Урок математики по теме "Переместительное свойство сложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с переместительным свойством сложения;
  • закрепить состав чисел 2, 3, 4, 6;
  • закреплять умение составлять равенства по числовому лучу;

Оборудование:

  • карточки с составом чисел;
  • карточки – вагончики с выражениями;
  • карточки с фишками домино;
  • карточки – шарики с выражениями;
  • учебник Н.Б. Истоминой “Математика” 1 класс.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.

1. Устный счёт.

  • Состав каких чисел уже знаем?
  • Проверим, как вы выучили его.

(учитель показывает классу карточки состава чисел с “окошками”, а учащиеся на “веере” чисел демонстрируют число, которое надо вставить в “окошко”)

2. Игра “Поезд”.

- А теперь мы с вами отправимся в путешествие за математическими знаниями.

- Поедем на волшебном поезде.

(открывается доска, на которой прикреплены вагоны с выражениями)

- Но прежде, чем отправимся в путь, надо узнать, сколько пассажиров едет в каждом вагоне. Что для этого надо сделать?

(найти значения выражений)

(учащиеся показывают результаты на “веере” с числами)

физминутка

  1. Изучение нового.

1. Постановка проблемы.

- Сегодня на уроке нам предстоит открыть один очень нужный математический закон. Вы готовы к его открытию?

2. Знакомство с законом.

- Кто из вас знает такую игру – домино? А как в неё играть?

(объяснение правил игры: фишки присоединяются друг к другу одинаковым количеством кружков)

- С правилами игры разобрались. А теперь давайте попробуем выяснить, какое существует правило в расположении фишек домино у меня на доске?

(на доске рисунок из учебника № 161)

- Кто может нам объяснить как, по какому правилу, разбили фишки на группы?

(коллективный разбор: общее число кружков, кружки поменяли местами)

- Давайте составим с вами равенства, чтобы увидеть общее количество кружков на каждой фишке.

а) работа в тетрадях

(учащиеся записывают в тетрадях равенства, а потом учитель выносит эти равенства на доску:

2 + 4 = 6 6 + 1 = 7 5 + 3 = 8

4 + 2 = 6 1 + 6 = 7 3 + 5 = 8)

  • Посмотрите на полученные столбики равенств. Что же общего в записях каждой пары равенств?

(суммы, слагаемые, верные равенства)

  • Можете ли вы назвать различия в записи сумм каждой пары равенств?

(числа поменялись местами)

- А как при сложении называются числа?

(слагаемые)

- Значит, слагаемые (поменяли) переставили, но значение суммы не изменилось.

физминутка

- Хорошо. Действие сложение мы умеем выполнять не только с группами предметов, но и при движении по числовому лучу.

б) работа по учебнику

(учащиеся открывают учебник на стр. 74, № 162)

- Надо записать равенства, соответствующие рисункам, и проверить, подтвердится ли наш вывод здесь.

(работа в парах: учащиеся в учебнике подписывают карандашом равенства над лучами)

- Какие равенства получили?

(2+5=7 5+2=7)

- Что можем сказать о полученных равенствах?

(значения одинаковые, числа поменялись местами)

- Могу сообщить вам, что это свойство действия сложения. Оно будет проявляться при любых значениях слагаемых. И называется это свойство сложения – ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ.

(на доску прикрепляется карточка с названием свойства сложения)

- И звучит оно так: от перестановки слагаемых значение суммы не меняется.

- Найдём это правило в учебнике и прочитаем его.

(вначале учащиеся читают его самостоятельно, а потом все вместе)

2. Закрепление.

  Теперь мы с вами знаем переместительное свойство сложения. Зачем оно нам нужно, мы узнаем на следующих уроках.

- А нам пора возвращаться на нашем поезде. Давайте украсим наш поезд шариками, чтобы было видно, что мы сегодня на уроке открыли закон сложения.

б) работа по карточкам

- У вас у каждого на столе находится карточка с шариками. Соедините шарики парами, используя наше открытие.

(учащиеся соединяют шарики, используя переместительное свойство сложения)

- Проверим, какие пары шариков у вас получились и прикрепим эти пары на наши вагоны.

(учащиеся выходят к доске и выбирают пары шариков, прикрепляют их к вагонам)

  1. Итог урока.

- Молодцы! Наш поезд успешно вернулся из путешествия.

- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

- Запомните это свойство сложения и расскажите о нём дома родителям.