Цель: Дать знания о графическом обозначении пересечения фигур на плоскости.
Задачи:
- Формировать знания геометрических фигур.
- Формировать знания геометрических понятий.
- Формировать знания условных обозначений пересечения геометрических фигур.
- Развивать восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать положительную учебную мотивацию.
Ход урока
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Учитель проверяет учащихся готовность к уроку:
- все ли учебные принадлежности есть у учеников (дневник, тетрадь, учебник, содержимое пенала);
- общее состояние детей к началу урока.
После того как учитель проверил готовность детей к уроку и сделал определенные выводы, он может предложить игру на концентрацию внимания. Игра называется "Простая работа".
Учитель: - Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть ручки? Для чего они нам нужны? А какая беда может случиться во время урока с ручкой?
(сломаться, потеряться, потекут чернила)
Учитель: - Да. Иногда приходится ручку менять. Вот давайте мы поиграем с вами в игру, которая называется "Простая работа". Когда я скажу "Вперед!", вы должны будете ручку развинтить. Когда я скажу "Назад!", вы должны будете ручку собрать обратно. Вот мы и посмотрим, кому из вас сможет справиться с неприятностями быстрее.
Учитель проводит игру. Хвалит тех, у кого получилось четко и быстро выполнить задание.
2. Игры на развитие восприятия.
Учитель: - Вот теперь я вижу, что все готовы. Пока мы с вами готовились, к нам в окно залетели комары. Но только они какие-то странные. Посмотрите сами.
На доске прикреплены "комары" в виде геометрических фигур - треугольник, квадрат, ромб, пятиугольник, шестиугольник, прямая, кривая, круг.
Учитель: - У каждого насекомого есть имя. Кто из вас догадался, как их зовут?
Дети называют геометрические фигуры.
Учитель: - Все верно. Но только эти комары никак не хотят стоять на месте. Они все время меняются местами. Давайте поиграем в игру: попробуем наших комаров возвращать на место.
Учитель проводит игру "Что изменилось?".
Учитель дает инструкцию: "Посмотри на фигуры. Постарайся запомнить, в каком порядке они расположены".
Один из учеников в течении 30 секунд знакомится с расположением предметов. А все остальные дети считают до 30. Затем он отворачивается и учитель меняет местами 2-3 фигур.
Потом ребенок должен повернуться, внимательно посмотреть на фигуры и сказать, что изменилось в их расположении.
Игра проводится с 2-3 учениками.
3. Объявление темы урока.
Учитель: - не удалось комарам нас запутать. Все геометрические фигуры мы с вами назвали правильно. Значит, вы легко справитесь со следующим заданием. Посмотрите на доску.
Смотри рис. 1, 2.
Дети должны сказать, что на втором рисунке фигуры пересекаются.
Учитель: - а какие фигуры пересекаются? Докажите, что это действительно так.
Дети должны сказать, что раз у двух фигур есть общие точки, значит, они пересекаются.
Учитель на рисунке № 2 красным фломастером эти точки обозначает: - Давайте дадим этим точкам имя, раз они такие важные.
Дети придумывают названия точкам пересечения геометрических фигур.
Смотри рис. 3.
Учитель: объявляет тему урока: - Вот сегодня мы с вами должны научиться записывать то, что только что сказали.
II. Основная часть.
1. Работа с новым материалом:
Учитель: - А скажите, удобно ли нам будет писать в тетради "Круг пересекается с прямой в точке А?".
Учитель: - Конечно же нет. Мы с вами знаем, что для краткости записи используются разные условные обозначения, специальные знаки. Какие знаки мы с вами знаем?
(плюс, минут, равно, скобки, деление, умножение).
Учитель: - Сегодня мы познакомимся еще с одним знаком - знаком "пересечение". Посмотрите на него. На что он похож?
Смотри рис. 4
(Учитель вывешивает иллюстрации-ассоциации: радуга, мостик).
Учитель: - Это знак действительно как мостик, помогает фигурам встретиться и обняться. Давайте посмотрим на наш рисунок (рис. 3), каким фигурам удалось встретиться?
(дети отвечают)
Учитель: - Давайте в своих тетрадях это радостное событие запишем.
2. Работа в тетради.
Смотри рис. 5
Учитель пишет на доске, проговаривая запись: прямая пересекается с кругом в точке "А".
Учитель: - Посмотрите, как мы быстро сделали запись. Кто-нибудь из вас допустил ошибку? Конечно нет, ведь мы не писали слов. Давайте теперь запишем встречу круга и прямоугольника. Кто попробует это сделать сам?
(желающим выходит к доске, учитель проговаривает вместе с ним: "круг пересекается с прямоугольником в точка В и С")
Смотри рис. 6
3. Упражнения для закрепления.
Учитель: - Давайте попробуем еще. А вы мне будете помогать.
Учитель предлагает 4-6 иллюстраций с пересечением различных геометрических фигур.
Например:
Смотри рис.7
Один учащийся выходит к доске, остальные - выполняют задание в тетрадях. Целесообразно подготовить дополнительные задания для тех учеником, кто быстро справляется с работой.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Учитель: - Какие вы молодцы! Сколько хорошего мы сегодня с вами сделали. Скольким фигурам помогли встретиться. А научились эти встречи записывать. А что же наши комары?! Смотрите-ка, они улетели.
Дети смотрят на доску, а учитель в это время убирает "комаров".
Учитель: - А вы любите комаров? Что мы делаем, когда их слишком много? Правильно, машем руками, чтобы их прогнать. Давайте немножко поиграем. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так!
(Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение).
Учитель: - Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - готовимся к следующему уроку и отдыхаем.
2. Организационный момент.
Учитель собирает тетради. Дети готовятся к следующему уроку, выходят на перемену.