Использование приемов модульной технологии на уроках права в 11-м классе профильной школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:

  • расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение преступления и его возникновение.

Задачи:

  • продолжить формирование общеучебных умений – сравнительного анализа, работы с источниками и дополнительной информацией, научиться сопоставлять факты;
  • на основании изученных условий и факторов возникновения преступности, определить условия наступления уголовной ответственности;
  • воспитывать чувство неприятия и отвращения к преступности, гражданское самосознание;
  • каждому предстоит применить свои знания по теме при решении практических правовых задач;
  • совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Учащиеся должны знать:

  • что такое преступление
  • об уголовной ответственности несовершеннолетних
  • причины смягчения ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Учащиеся должны уметь:

  • различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;
  • применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

Тип урока:

комбинированный – изучение нового материала с элементами
практической деятельности, работа с интерактивной доской.

План урока:

  1. Преступление. Признаки преступления.
  2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  3. Мера наказания несовершеннолетних.

Ход урока

1. Вступительная часть

Стратегия: активизировать внимание школьников с целью настроить на продуктивную работу на уроке.

Монолог учителя:

Нравственные принципы бытия человечество вырабатывало тысячелетиями. Куда меньше, оказывается, нужно времени, чтобы принципы эти деформировать. Где же та черта, за которой нравственное развитие останавливается, идет вспять? Каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

Вопросы к классу:

  1. Что такое преступление? (это общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ под угрозой применения наказания).
  2. Каковы признаки преступления?
    (– это деяние, которое может совершаться в форме действия, либо бездействия;
    – это общественно опасное деяние;
    – это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ;
    – это виновное деяние;
    – это наказуемое деяние.
  3. Что такое уголовная ответственность? (это правовые последствия, результат применения норм Уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.

2. Основная часть.

Стратегия: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учитель:

2.1. (Работа с интерактивной доской – на доске составляем ассоциативный ряд)

С чем у вас ассоциируется понятие “Уголовная ответственность несовершеннолетних”?

Примерные ответы учащихся:

  • Уголовный кодекс РФ
  • Закон
  • Наказание
  • Цели наказания
  • Возраст
  • Можно ли избежать наказания
  • Преступник

2.2. Инструктаж учителя к самостоятельной работе по блок-модулю.

Работа учащихся в парах:

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (Смотрите в Приложении № 1)

Выводы:

  • Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ;
  • Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление;
  • По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление; во-вторых, наказывает его.

Учительделаем записи в тетрадях:

  1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УГ РФ;
  2. Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;
  3. Уголовная ответственность – это государственное принуждение к исполнению права.

Учитель – проблемный вопрос?

– Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и тоже?

(Нет, не одно и тоже. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание).

Далее идет самостоятельная работа учащихся по блоку – модулю урока.

3. Заключительная часть.

Отработка разноуровневых заданий (учитель выступает в роли консультанта).

3.1. Обобщение.

3.2. Подведение итогов. Рефлексия.

Самоанализ и самооценка своей деятельности.

Учитель проводит “оценку качества урока”, берет во внимание замечания и пожелания учеников.

Блок-модуль темы: “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

11-й класс, право, профильный уровень

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала

Деятельность учащихся

УЭ – 0

 

 

 

Постановка цели.

Задача: уметь поставить уровневые цели

Учащиеся знакомятся с текстом нового параграфа, с оглавлением и сами определяют уровневые цели:
  • Что я должен знать на оценку “3”
  • Что я должен знать на оценку “4”
  • Что я должен знать на оценку “5”
УЭ – 1 Вводная беседа. Составить ассоциативный ряд со словосочетанием “Уголовная ответственность”:
  1. ________________________
  2. ________________________
  3. ________________________...
  1. Вместе с учителем составить и записать (учитель на интерактивной доске, а учащиеся в тетрадях) эти ассоциации;
  2. Прочитать ситуации в Приложении № 1 и из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (в случае затруднения определения этих ситуаций, посмотри в Приложении № 2).
  3. Проведите взаимопроверку с соседом по парте.
  4. Сделайте выводы по алгоритму и запишите в тетрадях:
  • Уголовная ответственность наступает за совершение любого правонарушения?
  • Между какими субъектами возникает это правоотношение?
  • В чем заключается по своему характеру уголовная ответственность?
УЭ – 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новая тема.

Работа с текстом учебника

Прочитать текст учебника на стр. 198 – 199 (начиная с 5-го абзаца стр. 198):
  1. Промаркировать текст, используя условные обозначения:
    – “V” – уже знал
    – “+” – новое
    – “ – ” – думал иначе
    – “ ? ” – не понял, есть вопросы.
  2. Составить схему видов наказания несовершенно-летних.
  3. Составить классификацию мер
    воспитательного характера,
    применяемые к несовершеннолетним.
  4. Сделать вывод: уголовная ответственность и наказание одно и тоже?
УЭ – 3 Закрепление знаний и способов действий.

Задания I уровня (на оценку “3”):

  • Расскажи соседу по парте о видах наказаний для несовершеннолетних.
  • Ответь на вопрос: в каких случаях к подросткам применяются принудительные меры воспитательного воздействия?
  • Составить сравнительный анализ видов наказаний на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершеннолетним.

Задания II уровня (на оценку “4”):

Задание 1.

  • Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершеннолетних и свой ответ аргументировать:

Наказание применяется:

А. С целью возмездия за преступление;
Б. С целью восстановления социальной справедливости;
В. В целях исправления осужденного;
Г. С целью предупреждения новых преступлений.

Задание 2.

Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?

Задания III уровня (на оценку “5”).

Задание 1. Выскажи аргументировано свою точку зрения по данной проблеме: “Можно ли исправить преступника?”

Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причем на как можно более длительные сроки – единственное, что может спасти общество.

Вторая точка зрения. Сознание человека – это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, ее воспитание идет всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Задание 2.

Вы – участник Всемирного конгресса криминологов. Большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся “по наследству”, то есть те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой – прокурором.

Как бы вы использовали этот факт в своем выступлении на конгрессе?

Учащиеся выбирают уровневые задания и работают с ними.

Учитель контролирует выполнение заданий или индивидуально, или работая фронтально с классом.

 

 

 

 

 

 

Расставить цели наказания по степени важности для несовершеннолетних преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для аргументации своей точки зрения обратитесь к Приложению № 3

УЭ – 4 Подведение итогов урока.

Возвращаемся к ассоциативному ряду, составленному в начале урока на доске (если появилась такая необходимость – вносим изменения в записи, сделанные в начале урока и аргументируем их.

Учащиеся высказывают свою точку зрения:
  • Что можно и нужно добавить в ассоциативный ряд после изучения нового материала?
УЭ – 5 Рефлексия Еще раз прочитать цель урока:
  • Достигли ли вы цели урока?
  • В какой степени?
  • Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке – его достоинствах и предлагают варианты изменения структуры урока:

– “Больше всего на уроке мне запомнилось, понравилось и что бы я хотел изменить…”

УЭ – 6 Домашнее задание § 21, стр. 198–199

Письменно:
II уровень – задания 3-5 на выбор 2 задания;
III уровень – стр. 200 – эссе “Мысли мудрых”