Урок здоровья "В здоровом теле – здоровый дух" (интегрировнный урок ОБЖ и истории)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторить значение питательных веществ на развитие и рост организма.
  2. Познакомится с историей развития аптекарского искусства, с “лекарствами с грядки”, правилами использования лекарственных средств.
  3. Развитие наблюдательности, внимания, воспитание аккуратности

План: I. Организационный момент

1)

Внимание, внимание!
Очередное заседание
В лечебнице доктора Айболита,
Считаю открытым

– Урок здоровья!
– Отгадайте тему урока!

2) – Как вы понимаете смысл этого выражения?

Когда человек здоров, он весел, бодр, может выполнять какую-то работу, общаться

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  • заниматься спортом, физкультурой
  • закаляться
  • соблюдать режим дня
  • правильно питаться

– Давайте поподробнее остановимся на питании:

Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, поддерживать в организме тепло, бороться с болезнями. За свою жизнь человек съедает 50 тонн, это целый товарный вагон,

Человеку нужно есть
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь,

– Как происходит пищеварение?

На столе карточки, разложите, расскажите систему пищеварения:

рот
пищевод
желудок
печень
кишечник

100 лет назад ученые стали замечать, что пища совсем не простая вещь. Напротив, очень загадочная, а порой и коварная. Хитрое ли дело — щепотка соли? Но однажды дорогу с горной стороны отрезал снежный обвал. Всем был обеспечен сторож, не хватало безделицы – соли. Но когда через 3 месяца удалось добраться к хижине, сторож: лежал без чувств. И все это из-за отсутствия соли.

Легендой кажется рассказ о кораблях, которые носились по волнам. Вся команда погибла. А между тем трюмы были заполнены едой. Не было только овощей. И почему-то без них выносливые моряки болели смертельной болезнью – цингой.

– Так что же за вещества прячутся в нашей еде?

– Какие функции они выполняют?

Белок – строительный материал для клеток. Детский организм чувствителен к недостатку белка: задержка роста, снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям, снижение работоспособности.

мясо
молоко
яйца
творог

Углеводы источник энергии для мышц. (Паровоз в печку которого бросают уголь. При сгорании появляется энергия, которая толкает его вперед. Уголь – это углеводы.

крупа
картофель
сахар
мед

Жирыэто не только печка, которая греет, это продовольственный склад на случай болезни, строительный материал для мозга и клеток

масло
шоколад
орехи

Закрепление.

1) Игра:

Разделите продукты на три группы:

белки  жиры  углеводы

2) Стихи:

Белок:

Чтобы вырасти ты мог
В пище должен быть белок.
Он в яйце конечно есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.

Углеводы:

Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют,
И энергией питают.

Жиры:

Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру.
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.

Подведем тебе итог:
Чтоб расти – нужен белок:
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет не тик ни так:
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.

– О чем мы с вами еще не сказали? О витаминах.

– Пусть они сами о себе расскажут.

Друзья! Конечно, вы слыхали
И в книгах, может быть, читали:
Полезней пища и сытней,
Чем больше витаминов в ней..
А знаете ли, в чем причина
Зачем нужны нам витамины?

  • Витамины – это вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Их недостаток ведет к развитию ряда общих заболеваний, а также резко понижает трудоспособность. Витамины обозначаются буквами А, В, С.
  • Витамин А (оранжевый) – в сливочном масле, печени животных и рыб, в яичном желтке, моркови, помидорах. Он способствует росту организма, восстановлению тканей.
  • Витамин В (желтый) содержится в дрожжах, молочных и мятных продуктах. Он участвует в обмене веществ и помогает заживлять раны.
  • Витамин С (зеленый) повышает защитные силы организма, уменьшает аллергию. Он содержится в различных овощах и фруктах, облепихе, в черной смородине, шиповнике, в зеленом луке, шпинате, капусте.

Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.

И еще минеральные вещества вам слово: Микроэлементы

Скажем без хвастовства
Истину простую –
Минеральные вещества
Играют роль большую.

  • Кальций необходим для построения и укрепления костей и зубов: молоко, молочные продукты.
  • Фосфор также участвует в построении костей и зубов.
  • Калий важен для деятельности нервной системы и сердца. Содержится в картофеле, фруктах, овощах.
  • Натрий – получаем с пищевой солью.
  • Железо – недостаток его – причина малокровия. Содержится в мясе и мясных продуктах, фруктах.
  • Йод – необходим для нормальной работы щитовидной железы, что особенно важно в период роста и развития организма.
  • Фтор – необходим для построения костей и эмали зубов. Мы его получаем из питьевой воды.

Итак, здоровая пища должна содержать целый набор минеральных веществ.

П. Физкультминутка.

III. Работа над новым материалом.

1) – Что надо делать, если вы заболели?

– Что нужно знать?

Телефон
Арес
Фамилия, Имя

– Какую помощь оказывает врач?

Диагноз
Лечение
Рецепт

– Где надо брать лекарство?

– В виде чего бывают лекарства?

Таблетки
Микстуры
Мази
Капли
Настои

– Как принимать?

– Можно ли самостоятельно?

Сегодня, пожалуй, нет ни одного школьника, незнающего, что такое аптека. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?

Давайте перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с историей развития аптекарского искусства.

Издавна на Руси верили в “сглаз”, “порчу”, обращались к целителям, знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами.

– Что из этого признает современная медицина?

Лечение травами

Их нам и сегодня выписывают врачи. Но мы не собираем их сами, как это делали люди раньше, а покупаем уже готовыми в аптеках. Лечение травами – это наука..

Нужно знать, какое растение от каких болезней, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить, настаивать или заваривать. Лишь очень малая часть лекарственных растений используется в “живом виде”. Листья подорожника – при ранениях и ушибах, сок алоэ — при насморке. В основном их заготавливают, сушат..

– Какие части растений могут использоваться?

Листья
Цветки
Кора
Корни
Почки

При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила:

– почки и кору – весной
– листья – в цвету и только в сухую погоду.
– цветы – цветения и только те, которые полностью раскрылись.
– корни – в конце лета и осенью
– ягоды и семена – только целые и неиспорченные

Сушат при сухой жаркой погоде, под навесами. Обязательно -перемешивать.

Растения считаются готовыми, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся, но не ломаются.

Хранятся сушеные растения 1-1,5 г., корни 2-2,5 г.

На коробочках пишут способ приготовления.

– Можете ли вы назвать какие-нибудь лекарственные растения?

  • АЛОЭ – для лечения насморка, ожогов.
  • РОМАШКА – ангина, зубная боль.
  • ВАЛЕРИАНА – при бессоннице, успокоение нервов.
  • КРАПИВА — для примочек при ожогах.
  • ШИПОВНИК – для лечения язвы желудка.

2) Практическая работа:

  • Рассмотрите коробочки
  • названия
  • для чего
  • способ приготовления
  • срок годности

3) Русские люди достаточно были крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством считали баню. Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения (см. газету).

Если же баня не помогала, то простые люди шли к знахарям. (см. газету).

Обо всем этом хорошо написала Н. Кончаловская в книге “Наша древняя столица” (см. газету).

Не было раньше ни аптек, ни врачей. Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились? Прочитайте статью из газеты “Московская правда”, которая называется “Аптеки и аптечные огороды”. – на партах

– Где и когда появились первые аптеки? (Москва. 17 век)
– Кто пользовался их услугами? (Царская семья, бояре)
– Что такое аптекарские огороды? (Огороды, в которых выращивали растения на лекарства)
– Кто такой фармацевт? (Специалист по изготовлению лекарств)

Вот мы с вами подошли к следующему этапу нашего урока “Лекарства с грядки.”

Как вы понимаете, ехать в Москву за лекарствами, в аптеку могли не все, что же оставалось делать?

– Лечиться самостоятельно.

Издавна люди подмечали какие – то свойства трав, овощей, фруктов. Очень многие из этих “зеленых лекарей” вам знакомы: (см. газету) Сейчас они нам расскажут.

Капуста
Морковь
Лук
Картофель
Чеснок
Свекла
Мед

IV. Итоги.

  • Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптекарского искусства.
  • Что больше всего запомнилось?
  • Как вы думаете, что легче всего – лечиться или предупреждать болезни?
  • Что для этого нужно делать?

– ЗАКАЛЯТЬСЯ
– ПРИНИМАТЬ ВИТАМИНЫ
– ПРИВИВКИ

– Рефлексия:

Игра – “найти правильный ответ”: с. 183.