Многие творчески работающие учителя применяют необычные разновидности уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от уроков классического образца. Они не заменяют этих уроков, они их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
Примеры нестандартных уроков:
- Устный журнал. (Учащиеся получают задание подготовить сообщение о великих людях немецкоязычных стран, о столицах федеральных земель Германии, Австрии.)
- Защита рефератов. (Используя фотоматериалы, схемы и таблицы, учащиеся готовят рефераты, которые при их защите дополняют другие выступающие новыми фактами.)
- Заочные путешествия. (Например, «Путешествие по Рейну» в 8 классе. Необычный урок географии на немецком языке имеет увлекательный характер. К данному уроку каждый ученик готовит творческую работу «Карта Германии» с акцентом на достопримечательности Рейна. В итоге в конце урока появляется целая галерея мини-проектов.)
- Урок творческий отчет. (Как правило, во время обобщающего повторения определенной лексической темы. В конце урока возможна игра-сценка.)
Типы нестандартных уроков:
- Урок-викторина.
- Урок-конкурс.
- Урок-аттракцион знаний.
- Урок-рецензия.
- Урок-ролевая игра.
- Интегрированный урок.
- Урок-телемост.
- Урок-КВН.
- Урок-пресс-конференция.
- Урок-семинар.
Место нестандартных уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от конкретных условий содержания материала, индивидуальных особенностей учащихся и, конечно, самого учителя.
Не секрет, что благодаря таким урокам ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Данные формы урока позволяют активизировать мысли учащихся и побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок – это и есть игра, только «игра большая, на весь урок», со своими правилами атрибутами. И не правда, что любят играть только маленькие дети: взрослые ученики это делают с не меньшим удовольствием. Правильно поставленная игра позволит многому научить учащихся. В наибольшей степени это касается уроков иностранного языка. Каждый урок должен быть увлекательным и интересным, чтобы поддерживать у школьников внимание, желание и познавательный интерес работать изо дня в день, продвигаться маленькими шажками вперед. И одна из главных задач педагога иностранного языка – сделать урок таковым, так как очень часто интерес к иностранному языку присутствует только на начальной стадии обучения, как интерес к новому.
Хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении. Может быть, кто-нибудь из учителей захочет использовать его и на своих уроках немецкого языка.
Урок Экскурсия.
Когда с учениками старших классов я провела экскурсию по главной улице Москвы, Тверской, удивилась их восторгу. Пешком мы прошли от Белорусского вокзала до Красной площади, и ребята по-другому посмотрели на достопримечательности нашей столицы, делая при этом фотосъемку и применяя на практике, как экскурсоводы, знания, полученные в классе.
Говорили по-немецки все, кто больше, кто меньше, но все, и это было незабываемое впечатление. Теперь на вопрос: «Как называется главная улица Москвы?», ответ будет сразу правильный.
Урок-экскурсию можно провести и по родной школе, при прохождении темы «Школьное образование».
Ученикам очень нравится, когда во время урока мы выходим из класса и идем по всем этажам, заходя в спортивный, актовый залы, столовую, по пути можно побеседовать с учителями на немецком языке, которые не скрывают своего удивления, а потом и восхищения учениками. Можно на несколько минут задержаться около стенда со школьным расписанием уроков и попросить учащихся предложить свое расписание, а также поговорить о любимых предметах, кружках и секциях. Уверена: вашим детям это очень понравится. Вернувшись в класс, надо не забыть подвести итоги всему увиденному, услышанному и сказанному.
Уже стало традицией, на последнем уроке ученики 11-ых классов пишут сочинения на тему «Мои раздумья об уроках немецкого языка». Они знают, что это последний урок, оценку не поставят: не надо думать об ошибках и стиле изложения.
Писать можно много или мало на немецком или русском языках. Для меня это самые ценные работы, так как все ребята предельно откровенны. А потом я делаю для себя выводы: на что мене обратить внимание в своей работе, в методике преподавания, насколько выросла я за год как личность и как педагог. И так каждый год. И Вы, уважаемые коллеги, попробуйте предложить такие работы своим ученикам – не пожалеете!
Ежегодно провожу и праздники «Рождество в Германии». Это происходит во время уроков, в I половине дня, желательно рано утром, когда на улице еще темно. В классе выключается свет, зажигаются свечи, звучат спокойные рождественский песни – атмосфера праздника создана. Однажды пригласила представителей от классов на нулевой урок, и все пришли. Праздник может длиться один урок, а может и 3 урока.
Предлагаю один из вариантов проведения Рождественского праздника:
1 урок. Как празднуют Рождество в Германии?
а) Беседа с учащимися.
б) Ученики слушают и поют рождественские песни.
2 урок. Мы готовим рождественские подарки.
Соревнование. Кто лучше сделает подарки. (На партах заранее разложен необходимый материал: цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.)
3 урок. Чаепитие (по немецким рецептам приготовленные кондитерские изделия ученики приносят из дома).
а) Обмен мнениями о первых двух уроках праздника.
б) Викторина. «Что ты знаешь о Рождестве в
Германии».
Ученики пишут на самодельных открытках пожелания себе и близким. На уроке говорят об участии каждого ученика в организации и проведении праздника.
Отдельные фрагменты праздника фотографируют.
Просмотр и обсуждение фильма на немецком языке «Как празднуют немцы Рождество в Германии?»
Мнения некоторых моих учеников о данном мероприятии подтверждают интерес к предмету, что для каждого педагога является очень важным.
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Иностранный язык тесно связан со многими школьными дисциплинами: историей, географией, экономикой, экологией, математикой, литературой, русским языком.
Горжусь своими учениками, которые обожают творить литературные переводы немецких стихотворений, рассказывать наизусть то или иное стихотворение на немецком языке, почти все предлагают свой собственный перевод, а это, как известно, трудно сделать даже взрослому человеку. Примером является стихотворение «Ich zum Beispiel» на стр.43 учебника Н.Д. Гальсковой «Und nun Deutsch» (9-10 классы). Переводы одного и того же стихотворения 2-х учениц.
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
Очень часто случается в нашей жизни проводить уроки по «замене». Хочется, чтобы и такие уроки проходили интересно. Предлагаю, например, написать историю: веселую или грустную, которая произошла с тобой или со знакомым, главное, интересную. На ошибки внимания обращать не буду, ведь, как известно, в иностранном языке ошибки – это наши друзья. И лучше говорить с ошибками, чем молчать без ошибок. Целый урок дети заняты увлекательным делом, я же к следующему уроку должна дать оценку каждому ученику. Как правило, ниже «4» не получает никто.
Можно интересно провести урок с совершенно незнакомыми учениками (и такое у нас бывает).
В огромном количестве у каждого из нас есть немецкие журналы и газеты. Пусть выберут на свой вкус печатное издание и выступят с его обзором на уроке.
Всем интересно, и ученика можно поощрить хорошей оценкой.
Сейчас я работаю в лицее, где учащиеся лишь в 8-ом классе начинают изучать немецкий язык как второй иностранный. Передо мной стоит сложная задача влюбить детей в этот удивительный предмет. Очень помогают ролевые игры, например, по теме «Знакомство», когда ученики становятся «учителями». Есть еще одна игра, ученики становятся в круг и по очереди каждый, выходя вперед произносит свое имя, сопровождаю это каким-нибудь жестом: все остальные повторяют его движение, называя имя. Дальше можно под тихую приятную музыку ходить всем по классу. Неожиданно музыка прекращается , и дети ведут друг с другом диалог. Потом снова диалог и общение и так далее.
Неделя иностранных языков тоже необычная. Помимо общего плана ее проведения, для учащихся, изучающих немецкий язык, существует особое правило. Каждый должен что-то подготовить.
Потом составляется расписание: для каждого класса в определенный день состоится смотр знаний. А в итоге определится самый активный класс и самые лучшие работы в различных номинациях: стенгазета, песня, стихотворение, танец, кулинарное блюдо по немецкому рецепту, музыкальное произведение и т.д. Все получают пятерки, а лучшие награждаются грамотами. Главное, итоги надо подводить своевременно и не забыть о наградах победителей. Это стало традицией в моей работе.
Очень нравится всем учащимся игра «Послушаем тишину», особенно после физкультуры, когда на 1 минуту все закрывают глаза, занимают удобную позу и слушают звуки вокруг. Через минуту надо в строгой последовательности на немецком языке перечислить все, что услышали.
Могу еще долго и много перечислять интересные формы работы с учащимися и рада, что учителю сегодня повезло: ему дали свободу для творчества. Большие возможности сегодня нам дает Интернет, сегодня очень много интересных журналов и газет, у учителя, особенно московского, много возможностей посещать содержательные, поучительные семинары специально для учителей, есть возможность реализовать себя во всевозможных творческих конкурсах, олимпиадах, проектах.
Живите, радуйтесь и творите, коллеги, на благо наших Учеников!
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Рисунок 7 | Рисунок 8 |