Внеклассное мероприятие "Дорожная азбука"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока.

  1. Продолжить знакомство с дорожными знаками. Познакомить с историей создания светофора, первых дорожных знаков.
  2. Развивать устную связную речь, познавательные способности, выразительное чтение, преодоление страха перед аудиторией.
  3. Воспитывать культуру пешехода, уважительное отношение к труду водителя, инспектора ГИБДД, ответственность за собственную жизнь.

Учащиеся должны знать:

  • историю создания историей создания светофора, первых дорожных знаков

Учащиеся должны уметь:

  • читать дорожные знаки;

  • ориентироваться по сигналам светофора и регулировщика;

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Оборудование:

  • сигналы светофора, дорожные знаки, воздушные шары, форма и жезл регулировщика, плакат “Азбука безопасности.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение, экран, диск с материалами викторины

Ход мероприятия

Ведущий.

Здравствуйте ребята, родители, учителя, гости! Тема нашего урока “Дорожная азбука”.

Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.

Сегодня вам нужно быть очень внимательными. Мы повторим правила поведения на дороге, познакомимся с историей дорожных знаков и историей светофора, повторим сигналы светофора, встретимся с регулировщиком. А в конце урока вы станете участниками викторины, чтобы верно ответить на ее вопросы, будьте внимательными.

Вы готовы! И так мы начинаем!

1Уч. Учителя и родители!
А также наши зрители!
Здесь в этом классе, собрались мы,
И заботы у всех одни
ПДД знать мы должны.

1уч На улицах города, к нашему сожалению,
Еще имеют место дорожно - транспортные происшествия.
За 10 месяцев текущего года
На дорогах пострадало много народа.

Зафиксировано 232 случая ДТП
Цифра, прямо скажем, гнетущая.
283 человека пострадало,
Решайте сами, много это или мало.

32 человека погибло –
Это страшно, друзья, и обидно.
Попало в больницу 38 детей,
Где им всем оказано помощь врачей.

2 ребенка погибло в аварии,
Эта цифра останется без комментария.
Пренебрегают часто дети
Своею безопасностью.
От чего, друзья, их беды
Проясним для ясности:

1уч Во – первых,

элементарное несоблюдение правил дорожного движения.

Во – вторых,

халатность и несознательность,

В – третьих,

Безрассудная невнимательность!

И чтобы не было данных проблем
Правила выучить нужно всем!

Слайд 3.

Ведущий

А сейчас послушайте загадку:

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это? (Светофор)

- Правильно, это светофор.

-Что такое светофор?

Слайд 4

-Встречайте нашего маленького помощника Светофорчика и его друзей.

На сцену выходит ученик в костюме светофора и трое ребят в костюмах сигналов (красный, желтый, зеленый)

Светофор:

Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.

Сигналы (хором):
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Красный:
Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
- Жди!
Увидишь если желтый
В середине свет.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!

- Ребята! Где стоят светофоры?

- На наиболее оживлённых перекрёстках.

- Для чего ставят на дорогах светофоры?

- Они регулирует движение транспорта и пешеходов.

- А вы, ребята, знаете, какие машины могут свободно проехать при зелёном сигнале для пешеходов?

Слайд.

Ученик: Вы сразу их узнаете по тревожному громкому сигналу, который они издают, и синим или жёлтым маячкам на крыше. Это машины скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны и аварийной службы, они спешат спасти людей, попавших в беду, поэтому на дорогах для них всегда “зелёный свет”. И если, переходя дорогу по зебре, ты увидел вдали такие машины, остановись и пропусти их. Не беги и не пугайся.

А теперь я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я проведу с вами игру “Светофор”. Правила простые:

если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,

Если жёлтый – стоите на месте,

Если зелёный – делаете один шаг вперёд. (КЖЗКЖЗКЖЗ)

- Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета? Слайд

Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.

Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.

Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.

-Спасибо тебе, Светофорчик, садись к ребятам и послушай, что они ещё про тебя знают.

Ученик: Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве. (Слайд 3.) Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.

Танец “Светофор”

Группа девочек исполняет танец с использованием воздушных шаров красного, желтого, зеленого цвета. (Танец под песню В. Леонтьева “Светофор”)

Итог. Итак, мы с вами вспомнили, что такое светофор и повторили сигналы светофора.

Учитель. Бывают чрезвычайные ситуации, или когда светофор не работает по какой-нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения?

Ученик

- Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой
Как волшебник, постовой,
Все машины одному
Подчиняются ему.

На сцену выходит учащийся в одежде регулировщика, с жезлом, в фуражке, под музыку “Песенка Свистулькина” В. Шаинского. Под музыку детям раздают красные, зеленые, желтые шары.

Ведущий:

- Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.

Ученик-постовой демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.

1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.

2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.

3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.

Регулировщик

Не волнуется народ,
Через улицу идет.
Я стою на перекрестке,
Я инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.

Давайте разберемся, что означают жесты “хозяина” перекрестка. Для пешеходов сигналов немного и мы проверим как вы их запомнили.

Игра с шарами

Регулировщик встает к игрокам строго лицом к зрителям с опущенными вниз руками.

Ведущий - Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу?

(Играющие должны поднять красный шар, что означает, что дорогу переходить нельзя.)

Регулировщик

Я стою к тебе лицом –
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго –
Значит занята дорога.

Регулировщик поднимает руку с жезлом вверх.

Ведущий. - Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу?

(Играющие должны поднять желтый шар.)

Регулировщик

Если руку поднимаю
Нет движенья никому.

Ведущий. - Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу?

(Играющие должны поднять зеленый шар.)

Регулировщик

Теперь я боком повернулся –
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.

Регулировщик

Итак, давайте повторим как надо переходить улицу?

Слайд

-Что нельзя делать на проезжей части?

Слайд

-А зимой?

Слайд

-Какие могут быть последствия?

Слайд

-Правильно, последствия могут быть самые разные и я предлагаю вам посмотреть сценку по стихотворению В. Лебедева-Кумача “Про умных зверюшек”.

Сценка “Про умных зверюшек”

Входит Зайка чуть живой.

- Где скакал?
- На мостовой.
Не послушал Зайка папу-
Оторвали Зайке лапу.

На мостовой автомобили
Лисенка чуть не задавили.
На мостовую нипочем
Не надо бегать за мячом!

Кот катался без заботы,
Не глядел на красный свет,
Налетел на Бегемота,
Поломал велосипед.

Курица на улице
Едва не пропала,
Потому что Курица
Ходит где попало.

Прицепившись к задней шине,
Мышка едет на машине.
- Мышка слезь! Скорее слезь!
Хвост тебе отдавят здесь.

Мчится Хрюшка за трамваем,
Хвостик весело задрав.
- На ходу не разрешаем,
Заплатить придется штраф!

Говорит кондуктор Мишка:
- Отцепитесь вы, Мартышки!
Не висите на подножке,
Берегите ножки!

Правил движения звери не знали.
Мышки – глупышки хвосты потеряли,
Хрюшка - без шляпы,
Зайка – без лапы.
Плачут звериные мамы и папы.

Знакомство с дорожными знаками.

Молодцы! Светофор стоит, или регулировщик подаёт сигналы и нам легко можно перейти улицу на зелёный свет. Это регулируемый пешеходный переход. А как быть пешеходу, когда нет светофора или регулировщика?

Дети рассказывают о нерегулируемом пешеходном переходе и о том, что нужно уметь читать дорожные знаки).

Учитель: Дорожные знаки имеют свою историю. Послушайте ребят.

Ученик: Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний, люди устанавливали каменные столбы, чтобы пометить дорогу; на перекрёстках ставили каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Слайд.

Ученик: Более 300 лет назад в России появились высокие столбы на дороге через каждую версту (1 км 67 м) их стали называть верстовыми. Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстках и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. Дороги, на которые ставили столбы, стали называть столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов не было.

Слайд.

Ученик: Раньше каждая страна имела свои дорожные знаки. Попытка ввести единые дорожные знаки была предпринята в 1909 году в Париже. Были приняты четыре международных дорожных знака, эти знаки имели символы, которые почти полностью соответствуют современным дорожным знакам.

Слайд.

Ученик: В 1968 году были приняты 126 международных дорожных знаков,а в 1978 году был принят новый стандарт, который установи 7 групп дорожных знаков.

Учитель: Давайте вспомним дорожные знаки.

- Какие вы молодцы, ребята! Вы знаете не только те знаки, которые нужны пешеходу, но и знаки, необходимые водителю.

- А теперь послушайте, что могли бы рассказать знаки о себе, если бы ожили.

На сцену выходят ученики с табличками дорожных знаков.

Исполняется песня на мотив “Топ, топ, топает малыш”

Топ, топ, топает малыш
С мамой по дороге, милый стриж,
Чтоб смелей по улице гулять,
Нужно очень много знаков знать.
Пр. Топ, топ осторожным будь,
Топ, топ правила ты не забудь.

1уч. Встали знаки дружно в ряд,
И упорно нам твердят:

2уч Где въезд транспорта запрещен
Там знак этот помещен.

3уч Место для этого знака найдется,
Там, где ремонт на дороге ведется.

6уч Этот знак у школ и парков очень часто встретить можно,
Говорит он: “Будь, водитель, здесь особо осторожен!”

7уч Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без.

8уч Если изображение на знаке такое –
Будет движенье теперь круговое.

9уч Этот знак предупрежденье:
Тут идет камней паденье.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам послушать и отгадать загадки.

Исполняют песню на мотив песни “Девушки бывают разные”

Знаки бывают разные:
Синие, желтые, красные.
Но всем почему - то хочется
Со знаками не морочиться.
Знаки бывают разные:
Добрые, строгие, важные

И всем одинаково следует
Знание знаков преследовать.
“Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!”

1.Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)

2.Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой,
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипед)

3.Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим “спасибо” знаку. (Пункт питания)

4.Если ты устал в дороге,
Если ехать далеко,
Отдохни шофер немного,
Место здесь отведено. (Место отдыха)

5.На дороге знак стоит
Строгим тоном говорит:
Запрещаю в этом месте –
Ехать на велосипеде! (проезд на В. запрещен)

6.Эй водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
Могут выбежать здесь (Дети).

7.Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет – (Пешеходный переход)

8.С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери ни ворот –
То…. (подземный переход)

10.Что за лестница вверху?
Ты идешь как по мосту.
От машин тебя спасет
Наш … (Надземный переход)

11.Круглый знак с обводом красным –
Это значит здесь опасно.
Тут, поймите, запрещенье… (Пешеходного движенья)

12.Ты не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Хорошо, что рядом пункт (Медицинской помощи)

13.Что нам делать и как быть,
Должен знать и ты, и он,
В этом месте …. (телефон)

14.Футбол – хорошая игра
Пусть каждый тренируется
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах. (Жилая зона)

15. Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак…. (Автобусная остановка)

Итог

- Какие вы молодцы, ребята! Вы знаете не только те знаки, которые нужны пешеходу, но и знаки, необходимые водителю.

Молодцы, спасибо, мы повторили, что обозначает каждый знак

Интерактивная викторина (Приложение1)

А теперь я хочу проверить, как вы знаете правила дорожного движения. Вам будут предложены вопросы и несколько вариантов ответов, среди которых вы должны выбрать правильный. Номер правильного ответа покажите цифрой – но только по моему сигналу.

Вопросы викторины.

1. Под какой цифрой правильно расположены сигналы светофора? 1

2. Какой цифрой обозначен знак “Пешеходный переход”? 2

3. Какой из этих знаков запрещает движение на велосипеде? 2

4. Со скольких лет можно ехать на велосипеде по проезжей части? 3

5. С какой стороны нужно обходить автобус? 2

6. Какая поза является наиболее безопасной в случае аварии автомобиля? 1

7. На каком рисунке дети нарушают правила поведения на дороге ? 2

8. Какой жест регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора? 3

9. Кто идет правильно: бабушка или внук? 2

Итог

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с вопросами викторины.

- А сейчас я вам предлагаю произнести клятву пешехода.

-Молодцы, а сейчас я предоставляю слово завучу начальных классов …(завуч вручает удостоверения)

Заключительное слово.

Сегодня на уроке мы подружились с правилами дорожного движения, с регулировщиком, с дорожными знаками.

А с чего всегда начинается дружба? Дружба начинается с улыбки!

Я предлагаю закончить наш урок песней.

Исполняется песня “Улыбка” муз. В.Шаинского

Светофорчик:

Будьте, дети, осторожны!
Уважайте каждый знак!
Знаки – важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.

Дорогие ребята! Спасибо вам за работу.

Литература

1. Правила дорожного движения. М, 2004

2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997