Цель: Научиться находить значение выражений нового вида.
Тип урока: Урок сотрудничества и исследований.
Идея урока: Тему разбить на несколько небольших, но разных заданий, решение которых поручить отдельным группам учащихся.
Задачи:
Познавательные: поиск закономерностей и особенностей сложения двузначных чисел; систематическое поддержание интереса к предмету через творческое применение знаний; позитивная мотивация к дальнейшему овладению вычислительными навыками.
Развивающие:
развитие универсальных учебных действий;
умение выделить проблему урока, провести рефлексию.
Воспитательные:
развитие коммуникативных навыков (умение вести диалог, договариваться в группе, отстаивать свое мнение и уважать чужое);
создание здоровьесберегающей среды через снятие напряжения и отрицательных эмоций.
Структура урока: урок состоит из восьми этапов, логически связанных между собой:
1.Психологический настрой на деятельность (упражнения на внимание)
2.Целеполагание (создание ситуации “знаю” - “не знаю”, определение проблемы урока).
3.Актуализация знаний через решение практических заданий, направленных на закрепление знания таблицы сложения.
4.Открытие нового знания в форме исследовательской работы, направленной на поиск закономерностей и особенностей сложения двузначных чисел;
5.Физминутка.
6.Закрепление изученного материала.
7.Самостоятельная работа и взаимопроверка.
8.Рефлексия (физическая, интеллектуальная, сенсорная)
Особенности урока:
материал связан с несколькими разными исследовательскими заданиями, направленными на осознание общего принципа операции сложения двузначных чисел;
открытие нового знания идет через возникновение коллизий, побуждающих к поиску решения проблемы;
дети объединены в группы, пары.
Ход урока
1.Психологический настрой на деятельность.
2.Целеполагание: постановка темы и цели урока, мотивация.
3.Актуализация знаний:
1).Ритмический счет по 2, по 3, по 4.
2).На доске записаны числа: 70 18 22 9 46 83
У.Прочитайте числа;
У.Есть ли числа, которые отличаются от всех остальных?
Д. * число 9 – оно однозначное;
* число 70 – это круглые десятки;
*число 22 – десятки и единицы записаны одинаковыми цифрами;
У.Расположите эти числа в порядке возрастания.
Д. 9, 18, 22, 46, 70, 83.
У. Расположите эти числа в порядке убывания.
Д. 83, 70, 46, 22, 18, 9.
У. Молодцы! А теперь назовите слова из науки математики на букву “С”.
Д. *сложение *сумма *слагаемое *сантиметр *схема
У. Замечательно! Назовите слова из науки математики на букву “Р”.
Д. *равенство *разность *решение *разряд *равнобедренный …..
У. Как много вы уже знаете! Значит, вы взрослеете!
4.Открытие нового знания:
У. Прочитайте записи на доске. Что вы можете о них сказать?
80+5 | 40+20 | 70-30 |
16+1 | 73 - 3 | 29- 1 |
60+1 | 24+35 | 58-8 |
Д. Все эти записи – выражения. Это суммы и разности.
У. На какие группы можно распределить все эти выражения по способу нахождения их значения?
Д. Значения выражений 40+20 и 70-30 можно найти, используя таблицу сложения.
Д. Значения выражений 16+1, 60+1, 29-1 можно найти, используя натуральный ряд чисел.
Д. Значения выражений 73-3 и 58-8 можно найти, заменяя первое число суммой разрядных слагаемых.
Д.Здесь есть сумма 24+35, значение которой нельзя найти.
У. Почему?
Д. Она не подходит ни к одному способу, который мы знаем.
У. Значит, нельзя к 24+35?
Д. Можно, но надо придумать какой-то другой способ.
У. Вот и придумайте, как можно найти значение этой суммы.
Д.-Я придумал, нужно каждое число заменить суммой разрядных слагаемых:
20+4 и 30+5
-А я увидел, что нам понадобятся строчки из таблицы сложения:
2+3 и 4+5
- А я уже догадался, что надо десятки прибавить к десяткам, а единицы к единицам и получится 59!
У.Хорошо. Давайте попробуем по способу, который вы придумали, найти сумму 46 и 21. Какой первый шаг? Какой второй шаг? Зачем мы это делаем? Где взяли число 7?
46+21=(40+6)+(20+1)=(40+20)+(6+1)=60+7=67
У. - Верно ли мое утверждение: “Для того чтобы найти сумму двузначных чисел, нужно десятки прибавить к десяткам, а единицы к единицам”?
Д. -Верно, потому что мы применили этот способ и смогли решить пример.
У. - А такой способ сложения можно применить ко всем двузначным числам?
Д. -Нет, если при сложении единиц получится больше 10, то мы не сможем посчитать.
Д. -Мы не сможем посчитать, если при сложении десятков тоже получится больше 10. (Возникает новая проблема и спор)
5.Физминутка: (под музыку, меняя темп)
Что такое, что мы слышим,
Это дождь стучит по крыше,
А потом пошел быстрей,
И по крыше бьет сильней.
6.Закрепление изученного материала: (дети работают в группах)
У.Чтобы узнать значение суммы 34+45 Вера и Боря сделали рисунки. Выбери, чей рисунок лучше поможет узнать значение суммы?
Подумай, какая математическая запись соответствует выбранному тобой рисунку. Сделай сам такую запись.
Сравни свою запись с записью Толи:
34+45=(30+4)+(40+5)=(30+40)+(4+5)=70+9=79
У тебя получилась такая же запись?
Какими суммами заменили слагаемые?
Как такие суммы называются?
Что обозначает запись (30+40) + (4+5)?
7.Самостоятельная работа и взаимопроверка:
У. Выполняем №117 с.48
- Сколько выражений приготовил автор?
54+32 63+24 73+16 27+42 56+30 46+31
- Чем похожи выражения? (Это суммы)
- Что необычного в суммах, которые мы находим? (Все слагаемые – двузначные числа)
-Какие знания нам пригодятся? (Таблица сложения, натуральный ряд чисел и замена слагаемых суммой разрядных слагаемых)
-Какие новые знания надо применить? (Десятки надо прибавить к десяткам, а единицы – к единицам)
(Дети самостоятельно находят значения сумм и выполняют взаимопроверку в парах.)
У. Я заметила, что в третьей сумме 73+16 у Оли и Тани разные ответы: 89 и 98. Почему? Кто прав?
(Новая проблема и спор).
Д. Кто-то из них посчитал неправильно.
Д. Давайте проверим последовательность вычислений.
Д. Таня в ответе поменяла местами десятки и единицы. Надо записать 89.
Д.Нельзя менять десятки и единицы местами, у каждого разряда свое место!
8.Рефлексия:
Какие новые знания мы получили сегодня? Какие старые знания нам пригодились? Что самое главное надо запомнить?
Д. -Десятки прибавить к десяткам, а единицы - к единицам.
Д. -Единицы надо писать на первом месте, а десятки - на втором.
У. Когда вам было трудно? Что мешало?
У.Назовите сумму, значение которой найти было легче остальных.
Д.Это сумма 56+30, потому что надо было сложить только десятки.
У. Дома придумайте еще несколько похожих сумм и найдите их значения.
Спасибо за урок. Мне очень приятно и интересно было работать с вами.
Проверочная работа
Для проверки знаний учащимся предложены такие задания:
1.Выполни подробную запись и найди значения сумм:
70+24 62+30 37+10 20+46 53+40
В каждой сумме измени одну цифру так, чтобы складывать числа стало труднее.
2.Найди значения сумм, сделав подробную запись:
35+43 24+41 63+24 54+35 76+20
Анализ работ показал, что все учащиеся поняли общий принцип операции сложения двузначных чисел через поразрядность выполнения операции и использование таблицы сложения в любом разряде, правильно находят результат, усвоили алгоритм выполнения подробной записи, заменяют двузначные числа суммой разрядных слагаемых. Формирование осознанного прочного навыка идет успешно.
Особый интерес вызывают задания, когда более легкие суммы надо заменить трудными, или придумать свои суммы, аналогичные данным.