Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Разделы: Биология


Цель урока: закрепить и обобщить материал темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ.

Задачи урока:

  • систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
  • обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
  • углубить понятие «индивидуальное развитие растения»;
  • закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;
  • дать учащимся представление о формах приспособления растений к различным условиям окружающей среды, о влиянии факторов внешней среды на роль и развитие растений;
  • формироватькомпетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
  • выявить уровень сформированности компетенций выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.

Оборудование: динамическая модель «Растение и его жизнедеятельность».

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, экологические факторы; обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности, используемыми в КИМ, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Личностная значимость изучаемого для школьника: организм – это открытая саморегулирующаяся система.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: контрольно-обобщающий урок, игра.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, принимают участие в составлении динамической модели «Жизнедеятельность растения», делают выводы, работают с инструкцией и картой-заданием КИМ.

Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Закрепление и обобщение материала темы (25 мин.)

Учитель: мы с вами в течение полугода изучали растения, рассматривали внешнее и внутреннее строение цветковых растений, неоднократно говорили о том, что растения, как грибы и животные, являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?

Ответ учеников: все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание (поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего тела), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть.

Учитель: итак, мы с вами пришли к выводу, что растение является живым организмом, так как обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. Но какова взаимосвязь между процессами, протекающими внутри живого организма?

Учащиеся пытаются дать ответ на данный вопрос, учитель помогает и подводит итог.

Учитель: Между организмом и средой происходит обмен веществами и энергией. Как происходит дыхание и какие вещества поглощает и выделяет растение в окружающую среду?

Ученики: в процессе дыхания растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется дыхание.

Ученик: выходит к магнитной доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.

Учитель: как происходит фотосинтез?

Учащиеся: углекислый газ необходим растению для создания (синтеза) органических веществ, которые оно потом использует на строительство клеток своего организма в период роста или запасает для дальнейшего использования в период цветения и плодоношения.

Учитель: процесс фотосинтеза происходит с поглощением энергии. Откуда берется эта энергия?

Ученик: для протекания этих процессов необходима энергия солнечного света. Одновременно с процессом синтеза органических веществ идет и распад сложных веществ до более простых, при этом происходит выделение энергии, которую растение использует на обеспечение различных процессов жизнедеятельности.

Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется фотосинтез.

Ученик: выходит к доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.

Учитель: при сжигании дров в костре или печке сложные вещества окисляются и распадаются до более простых. Этот процесс идет с выделением энергии, которую мы можем ощущать в виде тепла. Таким образом, энергия солнца, накопленная растением при жизни и «законсервированная» в тканях растения, возвращается в виде тепловой энергии. Различные превращения веществ в живых клетках: поглощение, синтез, выделение – составляют обмен веществ. Это один из признаков живого. У нас на доске получилась динамическая модель, демонстрирующая механизмы обмена веществ в растении. Смерть живого организма заканчивается со способностью к обмену веществ. Обмен веществ тесно связан с различными энергетическими процессами. Энергия поглощается растением, концентрируется или расходуется. Эти процессы составляют энергетический обмен организма со средой.
Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаимосвязаны. Какова функция корней растения?

Ученик: корни получают из почвы минеральные вещества и воду, необходимые для жизнедеятельности растений.

Учитель: а каковы функции надземной, зеленой части растения?

Ученик: окрашенные в зеленый цвет органы растения содержат особый пигмент – хлорофилл, обеспечивающий протекание процесса фотосинтеза.

Учитель: вещества, образовавшиеся в каком-либо органе растения, чаще всего не откладываются здесь же, а перемещаются в другие органы растения. Приведите примеры таких перемещений веществ и укажите их на схеме. Запасенные питательные вещества растение тратит на рост и развитие потомства. Для растений в отличие от животных характерен постоянный рост на протяжении всей жизни. Подумайте, откуда происходит название растения? За счет чего происходит рост растения?

Ученик: рост различных растительных органов происходит за счет деления и растяжения клеток.

Учитель: но для такой слаженной работы всех точек роста необходимо какое-то управление ими. Учеными были обнаружены особые вещества, регулирующие слаженность всех ростовых процессов. Они получили название «гормоны роста», вырабатываются различными клетками образовательной ткани и передвигаются по растению, регулируя рост отдельных участков растения. Что такое развитие?

Ученик: это качественные изменения, происходящие в растении.

Учитель: какие же периоды выделяют в онтогенезе?

Ученик: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости и смерти.

Учитель: найдите и исправьте биологические ошибки в тексте. Рассказ с ошибками раздается в печатном виде каждому из учеников [2].

Ученикам дается 3-4 минуты, чтобы его прочитать и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и исправляет.

В жизни цветковых растений можно выделить несколько возрастных периодов. Обычно выделяют четыре возрастные периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.
Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образования семени растения.
В начале образуется зигота – оплодотворенная одним из спермиев центральная клетка. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения – семязачаток.
В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспособными и погибают. Науке не известны случаи сохранения семян жизнеспособными в течение более длительного времени.
Период молодости – период от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время проросток молодого растения питается за счет корневой системы материнского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у многолетних.
Период зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий в жизни растения.
Период старости характеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.

III. Контроль знаний учащихся по теме с использованием заданий – КИМ (15 мин.)

Учитель: вы получили карточки-задания, инструкции для выполнения работы и бланки ответов (Приложение 1). Внимательно прочитайте инструкцию к работе и задание. Выполняйте работу в бланке ответов аккуратно.

Список использованной литературы:

1. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2005.
3. Калинова Г.С. и др. Дидактические карточки. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. 6 кл. – М.: Изд. Школа-Пресс, 2001.
4. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
5. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2006.
6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М.: Просвещение, 2006.
7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2004.
8. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005.