Формирование личности учащегося в совместной проектной деятельности на уровне "учитель — ученик — родитель"

Разделы: Иностранные языки


На современном этапе развития образования в России возрастает потребность в образовании всесторонне развитых людей способных самостоятельно мыслить и принимать решения, умеющих отвечать за свои решения, коммуникативных и толерантных, с широким кругозором, умеющих добывать необходимую информацию из различных источников, прогнозировать свои результаты, устанавливать причинно-следственные связи. Возрастает значимость развития новых способов образования, новых педагогических технологий.

"Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны" (из "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" гл.1.2). Целью воспитания становится формирование личности учащихся, умеющих работать как индивидуально, так и в группах и планировать и самоорганизовывать свою деятельность. Для решения выдвинутых обществом задач воспитания личности требуются и такие новые способы организации образовательных процессов, как проектная методика с её особым нестандартным отношением к развитию познавательных интересов ребёнка, оценки его деятельности, повышению у ребёнка чувства собственного достоинства, как к себе, так и к окружающим и к продукту своей работы. При данной методике уделяется повышенное внимание к индивидуальности ребёнка, с учётом его психологических особенностей, склонностей и интересов.

1. Проектная методика является альтернативной формой образовательной деятельности и может рассматриваться как неотъемлемая часть образования и одним из направлений модернизации современного образования. Предмет "иностранный язык" способствует развитию личности учащихся, формированию его внутренней мотивации к совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, расширению лингво-страноведческих знаний и применению их в различной речевой деятельности. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, "выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов" (Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.).

Проектная деятельность использует следующие педагогические технологии:

Педагогика сотрудничества, при которой личность школьника является субъектом проектной деятельности; строятся отношения "ученик - ученик", "учитель - ученик", "учитель - родитель", "ученик - родитель";

В этой технологии ребёнок раскрывает свой творческий потенциал.

2. Коллективная работа в группах.

При этой технологии происходит развитие ролевой деятельности в процессе обучения: ученики учатся сотрудничать, вырабатывать общую цель, ставить задачи, ставить конкретные сроки, во имя конечного успеха общей работы, развивать адекватную самооценку и оценивать результат коллективного труда, исходя из своего вклада. При этом учащиеся развивают свои умения и навыки творческой работы и преодолевают возможные противоречия между участниками проекта.

3. Индивидуализация обучения, предполагает развитие индивидуального творчества школьников, так и творческой деятельности учителя. Роль учителя на разных этапах проекта меняется от роли помощника, консультанта, координатора действий и источника дополнительной информации до функции независимого эксперта на заключительном этапе.

4. Личностный подход. Развитие школьника, как личности и субъекта развития и воспитательного воздействия.

В отношениях "ученик - ученик", "учитель - ученик", "учитель - родитель", "ученик - родитель", меняется роль родителей, как участников образовательного процесса. Родители активно вовлечены в проектную деятельность: выступают в роли источника информации, координатора, консультанта, развивают креативные способности своих детей, помогают активно использовать технические средства обучения, помогают им планировать свои действия, строить взаимоотношения, проявлять инициативу и преодолевать возможные противоречия, способствуют формированию творческой личности учащихся и ощущению психологической общности с педагогами и родителями.

В 2008 году в рамках проектной деятельности проводилась работа над проектами: Метро, Хэллоуин, Животные-герои, Нужна ли школьная форма в 21 веке, История пиратства, Современные аудио и видео средства в России и за рубежом учениками 6 класса Ковшовой Р., Коноплясовым К., Латюком В., Федосеевой Я., Полупудновым М., Тиуновым Дм., и один проект "Образование в Великобритании" ученицей 10 класса Голубевой Е. На презентацию были представлены 5 проектов, 2 проекта в силу объективных причин не были представлены, но работа над ними будет продолжена в следующем учебном году. Был собран интересный исторический и иллюстративный материал в проектах "История пиратства", "Хэллоуин", "Животные-герои", обширный информационный материал о системе образования в Великобритании. Ребята работали увлеченно, в тесном сотрудничестве с учителем английского языка Тереховой М.С и родителями. Так, ученик Тиунов Дм., совместно с мамой дал широкий обзор современных аудио- и видео- систем, ученица Ковшова Р., вместе с отцом представила в своём проекте подробную историю строительства самого старого метро в мире- в Лондоне, фотографии и обзор состояния лондонского метро в настоящее время. Ученик Латюк В., в сотрудничестве с учителем и братом нашёл многочисленные примеры героического поведения различных животных во время военных действий.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что проектная методика, будучи личностно-ориентированной по своей сути, способствует формированию личности учащихся в совместной проектной деятельности. Развиваются умения и навыки проектно-исследовательской самостоятельной работы. Повышаются мотивационные механизмы, развивается интерес к расширению знаний в избранной области исследований. Углубляются умения учащихся анализировать, синтезировать и классифицировать полученную информацию, ставить проблему, конкретизировать задачи и цели на этапах работы и конечную цель проекта. Учащиеся в процессе работы над проектом находятся в едином поле личностного общения с педагогами и родителями и ощущают психологическую общность с ними. Совместная работа учит учащихся доводить свою работу до логического конца, оформить и представить результаты своего труда, получить удовлетворение от проделанной работы.

Литература:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.).