Проектная деятельность в начальной школе (4-й класс) "Качество воды — качество жизни"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема проекта: «Качество воды – качество жизни».

Цель проекта: Сформировать у детей бережное отношение к водным ресурсам планеты, привить умение следить за качеством питьевой воды, умение соотносить полезность своих поступков относительно состояния воды на планете в целом, так и у себя в городе, области, районе, квартире.

Задачи проекта:

  • формировать умение работать в группе;
  • привить умение использовать в работе современные технологии;
  • расширять кругозор учащихся по данной проблеме;
  • формировать бережное отношение к воде в повседневной жизни;
  • познакомить учащихся с основами науки экология.

Руководитель проекта: Сизова Е.В.

Команда проекта: Ученики 4 «Б» класса.

Ход проекта

1. Большая часть всей воды на планете Земля сосредоточена в морях и океанах. Запас пресной воды составляет всего 2 %. Роль человека по мере развития его деятельности становится все более существенной в круговороте воды в природе. Ресурсы пресной воды близки к исчерпанию. Деятельность человека приводит к значительному загрязнению природных вод. Поэтому человечество должно рационально использовать и беречь воду – основу жизни на Земле. Большинство людей волнует эта проблема. В своем проекте мы хотим проанализировать состояние пресной воды в нашем районе и в городе в целом. А также ответить на вопрос: «Как может каждый из нас, обычных людей, повлиять на улучшение состояния воды?» Ведь сама жизнь возникла прежде всего именно в воде!

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тебя не опишешь, тобой
наслаждаешься, не понимая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.
С тобой во всем существе разливается блаженство,
которое не объяснить только нашими пятью чувствами.
Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых
мы уже поставили было крест.
Твоим милосердием снова отворяются
иссякшие родники сердца.

Антуан де Сент-Экзюпери

Проект сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

Прежде чем выбрать данную тему мы проанализировали к каким результатам приводит деятельность человека на нашей планете и убедились, что все в наших руках. Мы хотим сохранить качество воды на Земле! Вода – весьма распространенное на Земле вещество. Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Но миллионы людей испытывают катастрофическую нехватку питьевой воды. Нет ничего более простого, чем вода. Нет ничего боле сложного, чем вода.

Эксперимент-наблюдение

В октябре месяце группа учащихся наблюдала за расходом воды в нашем учебном заведении, а также за состоянием туалетных комнат.
Участники проекта выяснили, что вода в нашей школе не всегда используется по назначению и экономично. Также в санитарных комнатах не всегда поддерживается чистота и порядок.

Во время наблюдений учащиеся привлекали к своей работе обслуживающий персонал ЦО, который с готовностью приходил им на помощь.

Результаты наблюдений

  • Проводить по классам классные часы по теме: «Экономичное использование воды».
  • Поставить дежурным в обязанность следить за чистотой санитарных комнат, а также сообщать обо всех нарушениях обслуживающему персоналу.
  • Включить в штат сотрудников ЦО 1679 большее число рабочих, чем имеется на сегодняшний день.
  • Каждый ученик или сотрудник учебного заведения должен на собственном примере каждый день показывать правильное отношение к использованию воды и поддержанию чистоты туалетных комнат.

Масару Эмото, японский ученый, проводил опыты с замораживанием воды и рассматривал полученные кристаллы под микроскопом. Вода, которой показывали слово «спасибо», образовала красивые шестиугольные кристаллы, в то время как вода, которая подвергалась воздействию слов «ты дурак», создала кристаллы, подобные кристаллам воды, «слушавшей» тяжелый рок, - уродливые обломки.

Мы начинаем нашу жизнь в виде плода, который состоит из воды на 99% . Когда мы рождаемся, вода составляет 90% нашего тела, а к тому времени, когда мы достигаем взрослого возраста, содержание воды снижается до 70 % . Если мы умираем в глубокой старости, то наше тело состоит из воды приблизительно на 50% . Иными словами, на всем протяжении нашей жизни мы существуем главным образом в виде воды. С физической точки зрения человек - это вода. Осознав это, можно смотреть на мир совершенно по-иному. Вода в реке остается чистой потому, что она движется. Когда вода становится застойной, она умирает. Поэтому вода должна постоянно быть в движении. Вода, или кровь, в теле больного человека застаивается. Когда кровь перестает течь, тело начинает разлагаться, а если кровь в мозгу останавливается, это может угрожать жизни. Но почему кровь становится застойной? Мы можем рассматривать это состояние как застой эмоций. Когда мы живем полной жизнью, получаем от нее удовольствие, мы чувствуем себя лучше и в физическом плане, а когда наша жизнь наполнена борьбой и сожалениями, наше тело тоже знает об этом. Итак, когда наши эмоции протекают через наше тело, мы испытываем чувство радости и движемся навстречу физическому здоровью. Движение, изменение, течение - это и есть жизнь.

Во время данного занятия учителем вместе с детьми был смодулирован макет танкера, везущего нефть, который терпит крушение в водах океана. Используя подручные средства учащиеся пытались очистить воду от «нефти». К сожалению их действия не принесли должного результата. Так мы убедились, что последствия данной экологической катастрофы для окружающей среды увы, «смертельны».

По теме данного проекта мы посетили следующие экскурсии:

  • Экскурсия в Политехнический музей.
  • Экскурсия в музей Льда.
  • Экскурсия на комбинат газированных напитков.

Посетив музей Льда, мы поняли, что вода имеет не только практическое значение в жизни человека. На воду просто приятно смотреть, журчание воды успокаивает нервы, расслабляет организм человека, давая возможность отдохнуть и расслабиться.

Мы узнали, что в виде микроскопических частиц вода присутствует и во Вселенной. Она содержится в виде пыли в оболочках звезд, находится в недрах других планет, а также, входит в состав спутников Сатурна и Юпитера. Перед Вами Луна.

На одном из практических занятий ребята пробовали свои силы в написании стихотворений, посвященных теме нашего проекта. Вот, что из этого получилось.

Мы благодарны всем людям, которые с готовностью и большим желанием приходили к нам на помощь в нашей работе. Большое всем спасибо!

Говорят, что человек – венец природы. Так ли это? Ведь природа, создав человека как вид, точно также может и уничтожить его. Мы пришли к выводу, что если каждый из нас будет помнить, что он разумная частичка этого прекрасного мира, под названием Земля, то вполне возможно человечеству удастся сохранить для потомков нашу прекрасную планету!

«Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества — о воде, открывает перед вами... еще большие, неограниченные возможности. И кто может сказать, что вы еще узнаете, еще откроете нового, еще более необычного. Умейте только видеть и удивляться. Вода, как и все в мире, неисчерпаема». (И.В.Петрянов-Соколов)