Практика и научные исследования современной педиатрии показывают, что за последнее время в состоянии здоровья детского населения страны произошли неблагоприятные изменения. Растет количество детей с врожденными патологиями, и уже в первый класс зачастую приходят дети с различными хроническими заболеваниями.
Особенно остро данная проблема стоит в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где биоклиматические факторы (гидротермодинамический и световой режим, магнитные бури, циклоны, продолжительная зима) усугубляют влияние на здоровье детей.
Установлено, что у детей, проживающих, а, тем более, рожденных в условиях Севера, изменена энергоемкость всех жизненных процессов. Такие дети отстают в физическом развитии, что сказывается на усвоении ими школьной программы, и повышает затраты всех систем организма на выполнение стандартных нагрузок. Это, в конечном счете, ведет к формированию отрицательного отношения к школе, утрате веры в себя, к ухудшению здоровья и невротизации личности.
Уроки физической культуры, призванные изменить сложившуюся ситуацию, к сожалению, в большинстве случаев, положения дел не меняют. Учителя физкультуры с первого класса загружают детей “по полной программе” с помощью всевозможных тестов и “срезовых” заданий, зачастую мало знакомых или вовсе незнакомых им. Добавьте сюда проявление высокой требовательности к учащимся со стороны учителя. И что же мы получаем к четвертом – пятому классу? Стойкое желание ряда учащихся избежать урока физкультуры и массу справок об освобождении от него.
Да, несомненно, проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Но чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть тактичной, щадящей самолюбие учащихся. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. Тогда можно и нужно, время от времени давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Именно такую свободу поведения учащихся и призваны обеспечивать нестандартные уроки физической культуры.
К таким нестандартным урокам относятся урок по маршрутным карточкам. Во время работы по маршрутным карточкам учащиеся делятся на группы по три человека. Каждой группе предлагается карточка с графическим изображением порядка прохождения трех видов с использованием: мяча, обруча, ленты, скакалки или выполнение парно – групповой или индивидуальной акробатики. По сигналу преподавателя группы расходятся по видам, указанным в их карточках первыми. На всех местах занятий имеются карточки – схемы с графическим изображение предлагаемых упражнений. Как правило, все эти упражнения хорошо знакомы детям из предыдущих уроков. Для работы на каждом виде отводится от трех до пяти минут. Затем дети переходят к следующему месту занятий согласно своим маршрутным картам. После прохождения последнего вида, предлагаю ребятам заняться самостоятельным творчеством, т.е. составить под предложенную музыку небольшую композицию с предметом, указанным в карточке третьим. На это отводится не более трех минут. На протяжении всего урока в зале звучит легкая музыка. Учителю важно не забывать о методе словесного поощрения. Как правило, такие уроки проходят эмоционально и очень нравятся детям.
Главной задачей такого урока является предоставление ребенку возможности полноценно проявить свое творчество, развивать и реализовывать имеющиеся способности.
Результат такого урока – “горящие” глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.
Раздел: Гимнастика.
Задачи:
- Совершенствовать технику перестроений;
- Совершенствовать технику основных видов ранее изученных движений гимнастики;
- Способствовать развитию физических качеств (координации, ловкости).
Оборудование: гимнастические маты, скамейки, обручи, мячи, нестандартное оборудование, скакалки, диски здоровья.
Место проведения: малый спортивный зал МОУ СОШ № 1.
Ход урока
Подготовительная часть
Построение, приветствие, сообщение цели и задач урока
Выполнение перестроений в сочетании с разными видами ходьбы, прыжков, бега:
а) ходьба – противоходом налево, змейкой:
- На носках, руки к плечам;
- На пятках, руки за голову;
- В полуприседе, руки вперед;
- В приседе, руки на коленях;
- Приставным шагом, руки на пояс.
б) прыжки – по диагонали зала:
- На двух ногах (имитируя прыжки через скакалку);
- В приседе, руки на коленях;
- На правой ноге;
- На левой ноге.
в) бег:
- “галоп”, руки на пояс;
- Перестроение в два круга;
- В медленном темпе.
Перестроение из колонны по 1-му в колонну по 3-и
Основная часть
О.Р.У. с использованием элементов танцев народов мира.
1. В “казахском” стиле
И.п. – о.с
1 – руки вперед;
2 – кисти опустить вниз;
3 – руки в стороны, кисти вниз;
4 – кисти вверх;
5 – руки вверх;
6 – кисти опустить вниз;
7 – руки вперед;
8 – и.п.
2. В “хантыйском” стиле
И.п. – полуприсед, руки вниз;
1 – отвести обе руки вправо;
2 – отвести обе руки влево.
3. В “русском” стиле
И. п. – о. с.;
1 – 2 – согнуть правую руку к левому плечу;
3 – наклон до касания руки пола;
4 – и. п.
5 – 8 – то же с другой руки.
4. В “восточном” характере.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти рук в стороны;
1 – наклон вперед, руки отвести назад – вверх;
2 – полуприсед, руки согнуты в локтях, кисти рук в стороны;
3 – выпрямить ноги, руки соединить вверху;
4 – и.п.
5. В “гуцульском” стиле.
И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс;
1 – согнуть правую ногу в колене, левая – полуприсед;
2 – ноги на ширине плеч, руки на пояс;
3 – полуприсед;
4 – и. п.
6. В “испанском” характере
И.п. – о.с., руки за спину;
1 – мах правой ногой влево, правая рука вверх;
2 – и.п.;
3 – мах левой ногой вправо, левая рука вверх;
4 – и. п.
7. Прыжки в “еврейском” характере
И.п. – о.с., руки за спину;
1, 3 – выносить правую ногу;
2, 4 – выносить левую ногу;
5 – согнуть правую ногу в сторону;
6 – согнуть левую ногу в сторону;
7 – прыжок ноги, вместе согнув колени;
8 – и.п.
Следует команда “Сомкнись!”
Каждой группе предлагаются маршрутные карты с графическим изображением порядка прохождения видов (см. Приложение).
По сигналу учителя, группы расходятся по видам указанным в их карточках первыми. На всех местах выполнения имеются карты – схемы с графическим изображением предлагаемых упражнений. От вида к виду дети переходят по сигналу учителя.
Подвижная игра: “Лиса и куры”; “Паук!”
Заключительная часть
- Игровое задание на внимание “Части тела”.
- Восстановление дыхания “Воздушный шарик”.
- Построение, подведение итогов урока, домашние задание.