Группа: 1 год обучения Детской художественной школы (6–7 лет)
Тема занятия: “Мир искусства”
Тип занятия: итоговое
Форма занятия: занятие-панорама для родителей
Цель: Подведение итогов за год по курсам “изобразительное искусство” и “история искусства”, демонстрация знаний и творческих работ родителям и друзьям.
Действующие лица:
- Ведущий-педагог.
- Царица красок
- Красный цвет
- Оранжевый цвет
- Желтый цвет
- Зеленый цвет
- Голубой цвет
- Синий цвет
- Фиолетовый цвет
- Палитра
- Скульптор
- Архитектор
- График
- Линия
- Штрих
- Пятно
Реквизит: Ковер, зеркало, ваза, цветок, картина, цветные кружки, цветовой круг, палитра, кисть, скульптуры, макеты зданий, пазлы (здание, скульптура, картины: портреты, пейзажи, натюрморты), дирижерская палочка, материалы (кирпич, дерево, бетон, стекло, металл), линии (ломаная, волнистая, прямая), штрих, перо, тушь, бумага, пастель, карандаш, линогравюра, матрица, гравюра на картоне, подарки.
Ход занятия
Ведущий: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в волшебный мир искусства. Хотите? Давайте сначала сядем вот на этот ковер, (садятся на ковер по кругу) поговорим, а затем отправимся в путешествие. Мир искусства, что это за мир? Кто знает? (Ответы детей)
Вот послушайте, я расскажу вам сказку о том, кто создает такой мир. Жил был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был очень красивый, красный, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться на него и решил его нарисовать. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир. Художник нарисовал много красивых картин, в которых рассказал, как удивительна жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей – и тогда волшебный мир откроется. А жил художник в царстве живописи и звали его … (ответ детей – живописец). А правила в том царстве Царица красок.
Царица красок: Какие краски есть в моем царстве? (Ответы детей)
Правильно. В моем царстве почти все как у людей. Светит солнышко, но не такое, как у нас, а необычное (показывает цветовой круг). Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как в радуге. (Царица показывает каждый цвет, а дети поочередно читают строчки):
Красный:
Знаменосец – КРАСНЫЙ цвет.
Ярче в мире цвета нет!
Оранжевый:
Цвет ОРАНЖЕВЫЙ – огонь,
Этот цвет рукой не тронь!
Желтый:
ЖЕЛТЫЙ цвет – его сосед,
Это урожая цвет.
Зеленый:
Цвет ЗЕЛЕНЫЙ – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.
Голубой:
Если в небе тучек нет,
ГОЛУБОЙ у неба цвет.
Синий:
В СИНЕМ цвете нам видна
глубина и высота.
Фиолетовый:
ФИОЛЕТОВОГО цвета
Гребни гор в часы рассвета.
Ведущий: У царицы красок есть дочь – палитра.
Палитра: Рассказывает о себе (кто такая палитра, для чего она нужна художнику).
Палитра: У царицы красок есть три самые любимые краски. Вы знаете их? (Дети называют их: красная, желтая, синяя). На палитре они смешиваются и получается чудо:
красная + желтая = какая? (Ответ: оранжевая)
желтая + синяя = какая? (Ответ: зеленая)
красная + синяя = какая? (Ответ: фиолетовая)
Ведущий: В царстве живописи живут художники-живописцы. Они очень любят играть. Давайте поиграем! (Дети иллюстрируют слова движениями)
Игра: Солнышко в царстве живописи поворачивается медленно, и в зависимости от того, какой цвет светит, изменяется погода, настроение, сменяется день:
Голубой: утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое, движения плавные и медленные.
Красный: день, дети весело играют, бегают, все танцуют.
Синий: вдруг набежала синяя тучка и стал накрапывать дождик, все взяли зонтики и побежали прятаться под крышу. Похолодало.
Желтый: выглянуло солнышко, лужи высохли, опять зазвучали веселые голоса, все пришло в движение.
Оранжевый: солнце припекает все сильнее, стало невыносимо жарко. Все прячутся в тень, обмахиваются руками.
Зеленый: после обеда люди отдыхают: малыши пошли спать, а взрослые сидят в парке на скамеечке. Под зеленой кроной деревьев прохладно, тихо и спокойно.
Фиолетовый: пришла ночь, наступила тишина, гаснут огоньки в окошках домов, люди укладываются спать.
Ведущий: Вот оказывается, как много могут рассказать о себе цвета. Художники знают их язык и поэтому используют в своих картинах тот цвет, который больше подходит к настроению картины. Рядом с художником-живописцем жил другой мастер.
Скульптор:
Кто из камня и гранита
Высекает образ скрытый?
И из глины лепит то,
Что не ведает никто?А на дерево сухое вдруг посмотрит
И откроет, будто сказочный ларец.
А в руках его резец
Оживет, как жезл волшебный.Кто он, этот молодец? (Дети отвечают: скульптор)
Правильно, меня зовут скульптор.
Я высекаю образы людей и животных из камня, дерева, лью из металла, леплю из глины.
Ведущий: По соседству жили и другие мастера. И одного из них звали архитектор.
Архитектор: Архитектор придумывает постройки. Они бывают разные: в жилых домах – живут люди, в цирках и театрах они развлекаются, на заводах и фабриках работают. Есть еще другие здания: это вокзалы, школы, порты, храмы. Архитекторы не только придумывают здания, но и выбирают материал. Знаете, какие бывают материалы? (Ответы детей: кирпич, камень, дерево, бетон, стекло, металл) Архитектор большой дирижер. Он управляет своей фантазией, строителями, материалами, и в результате вырастают красивые строения.
Ведущий: Рядом с архитектором жил художник-график. В его царстве – государстве говорили на удивительном языке. Знаете его? (Ответы детей: линия, штрих, точка, пятно)
Линия: Я линия, певучая и волшебная. Линия бывает прямая, волнистая и ломаная. Это зависит от моего настроения.
Штрих: Я штрих – короткая линия. Штрих бывает наклонный и прямой. Я могу взлетать и падать, сиять и извиваться.
Ведущий: Давайте возьмем перо, тушь. Ой, клякса на бумаге.
Пятно: Не отчаивайтесь, я волшебная капелька-клякса. Если меня дорисовать, то получиться изображение-тень, т.е. силуэт.
Ведущий: А какие еще материалы есть у художника-графика? (Ответы детей: пастель, цветные карандаши, уголь)
В царстве графика живет еще один мастер. Он печатает гравюры.
Мастер: Гравюра – это оттиск на бумаге с печатной формы. Гравюра бывает на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Я выполнил гравюру на картоне: сначала я наклеил изображение разного уровня и из разного материала, затем покрыл масляной краской и сделал оттиск на бумагу.
Ведущий: Все мастера украшали мир. Архитекторы строили здания, скульпторы украшали их скульптурами. Художники рисовали различные картины:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется “пейзаж”. (Показывает пейзаж)Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это “натюрморт”. (Показывает натюрморт)Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется “портрет” (Показывает портрет)
(Звучит музыка, дети идут по кругу и демонстрируют свои картины родителям – “Живые картинки”.
По окончании показа садятся на свои места.)
Ведущий: И Мир стал очень красивым и люди назвали его “Мир Искусства”. Мы только прикоснулись к этому миру. Нам жить в нем еще долго. И чтобы вы там не заблудились, я хочу подарить вам Расписание в “мир искусства”. У нас для родителей есть сюрпризы – это их портреты. Мы делали их в большой тайне и теперь хотим подарить вам их.
(Дети дарят портреты своим родителям.)