тетрадь. Работу начнем с выполнения заданий «Визитная карточка» зоны степей.
Климатическая характеристика | Тип почвы | Растения | Животные |
Суммарная солнечная радиация Ккал/см в год | |||
Т ср июля С | |||
Т ср января С | |||
Среднегодовое кол-во осадков в мм | |||
Климатический пояс |
Напишите приспособления растений к условиям обитания | Напишите приспособления животных к условиям обитания |
1 2 3 |
1 2 3 4 |
После выполнения этой работы включаю слайды «Проверь себя».
Учитель. В рабочей тетради вы
составили текстовое описание природной зоны
степей.
Подумайте, как отобразить полученную информацию,
переводя ее на « язык карты».
Какие способы отображения информации можно
использовать?
Примерные ответы учащихся: Географическое
положение отразим способом ареалов,
климатические особенности изобразим с помощь
климатограмм на правой стороне листа.
На левой стороне листа составим почвенный
профиль почвы; основные типы растительных
сообществ покажем качественным фоном;
художественными значками отобразим наиболее
харак5терных представителей фауны зоны. По
нижней части листа сделаем рисунки животных и
дадим их краткое описание.
Работы учащихся могут выглядеть так. (Приложение 2)
Сообщение учащихся.
Сайгак – древнее животное, современник
шерстистого носорога и пещерного льва.
Морда у сайгака горбоносая. Сильно развиты
носовые полости, которые служат ему во время
быстрого передвижения для очистки воздуха от
пыли ( летом) и для согревания холодного воздуха
(зимой.) Сайгак – самая северная антилопа.
Животное хорошо переносит жару и лютый холод.
Питается травами. Превосходно развиты обоняние и
слух. Сайгаки живут стадами, т.к. на открытых
пространствах, где обзор большой, стадо с
множеством «наблюдателей» может раньше
обнаружить хищников и убежать на безопасное
расстояние. При опасности стада скачут со
скоростью 80 км/ч.
Ковыль – типичное ландшафтное растение степей.
Оно обладает мощной корневой системой и очень
узкими, перистыми или волосовидными листьями.
Это засухоустойчивое растение, без труда
переносящее длительный недостаток влаги в почве.
Учитель. Изучая природные зоны, мы
узнали, что природа России разнообразна. Ее
красота, неповторимость воспеты поэтами,
писателями, художниками.
Читаю отрывок из произведения Н.В.Гоголя « Тарас
Бульба».
Социологи утверждают, что природа влияет на
деятельность, творчество, уклад жизни, характер
человека. Природа формирует духовный мир людей.
Как вы думаете? Какие черты характера
сформировались у людей ,проживающих в степях?
Выберите из списка:
1. Чувство дали и шири.
2. Замкнутость
3. Коллективизм
4. Стремительность
5. Легкость на подъем
6. Склонность к одиночеству
7. Самопожертвование
8. Предусматрительность
Ответы учащихся. Безграничные
открытые пространства сформировали у жителей
степей чувство дали и шири.
В степях жили кочевники, а затем вольные казаки.
Здесь не было помещичьего землевладения.
Необходимость защиты своих земель от набегов
горских народов воспитали у жителей
коллективизм и стремительность.
Учитель. Степи – самая
преобразованная человеком природная зона.
Степень распашки на Восточно-Европейской
равнине достигает 70-80%, в Сибири меньше. Эта зона
сплошного земледельческого освоения с огромными
массивами полей и большими селами.
Распашка степей повлекла за собой изменение
численности и видового состава фауны этой
природной зоны, а также развитию водной и
ветровой эрозии.
Учитель. К чему привела хозяйственная деятельность человека в этой природной зоне?
Ответ учащегося. Изменился видовой состав и численность животного мира степей. Развивается водная и ветровая эрозии.
Учитель. Какие опасные явления характерны для степей?
Ответ учащегося. Опасные явления – засуха. Суховеи – горячие сухие ветры, иссушающие почву. Пыльные бури, причиной которых является распашка преобладающей площади степей.
В конце урока учитель читает признаки природной зоны, учащиеся отмечают верные признаки:
1. Природная зона расположена на юге Русской
равнины и Западной Сибири
2. Увлажнение избыточное
3. Почвы-черноземы
4. Типичные растения – дуб, клен, граб.
5. Значительная часть зоны распахана.
6. Травянистая растительность- ковыль, типчак,
сон-трава.
7. Почвы не плодородны.
Ответы: 1, 3, 5, 6.
Сразу по окончании работы проводится взаимопроверка в парах. Учитель читает ответы, проверяющий отмечает знаком «+» правильность ответов.
Домашнее задание.
1. Составьте вопросы к картосхемам, выполненным
на уроках.
2. Придумайте занимательное задание для
учащихся 7 класса при изучении темы
«Природные зоны Евразии».
На заключительном этапе урока учащимся предлагается дать оценку своей работы на уроке? («да», «нет»).
1. Было ли тебе интересно на уроке?
2. Сумел ли ты приобрести новые знания?
3. Ты был активен на уроке?
4. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее
задание?
5. Ты сумел показать и применить свои знания?
Если у тебя есть ответы «НЕТ», обсуди их с учителем или проанализируй самостоятельно.