Цели и задачи:
- помочь детям осознать общность законов художественного творчества через общение с произведениями различных видов искусства;
- вызвать личностное отношение учащихся к произведениям;
- создать условия для осмысления жизненных истоков произведений искусства через собственное творчество;
- обогатить эмоционально-чувственный опыт учащихся;
- формировать исполнительские навыки учащихся (вокально-хоровые, пластического интонирования);
- развивать интонационно-слуховой опыт учащихся;
- расширять художественный кругозор учащихся.
Методы:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
- метод пластического интонирования;
- метод графического моделирования музыки;
- словесный, наглядный, практический методы.
Ход урока
На доске записана тема урока и эпиграф к уроку:
“Многие любуются природой, но не многие
ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к
сердцу принимает, не часто удается так
сойтись с природой, чтобы почувствовать в
ней собственную душу”.
М.Пришвин
Учитель. Тема нашего урока – Времена года в искусстве. Сегодня мы поговорим о том, как же связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов, художников, поэтов. А эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Пришвина (зачитывается эпиграф). В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней.
Какие литературные, живописные, музыкальные произведения, связанные с образами природы вы помните? (Стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, картины И.Левитана, музыка Э.Грига, П.Чайковского).
Среди ярких музыкальных картин, связанных с темой природы – цикл концертов Антонио Вивальди “Времена года”.
Антонио Вивальди – выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже XVII–XVIII столетий.
Портрет композитора и изображение Венеции, родного города Вивальди.
Итак, цикл концертов “Времена года”. Написаны они для струнного ансамбля с солирующей скрипкой. Концертов всего четыре. Почему?
С каким временем года ассоциируется эта музыка? Почему?
А.Вивальди. Весна – слушание.
Дети. Это весна. Светлый, прозрачный характер звучания; быстрый темп, динамические контрасты, соответствующие изменчивости весенней природы. Яркие изобразительные моменты – пение птиц, журчание ручья, звон капели. Пульсирующий ритм, волнообразное движение мелодии.
Учитель. Каким же должно быть эмоциональное состояние человека, так воспринимающего природу?
Дети. Радость, ощущение счастья, ликование, торжество, восторг.
Учитель. Через целую гамму чувств раскрывается красота весенней поры, обновления жизни.
Каждому концерту предпослано небольшое стихотворение, принадлежащее перу самого композитора.
Дети читают самостоятельно стихотворение
Приход весны, встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все – весенних дней приметы!…Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем воздух оглашая.
Учитель. Какую роль играет это стихотворение в понимании музыки?
Дети. Музыка точно следует за образами стихотворения. Литературный текст подобен музыкальному и также рассказывает о состоянии человека, его чувствах вызванными приходом весны.
Учитель. Давайте попробуем графически передать настроение музыки, движение главной мелодии.
А. Вивальди. “Весна”, главная мелодия – слушание. Выполняется графическое моделирование музыки (бумага, фломастеры, маркеры).
Анализ работ учащихся
Учитель. Что напоминает графика мелодии?
Учитель. А сейчас я хочу предложить вашему вниманию живописное произведение также связанное с темой времен года. Это произведение итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.
Арчимбольдо жил в XVI веке и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобразных художников своего времени. Наиболее известен большой цикл картин под названием “Времена года”. Это четыре портрета – Зима. Весна. Лето. Осень.
Вот как художник изобразил Весну.
Дж. Арчимбольдо. Весна – иллюстрация
Учитель. Каковы ваши впечатления от увиденного?
Действительно, Арчимбольдо создал самую оригинальную версию времен года – в виде фантастических портретов, составленных из различных растений. С изумительной изобретательностью он нагромождает горы цветов, фруктов и овощей, которые складываются в причудливые полуфигуры на темном фоне.
Из чего, например, составлен облик Весны? (из цветов, листьев, зелени).
И сама Весна – “цветущая” в прямом смысле.
Как вы думаете, почему Арчимбольдо именно так трактует образ Весны?
Трактовка образа весны у Арчимбольдо и Вивальди имеет сходство? Какое?
Представьте себя дирижерами оркестра. Какими по характеру будут ваши жесты? Как
они будут меняться?
А. Вивальди. “Весна”, фрагмент – слушание. Выполняется пластическое интонирование.
Учитель. Итак, как же связаны между собой природа и искусство?
Природа часто выступает как стимул творчества художника, композитора, поэта, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые они выражают в своих произведениях (вдохновляет на создание произведений искусства). Поэт – в словах, художник – в цвете, композитор – в звуках.
Мы познакомимся с песней, на создание которой авторов также вдохновила красота природы – “Живет на свете красота”. Каково отношение авторов песни к тому, о чем они рассказывают слушателям?
“Живет на свете красота” – слушание
Слова М. Пляцковского Музыка Ю. Антонова
Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.Живет повсюду красота –
В любом цветке, в любой травинке.
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.Живет повсюду красота,
Живет в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.Живет повсюду красота,
Сердца нам, радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
Разучивание песни
Учитель. Давайте вновь обратимся к словам М.Пришвина, которые прозвучали в начале урока – еще раз прочитать, обратить внимание на последнюю фразу.
Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, она задумчива или величава, она такова, какой чувствует ее человек.
Какой она предстала сегодня перед нами на уроке? В музыкальных произведениях? Живописных? Литературных?
А что чувствует ваша душа, и с каким эмоциональным ощущением вы уходите сегодня с урока?
Оценка деятельности учащихся.