В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.
Успешность развития дошкольного учреждения, его социальный статус зависит от:
- профессиональных умений руководителя,
- способностей оперативно принимать решения,
- способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от:
- умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
- правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
- умения создавать собственные управленческие концепции развития.
Критерии профессионального мастерства руководителя при планировании это:
- способность проанализировать ситуацию;
- умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
- умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:
– тенденции социальных преобразований в
обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.
Проблемы реализации планирования:
- недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
- трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
- необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.
Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.
Система планирования в ДОУ.
Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).
Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками планирования являются:
- неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
- нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
- отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
- заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
- непродуманность и неразработанность структуры планов.
Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:
1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или
группа лиц.
Основные цели проектирования системы планирования :
- привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
- обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
- определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
- распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
- выработка оптимального набора форм планирования.
Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.
Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.
Стратегическое планирование | Основные стратегические направления на 5-10 лет | Программа развития ДОУ | Концепция развития ДОУ | Образовательная программа | Модель выпускника |
Тактическое планирование | Годовой план | Учебный план | Сетка занятий | Перспективные планы воспитателей | Индивид карты развития ребенка |
Оперативное планирование | Календарные планы образ. работы | Планы специалистов | Перспективные планы воспитателей | Тематические планы | Диагностические карты развития |
Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.
Основными чертами стратегического планирования являются:
- включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
- создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
- долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
- нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
- заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.
Второй уровень планирования, тактическое
планирование – это краткосрочная стратегия
достижения цели, разрабатываемая на уровне
руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка
дополнительных планов и конкретных указаний по
обеспечению целей и налаживанию процесса
реализации стратегического планирования.
В процесс разработки детальных краткосрочных решений входит:
- определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
- определение исполнителей (кто?);
- обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).
Третий уровень, оперативное планирование
– представляет собой разработку
конкретных действий людей и структур с учетом
всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ
необходимо рассматривать как сочетание
стратегического, тактического и оперативного
уровней. Именно такое планирование
представляется наиболее комплексным и
системным.
Стратегическое планирование – единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает:
- создание долгосрочного плана:
- дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
- способствует снижению риска при принятии решений;
- помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.
Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.
Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.
Практическая реализация данного метода предполагает:
- определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
- создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
- установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
- выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
- чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.
Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.
Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.
Годовой план включает следующие разделы:
- анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
- планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
- обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
- обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
- создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
- укрепление материально-технической и финансовой базы.
При составлении годового плана учитываются:
- все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
- кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
Технология реализации плана:
- составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
- поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
Оптимальная структура и содержание годового плана.
- Первая часть плана представляет собой:
- анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
- задачи на новый учебный год.
Оформление анализа годового плана
1-й подраздел включает:
- анализ состояния здоровья воспитанников;
- анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
- анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
- общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
- резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2-й подраздел включает:
- анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
- анализ уровня познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
- общие выводы;
- резервы повышения уровня выполнения программы.
3-й подраздел включает:
- анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
- анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
- общие выводы;
- резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
4-й подраздел включает:
- результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
- заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
- анализ методической работы в ДОУ;
- анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
- общие выводы, выявленные тенденции;
- резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
5-й подраздел включает:
- анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
- выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
- результаты взаимодействия с другими организациями;
- общие выводы.
В 6-м подразделе анализируются:
- итоги административно-хозяйственной работы,
- материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Проблемно-ориентированный анализ позволяет:
- проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
- выявить достижения и недостатки в работе;
- определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
- оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
- наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.
Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).
Состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Работа с кадрами.
- инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
- производственные собрания;
- повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
- методические объединения;
- подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
- изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
- консультации с обслуживающим персоналом.
Раздел 2. Организационно-педагогические мероприятия.
- деятельность совета по развитию ДОУ;
- педагогические советы;
- семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
- работа с молодыми воспитателями.
Раздел 3. Работа ДОУ с родителями.
- родительские собрания (общие/групповые);
- лектории и консультации для родителей;
- дни открытых дверей;
- занятия педагогического всеобуча;
- оформление выставок и др.
Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.
- воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
- оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)
Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.
- итоговый;
- оперативный;
- фронтальный;
- тематический.
Раздел 5. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса.
- ремонт помещений;
- укрепление материально-технической базы;
- работа на территории ДОУ;
- работа по охране жизни и здоровью детей и др.
Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:
1-й этап. Планирование ежемесячно
повторяемых дел (н-р, проведение
педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой
педагогической диагностики дошкольников;
подготовку и проведение праздников и др.);
2-й этап. Помесячно спланированные
мероприятия дополнить традиционно сложившимися
мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников,
конкурсов, выставок);
3-й этап. Запланировать новые
мероприятия под те цели и задачи, которые
определены на основе анализа деятельности ДОУ за
предыдущий год.
Список используемой литературы:
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы. – М: ТЦ Сфера, 2008 .
- Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М,1998.
- Морозова А.Н. Как проанализировать реализацию годового плана работы дошкольного образовательного учреждения //Управление дошкольным образовательным учреждением.– 2002.– №6. – С.16.
- Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении.– М.АРКТИ, 2007.