Управленческое планирование в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.

Успешность развития дошкольного учреждения, его социальный статус  зависит от:

  •  профессиональных умений руководителя,
  •  способностей оперативно принимать решения,
  • способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.

Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением  напрямую зависит от:

  •  умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
  • правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
  •  умения создавать собственные управленческие концепции развития.

Критерии профессионального мастерства руководителя  при планировании это:

  • способность проанализировать ситуацию;
  • умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
  •  умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:

– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.

Проблемы  реализации планирования:

  • недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
  • трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
  • необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

Система планирования в ДОУ.

Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками планирования являются:

  • неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
  • нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
  • отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
  • заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
  • непродуманность и неразработанность структуры планов.

Поэтому процесс   планирования должен создать  плановую систему, в которой хорошо видны:

1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

Основные цели проектирования системы планирования :

  • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
  • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
  • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
  • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ  в процессе планирования;
  • выработка оптимального набора форм планирования.

Данная система состоит  из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.

Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.

Стратегическое планирование Основные стратегические направления на 5-10 лет Программа развития ДОУ Концепция развития ДОУ Образовательная программа Модель выпускника
Тактическое планирование Годовой план Учебный план Сетка занятий Перспективные планы воспитателей Индивид карты развития ребенка
Оперативное планирование Календарные планы образ. работы Планы специалистов Перспективные планы воспитателей Тематические планы Диагностические карты развития

Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения  и использования ресурсов для достижения этих целей.

Основными чертами  стратегического планирования являются:

  • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
  • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
  • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
  • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
  • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.

В процесс разработки детальных краткосрочных решений входит:

  • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
  • определение исполнителей (кто?);
  • обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).

Третий уровень, оперативное планирование –  представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического  и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется  наиболее комплексным и системным.

Стратегическое планирование – единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает:

  • создание долгосрочного плана:
  • дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
  • способствует снижению риска при принятии решений;
  • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.

Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.

Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.

Практическая реализация данного метода предполагает:

  • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
  • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия),  конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
  • установление чёткой  взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
  • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
  • чёткое прогнозирование  результатов деятельности на планируемый период и др.

Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.

Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.

Годовой план включает следующие разделы:

  • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
    • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
    • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
    • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
    • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
    • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
    • укрепление материально-технической и финансовой базы.

При составлении годового плана учитываются:

  • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
  • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.

Технология реализации плана:

  • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
  • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.

Оптимальная структура и содержание годового плана.

  • Первая часть плана представляет собой:
  • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
  • задачи на новый учебный год.

Оформление анализа годового плана

1-й подраздел включает:

  • анализ состояния здоровья воспитанников; 
  • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья; 
  • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
  • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
  •  резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2-й подраздел включает:

  •  анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
  • анализ уровня познавательного развития детей, социально­-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
  • общие выводы;
  •  резервы повышения уровня выполнения программы.

 3-й подраздел включает:

  • анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
  •  анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
  • общие выводы;
  • резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

4-й подраздел включает:

  • результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
  • заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
  • анализ методической работы в ДОУ;
  • анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
  • общие выводы, выявленные тенденции;
  • резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

5-й подраздел включает:

  • анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
  • выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
  • результаты взаимодействия с другими организациями;
  • общие выводы.

В 6-м подразделе анализируются:

  • итоги административно-хозяйственной работы,
  • материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

Проблемно-ориентированный анализ позволяет:

  • проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
  • выявить достижения и недостатки в работе;
  •  определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
  • оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
  • наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.

Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).

Состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Работа с кадрами.

  • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
  • производственные собрания;
  • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
  • методические объединения;
  • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
  • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
  • консультации с обслуживающим персоналом.

Раздел 2. Организационно-педагогические мероприятия.

  • деятельность совета по развитию ДОУ;
  • педагогические советы;
  • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
  • работа с молодыми воспитателями.

Раздел 3. Работа ДОУ с родителями.

  •  родительские собрания (общие/групповые);
  •  лектории и консультации для родителей;
  • дни открытых дверей;
  • занятия педагогического всеобуча;
  • оформление выставок и др.

Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.

  • воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
  • оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)

Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.

  • итоговый;
  • оперативный;
  • фронтальный;
  • тематический.

Раздел 5. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса.

  • ремонт помещений;
  • укрепление материально-технической базы;
  • работа на территории ДОУ;
  • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:

1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел   (н-р, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников, конкурсов, выставок);
3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.

Список используемой литературы:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы. – М: ТЦ Сфера, 2008 .
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М,1998.
  3. Морозова А.Н. Как проанализировать реализацию годового плана работы дошкольного образовательного учреждения //Управление дошкольным образовательным учреждением.– 2002.– №6. – С.16.
  4. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении.– М.АРКТИ, 2007.