Цели и задачи урока:
- сформировать представление у детей об орфограмме парный согласный в корне слова;
- повторить и закрепить правила по данной орфограмме;
- развивать у детей навыки логического мышления, анализа и синтеза;
- увеличение словарного запаса учеников;
- формировать навыки коммуникативного общения при работе в группе;
- развивать навыки контроля и самоконтроля.
У: Сегодняшний урок я предлагаю начать с прослушивания гимна нашего класса. Эта песня станет девизом работы на уроке.
Проигрывается песня “Все на свете можешь ты”.
У: Как будем работать соответственно этому девизу? С каким правилом работали на прошлом уроке? У кого были ошибки? Чем мы будем заниматься сегодня? ( Продолжать работать над орфограммой парный согласный в корне, повторять и закреплять полученные знания.)
Выход на тему урока.
Чистописание. На доске написаны две строчки букв:
з б д в ж г
с п т ф ш к
У: Какую закономерность вы видите в данном задании?( На доске написаны пары согласных по звонкости и глухости.)
У: В чем отличие звонких согласных от глухих? Все ли согласные записаны? Почему не представлены непарные согласные?( Непарные согласные всегда находятся в сильной позиции.) Повтор правила.
На доске открывается запись: т…тра…ь, з…во..., м…две…ь, горо…, м…ро..., к…р…нда....
У: Какие буквы надо вставить вместо точек? ( На доске открываются пропущенные буквы. ) Кто допустил ошибки?
У: Что общего у всех этих слов? В чем различие?( Это словарные слова, отличие в том, что одни существительные одушевленные, другие – нет, можно также указать на разное количество слогов.)
У: Какую орфограмму в данных словах мы можем проверить? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании парной согласной?
Выберите любое, наиболее понравившееся вам слово и запишите его вместе с проверочным.
Учитель вешает на доску карточки со следующей записью:
изморо…ь
изморо…ь
У: Вставьте пропущенные буквы. Поясните смысл слова изморозь.( Если дети затрудняются, можно использовать словарь.) Проверьте парный согласный на конце. Что такое изморось? Проверка лексического значения слова по словарю. Проверьте парный согласный на конце. Составьте предложения с данными словами. Запись предложений по группам.
Групповая работа. Капитаны выбирают предложенные учителем задания, для индивидуальной работы в группах. Выборочная проверка по нескольким примерам. Проверка проводится представителями соседних групп. Повтор правила.
Возможные варианты заданий для групповой работы:
Бума…ка, ю…ка, шу..ка, кра…ка, пу…ка, кно..ка, гря…ка, бере..ка, до…ка, фла…ки, тру…ка, бесе…ка, мы…ка, ша…ка, ска…ка.
1. Задание: выберите лодку с буквой. Приведите ее к нужному слову.
2. Задание: восстанови слова.
3. Задание. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.
Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.
Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.
Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка.
Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.
Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.
сладости | |
цветы | |
посуда | |
драгоценные камни | |
мебель | |
птицы | |
овощи | |
орудия труда |
4. Задание. Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова.
Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни….
5. Задание. Сочини слова. Напишите согласные, которые можно поставить вместо точек.
Слова учителя: “Я предлагаю оформить данное правило для будущих второклассников. Как вы думаете, им будет легче, если мы подарим ребятам наш проект по теме, которую мы изучали на сегодняшнем уроке? Давайте повторим тему урока и правило, которое на протяжении всего учебного времени помогало нам не допустить ошибок в написании слов.
Чтобы нашим младшим товарищам было не только познавательно, но и очень интересно работать с данной орфограммой, я предлагаю дополнить наш проект примерами, которые они увидят в виде иллюстраций”.
Учитель показывает заготовку проекта с написанной темой и правилом.
Каждая группа получает по паре слов, которые нужно изобразить наглядно.
Капитаны выбирают конверты с заданиями. В конвертах представлены пары слов, одинаковых по произношению, но различающихся по написанию, например:
плод -- плот
луг -- лук
пруд -- прут
гриб -- грипп
молод -- молот
Слова написаны на одной стороне листа, ребята, работая совместно в группе, оформляют рисунки с противоположной стороны. Готовые работы ученики представляют в классе. Затем проекты убираются в файлы и прикрепляются в папку, вместе с темой урока и правилом, которые заготовлены учителем заранее.
У: Все ли смогли справиться с заданиями? Помогал ли вам в работе наш сегодняшний девиз? Что еще было в помощь на нашем уроке? Оцените свою работу. ( Дети высказывают оценку общей деятельности класса.) Давайте улыбнемся друг другу и скажем слова благодарности за прошедший урок. У нас много интересных и трудных правил. Мы все сможем одолеть.
Домашнее задание в конце данного урока не задается.
Урок апробирован в 3-м классе по программе Т.Г. Рамзаевой.
Используемая литература
А. Ундзенкова, О. Сагирова “Русский с увлечением”, Екатеринбург, 1999год.