Звучит песня из кинофильма “Приключения Электроника” “Ведь ты человек”.
- Что изучаем на уроках окружающего мира?
- Какой статус у человека в природе?
- Хотите ли вы по мере своей возможности не навредить окружающему миру, а, может быть, и улучшить его состояние? Тогда за работу!
Аудиокассета “Звуки природы”.
- Что вы услышали?
- Как одним словом можно назвать животных, птиц?
-К какой группе тел их можно отнести?
На доске открывается первая половина темы.
-Как вы думаете, о чем будет идти речь сегодня на уроке?
- Давайте прочитаем тему в учебнике.
Тема на доске появляется целиком.
- Что такое круговорот?
- Что вы знаете о живых существах? Какие роли у живых существ в природе?
Дети читают текст в учебнике. Выполняют задание № 1.
Работа по группам.
Класс разделен на группы. Каждая группа получает задание: собрать разрезанную на куски картинку животного и составить с ним цепь питания.
Проверка по группам, дети вывешивают на доску свои работы.
Учитель предлагает для просмотра видеофрагмент “Экология”.
- К какой группе живых существ можно отнести человека?
- Почему человек выделен в особую группу?
На доске появляется слово “Потребитель”.
Учитель предлагает детям для разбора две ситуации: США, Санта-Барбара. У берегов затонул танкер с нефтью.
-Что произошло?
- Последствия.
В 2002 году в Подмосковье горят леса и торфяники от неестественно высокой температуры. Все силы спасателей и пожарников брошены на тушение и спасение людей.
- Что произошло?
- Последствия.
- Какова роль человека в этих ситуациях?
На доске появляются слова “Разрушитель”, “Созидатель”.
- А кто мы с вами? Обычные люди, мы ничего не создаем и не разрушаем. Мы имеем социальный статус в обществе. Я – учитель, вы – ученики. А каков наш “природный” статус? Что мы делаем ради того, чтобы не нарушить и без того очень хрупкое равновесие в природе?
Диспут между учениками, оканчивающийся выходом на понятие “Человек Позитивный”.
- Давайте введем новый термин, который будет обозначать людей как мы с вами.
- На свои работы я прошу наклеить вас эти смайлики, которые вы видите перед собой. Выберите тот, который, по вашему мнению, отражает чувства, мысли, эмоции и мнения о той проблеме, которой был посвящен наш сегодняшний урок.
Вывод: “Пусть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.” Связь между данным уроком и спортивным праздником, который прошел накануне. Команда называлась “Светлячки”.
Цели урока:
- формировать у детей представление о роли человека в окружающей природе;
- дать представление о науке “Экология”.
Задачи урока:
- формировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде;
- формировать коммуникативные качества, необходимые для работы в группе;
- дать представление о том, что в природе все взаимосвязано;
- формировать у ребят активную гражданскую позицию.