Тема: Молоко и молочные продукты.
Задачи:
- Дать представление о значении молока для организма человека.
- Расширить знания о молочных продуктах.
- Познакомить детей с рецептом приготовления сыра.
- Начать формирование привычки есть то, что требуется организму, а не то, что хочется есть.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Кроссворд о напитках
1. Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились. (Компот.)
2. Он морковный и томатный,
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог
Пей скорей полезный … (Сок)
3. Дяденька смеется, на нем шубонька трясется. (Кисель)
4. Напиток, который не только хорошо удаляет жажду, но и способствует повышению аппетита. Он бывает клюквенный, брусничный и др. (Морс)
5. Высококалорийный напиток, содержащий много полезных минеральных веществ, готовится из молока. (Какао)
6. Прозрачная, питьевая,
Ключевая и речная.
Ни запаха, ни цвета,
Что за жидкость эта? (Вода)
Сверху вниз получается слово «молоко».
2. Монтаж о значении молока и молочных продуктов
1-й ученик: Молоко содержит все
основные питательные вещества, необходимые для
развития человеческого организма, а именно:
белки, жиры, углеводы, витамины, ферменты и соли.
2-й ученик: Уже в давние времена молоко
использовали как продукт питания не только в
сыром виде, но и приготовляли из него несколько
видов молочных продуктов: кисломолочные
продукты (простоквашу, кефир, кумыс, йогурт,
творог и творожные изделия, сметану и ацидофилин.
3-й ученик: Значение молока обусловлено
его составом. Молоко покрывает потребность
человека в белках на 16,6 %, в жирах -12,9 % ,в кальции –
на 63,5 % , в фосфоре – 28,5 % , в железе – на 3,3 % , в
витамине А – на 10, 7 % , в витамине В – на 9,8 5 в
витамине В2 – на 31,6 % , в витамине РР – на 2,4 % и в
витамине С – на 4,3%. Молоко содержит и ценные
минеральные вещества.
4-й ученик: Молочные белки являются
особенно ценным питательным веществом. В виде
творога они являются необходимым компонентом в
питании детей. Пожилых людей, незаменимым
лекарством в диетах при всех заболевании печени.
5-й ученик: Другой ценной составной
частью молока является молочный жир. В молоке он
находится в виде микроскопических шариков. Слой
сливок на поверхности молока – это скопление
жировых шариков, поднявшихся к поверхности.
Молочный жир является также важным источником
витаминов. А содержание витаминов в молоке
колеблется в зависимости от времени года и корма.
6-й ученик: Молочный сахар – лактоза –
содержится только в молоке. Он менее сладок, чем
сахар из сахарной свеклы, но зато легче
усваивается.
7-й ученик: Минеральные вещества
содержатся в молоке в виде разных солей.
Важнейшие из них – соли кальция. Молоко, творог и
все виды сыров является единственным регулярным
поставщиком кальция организму. Кроме названных
основных компонентов в молоке имеются и другие,
менее существенные компоненты и газы.
3. Викторина
Учитель. Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите, а некоторые и увидите.
1.«Что делать? Побежала она к молочной
речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси
лебеди»)
2. «Я бы дяде Федору рубашку красивую купил. А тебе, Матроскин, – сепаратор для молока». («Дни рождения в простоквашино» Э. Успенский)
3. «Тотчас она молока для него надоила и в благодарность еще волчоночка подарила. Иван – королевич волчонка отдал в охоту, а молоко принес к жене; а жена, было, надеялась: авось муж пропадет! Пришел и нечего делать, волчьим молоком умылась, окатилась и с постельки встала, как ничем не хворала. Муж обрадовался». («Звериное молоко» Русская народная сказка.)
4. «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и
козлята»)
5. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)
6. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)
4. Инсценировка «Петушок и бобовое зернышко» (готовится заранее)
– Сколько труда вложено в то, чтобы масло попало к нам на стол?
5. Монтаж «Продукты, которые можно приготовить из молока»
- Сливки получают сепарированием свежего молока или снятием жира с цельного молока.
- Сметану получают заквашиванием сливок чистой сливочной культурой.
- Масло получают сбиванием сливок в маслобойке.
- Из молока производят различные виды творога Кислый творог можно получить из сырого молока самопроизвольным его сквашиванием.
- Из молока варят сыр по рецепту.
6. Встреча с бабушкой одного из учеников
Учитель. Ребята, сегодня у нас в гостях бабушка одного из ваших одноклассников (называет имя, отчество и фамилию) Она приготовила для вас сюрприз.
Бабушка загадывает загадку:
«Оно течет, но не вода.
Оно, как снег бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке…» (Молоко)
– Молоко очень полезно. У многих народов его
название звучит одинаково – млеко (польский,
чешский, хорватский), мляко (болгарский), молоко
(украинский, белорусский). Из молока может быть
приготовлено множество других вкусных и
питательных напитков. Например, кефир. Он
«родился» на Кавказе и рецепт этого напитка
длительное время сохранялся в секрете. У горцев
существовало поверье, что если кто – то из них
расскажет о том, как готовить кефир, продаст или
подарит кефирные грибки, это повлечет за собой
Божий гнев – погибнет вся закваска и целый народ
лишится пищи. А родиной йогурта считают Балканы.
Среди мусульманских народов его называют катык,
в Турции – айран.
Далее бабушка рассказывает о том, какие блюда она
готовит из молока, и делится своим секретом
приготовления сыра. Затем она угощает детей
бутербродами с сыром и чаем со сливками.
Звучит песня «Кто пасется на лугу? (слова Ю. Черных, муз. А. Пахмутовой)
7. Конкурсная программа
Учитель.А сейчас поиграем. Игра включает несколько конкурсов:
а) Аукцион «Блюда с использованием молока и молочных продуктов» Победитель или команда победителей, назвавшие большее количество блюд, получают звание «Знатоки молочных блюд».
б) Конкурс «Молочный ресторан» Участники конкурса определяют название молочного коктейля, пробуя его с завязанными глазами. (Абрикосовый, банановый, ананасный и апельсиновый.)
в) Игра «Приготовь блюдо».
Задание: приготовьте блюдо (выберите продукты, необходимые для этого). На столе разложены карточки с названиями продуктов или рисунки.
Рисовая каша.
- вода, молоко;
- рис, пшено, гречка;
- соль, сахар;
- масло растительное, сливочное.
Какао.
- вода, молоко;
- соль, сахар;
- кофе, какао порошок.
Омлет с сыром.
- чай, квас, молоко;
- соль, перец, сахар, горчица;
- яйцо, сухари;
- сыр, картофель;
- сметана, сливочное масло.
Блинчики.
- лимонад, ряженка, молоко;
- горчица, соль, сахар;
- сухари, сода;
- яйцо вареное, сырое яйцо;
- картофельный крахмал, мука;
- масло сливочное, масло подсолнечное.
г) Конкурс «Математический». Складывая и вычитая буквы, у вас получатся названия молочных продуктов.
д) Конкурс «Продолжи пословицы»
Кашу маслом не испортишь.
Где блины, тут и мы.
е) Домашнее задание – «Реклама молочных продуктов». Каждая команда рекламирует один молочный продукт.
ж) Игра-эстафета «Подои корову». На полу нарисованы круги по количеству команд.
Задание: 1-й участник – добегает к кругу и ставит ведро в круг; 2-й участник и несколько последующих – бегут к кругу, и делает три движения, имитирующие дойку коровы или оббегают круг; 3-й участник – бежит к кругу и забирает ведро « с молоком».
9. Заключение
Учитель. Наш разговор о молоке и молочных продуктах подошел к концу. Мы вам желаем крепкого здоровья, учитесь выполнять правила здорового питания: «Нужно есть то, что полезно, а не то, что хочу есть я». Дарим вам рецепт приготовления сыра (раздает учащимся листочки с рецептом).
«Сыр домашний»
3 л молока, 2 кг домашнего творога, 2-3 яйца, 100-150 г сливочного масла, 1, 5 ч.л. соды или разрыхлителя теста, сахар и соль по вкусу.
В охлажденное кипяченое молоко всыпать отжатый творог, размешать, довести до кипения и варить, постоянно помешивая, до однородности. Откинуть на сито. В получившуюся массу добавить яйца, соду, сахар, соль. Выложить на сковородку с растопленным сливочным маслом, хорошо перемешать, запечь со всех сторон до образования румяной корочки. Выложить на тарелку, придать любую форму, остудить.