Цели:
- познакомить с переместительным свойством сложения;
- закрепить состав чисел 2, 3, 4, 6;
- закреплять умение составлять равенства по числовому лучу;
Оборудование:
- карточки с составом чисел;
- карточки – вагончики с выражениями;
- карточки с фишками домино;
- карточки – шарики с выражениями;
- учебник Н.Б. Истоминой “Математика” 1 класс.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
1. Устный счёт.
- Состав каких чисел уже знаем?
- Проверим, как вы выучили его.
(учитель показывает классу карточки состава чисел с “окошками”, а учащиеся на “веере” чисел демонстрируют число, которое надо вставить в “окошко”)
2. Игра “Поезд”.
- А теперь мы с вами отправимся в путешествие за математическими знаниями.
- Поедем на волшебном поезде.
(открывается доска, на которой прикреплены вагоны с выражениями)
- Но прежде, чем отправимся в путь, надо узнать, сколько пассажиров едет в каждом вагоне. Что для этого надо сделать?
(найти значения выражений)
(учащиеся показывают результаты на “веере” с числами)
физминутка
- Изучение нового.
1. Постановка проблемы.
- Сегодня на уроке нам предстоит открыть один очень нужный математический закон. Вы готовы к его открытию?
2. Знакомство с законом.
- Кто из вас знает такую игру – домино? А как в неё играть?
(объяснение правил игры: фишки присоединяются друг к другу одинаковым количеством кружков)
- С правилами игры разобрались. А теперь давайте попробуем выяснить, какое существует правило в расположении фишек домино у меня на доске?
(на доске рисунок из учебника № 161)
- Кто может нам объяснить как, по какому правилу, разбили фишки на группы?
(коллективный разбор: общее число кружков, кружки поменяли местами)
- Давайте составим с вами равенства, чтобы увидеть общее количество кружков на каждой фишке.
а) работа в тетрадях
(учащиеся записывают в тетрадях равенства, а потом учитель выносит эти равенства на доску:
2 + 4 = 6 6 + 1 = 7 5 + 3 = 8
4 + 2 = 6 1 + 6 = 7 3 + 5 = 8)
- Посмотрите на полученные столбики равенств. Что же общего в записях каждой пары равенств?
(суммы, слагаемые, верные равенства)
- Можете ли вы назвать различия в записи сумм каждой пары равенств?
(числа поменялись местами)
- А как при сложении называются числа?
(слагаемые)
- Значит, слагаемые (поменяли) переставили, но значение суммы не изменилось.
физминутка
- Хорошо. Действие сложение мы умеем выполнять не только с группами предметов, но и при движении по числовому лучу.
б) работа по учебнику
(учащиеся открывают учебник на стр. 74, № 162)
- Надо записать равенства, соответствующие рисункам, и проверить, подтвердится ли наш вывод здесь.
(работа в парах: учащиеся в учебнике подписывают карандашом равенства над лучами)
- Какие равенства получили?
(2+5=7 5+2=7)
- Что можем сказать о полученных равенствах?
(значения одинаковые, числа поменялись местами)
- Могу сообщить вам, что это свойство действия сложения. Оно будет проявляться при любых значениях слагаемых. И называется это свойство сложения – ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ.
(на доску прикрепляется карточка с названием свойства сложения)
- И звучит оно так: от перестановки слагаемых значение суммы не меняется.
- Найдём это правило в учебнике и прочитаем его.
(вначале учащиеся читают его самостоятельно, а потом все вместе)
2. Закрепление.
Теперь мы с вами знаем переместительное свойство сложения. Зачем оно нам нужно, мы узнаем на следующих уроках.
- А нам пора возвращаться на нашем поезде. Давайте украсим наш поезд шариками, чтобы было видно, что мы сегодня на уроке открыли закон сложения.
б) работа по карточкам
- У вас у каждого на столе находится карточка с шариками. Соедините шарики парами, используя наше открытие.
(учащиеся соединяют шарики, используя переместительное свойство сложения)
- Проверим, какие пары шариков у вас получились и прикрепим эти пары на наши вагоны.
(учащиеся выходят к доске и выбирают пары шариков, прикрепляют их к вагонам)
- Итог урока.
- Молодцы! Наш поезд успешно вернулся из путешествия.
- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
- Запомните это свойство сложения и расскажите о нём дома родителям.