Урок: Математика.
Тема: Деление суммы на число.
Цель: 1. Рассмотреть правило деления суммы на число.
2. Учить детей находить удобный способ при решении примеров вида: 48 : 8, применяя правило “Деление суммы на число”.
3. Совершенствовать умение делать проверку деления умножением, умения решать задачи с буквенными данными.
4. Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять сходство и различие в наблюдаемых явлениях.
Воспитательная цель: Довести до сознания учащихся необходимость соблюдения любых правил.
Оборудование: Рисунки со знаками дорожного движения, схемы-опоры для решения примеров и задач, таблица с числами.
Ход урока
1. Организационные моменты.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
- Запишите число, классная работа и приготовьтесь слушать меня.
2. Самоопределение деятельности
- Хочу, ребята, вашему вниманию предложить песенку.
- Хотите узнать, о чем она? (отвечают учащиеся)
- Тогда слушайте:
Песенка о правилах
(не сообщается)
Везде и всюду правила.
Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
- Кто желает сказать: “О чем эта песенка”?
- Правильно. О правилах.
- А как вы поняли фразу: “.. .везде и всюду правила”?
- К чему нас призывает песенка?
Обобщение: Необходимо соблюдать везде и всюду правила, так как они помогают нам выполнять правильно действия, обезопасить свою жизнь от несчастных случаев.
3. Актуализация знаний
- Скажите, а на уроке математики мы изучаем правила? Какие? Приведите пример.
- Для чего мы их изучаем? А как вы думаете, мы все правила изучили?
- Давайте определим, какую работу мы будем выполнять на уроке (на доске запись с пропуском слов, учащиеся определяют, какие слова пропущены): “Будем правила применять и новые знания, умения получать”.
- А в помощь мы возьмем вот что. Отгадайте загадку (загадка о дорожных знаках):
По обочине дороги,
. (дорожные знаки)
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Все, что нам они велят
- Правильно. И вот первый знак.
- О чем он говорит?
(Внимание,Опасность!)
- Потренируем свое внимание, которое необходимо нам в жизни.
Задание 1.
- Посмотрите на 1 ряд чисел. Установите, по какому признаку они записаны.
- Найдите лишнее число:
1) 12, 15, 16, 30 (30 - как круглое; 16 - не делится на 3)
2) 49, 56, 64, 7 (7 - однозначное число; 64 - не делится на 7)
- Какие знания вам помогли найти лишнее число?
Задание 2.
1) 80:4*3 :2 = 30
2) 90 : 3 + 27 : = 30 + 9 = 39
- Хотите узнать, какой дорожный знак задал это задание? Отгадайте загадку:
Полосатая лошадка
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (переход)
- Найдите значение 1 выражения.
- Какое правило использовали при решении примера? (В выражении без скобок, если только сложение или вычитание, или умножение и деление, то действие выполняют по порядку).
- Найдите значение 2 выражения. Объясните, как вычисляли. Какое правило применяли? (В выражениях без скобок сначала выполняют умножение и деление, а затем сложение и вычитание).
- Переходим к следующему заданию:
Задание 3.
- Узнайте, о каком предмете идет речь.
Чтоб тебе помочь
(светофор)
Путь пройти опасный.
Горят и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
- И мы видим, что светофор показывает красный свет. Поднимите руку, кто знает, что обозначает красный свет? (Красный свет хода нет!)
- Чтобы дальше нам идти, нужно примеры решить и зеленый свет включить.
4. Открытие нового.
- Посмотрите на выражения:
(6 + 20) + 2 = - Кто что заметил?
(6 + 20) – 2 = - Прочитайте выражение.
(6 + 20) * 2 = - Чем отличаются эти выражения?
(6 + 20) : 2 = - А как вы думаете, результат изменится?
Самостоятельная работа в тетрадях:
Проверка: Назовите значения данных выражений?
Почему разные результаты?
Работа над выражением: (6 + 20): 2 =
Рассматривается правило “Деление суммы на число”
Первичное закрепление (правила стр. 82). Задача № 1 используется, если детям трудно осознать способ деления суммы на число.
- Светофор показывает желтый свет. Что он означает?
- Приготовьтесь выполнять следующее задание.
Задача 2. Творческого характера
Вот 2 сорта конфет. Сколько бы вы взяли каждого сорта конфет для своих друзей? ( У доски 3 человека делят конфеты для своих друзей)
Итог: Каждое слагаемое должно делиться на число друзей.
Задача 3.
Разделить 48 конфет на 4 друзей. Как это сделать? (Выслушиваются ответы учащихся, запись на доске, затем обращаемся к учебнику на стр. 82 упр. 3):
48: 4 = (40 +8)= 48 : 4 = (36 + 12): 4 =
48 : 4 = (28 + 20): 4 = 48 : 4 = (32 + 16): 4 =
48 : 4 = (24 + 24): 4 =
- Какие еще способы можно придумать?
- Изменился ли ответ?
- Какой из этих способов самый удобный?
- Что обозначает в числе цифра “4”, а что “8”?
Вывод: Если десятки и единицы делятся на число, то удобнее представить его в виде суммы разрядных слагаемых.
Составим алгоритм действий:
Как разделить двузначное число на однозначное?
1. Посмотреть на что? (Десятки и единицы)
2. Для чего? Если делится на число, то представляем в виде разрядных слагаемых, если нет, то в виде удобных слагаемых из таблицы умножения).
3. Делю каждое слагаемое.
4. Складываю результаты.
Вывешивается опорная схема:
- Скажите, вы открыли для себя что-то новое?
- Загорелся зеленый свет. Путь открыт.
Ф-ка
Шли из школы мы домой,
Видим - знак на мостовой.
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
- О чем сообщает этот знак?
(Музыка быстрая)
- Представим, что мы едем на велосипеде.
Учитель сигналит:
5. Закрепление с объяснением.
Круглый знак, а в нем окошко.
Не спешите сгоряча.
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича?
Въезд запрещен
- На доске вы видите примеры.
- Используя алгоритм рассуждения решаем примеры:
39 : 3 = (30 + 9): 3 = 30 : 3 + 9 : 3 = 10 + 3 = 13
13 * 3 = (10 + 3) * 3 = 10 * 3 + 3 * 3 = 30 + 9 = 39
52:4 =
84:2 =
Самостоятельно (2 ученика у доски):
75*5 =
91 :7 =
Самопроверка
Дополнительно:
96 : 3 =
72 : 4
42 : 3
х * 3 = 96
х * 2 = 82
82 : 2 =
65 * 5
78 : 6
Итог: Какое правило использовали при делении двузначного числа на однозначное?
6. “Блиц- турнир” стр. 83 № 8
Я хочу спросить про знаки.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
- Этот знак предлагает провести Блиц-турнир — кто быстрее и правильнее решит задачи:
- Какие из задач подходят к схемам.
7. Итог урока (на доске) - дополнить слово
Число двузначное Делю на однозначное Обращаю внимание Сначала на десятки Затем на единицы Правило применяю Удобным способом разделю |
8. Домашнее задание:
1.№5стр. 82.
2. № 10 стр. 83
3. Составить 6 примеров на деление вида 48 : 8.
- Выбрать любой номер.
- Закончить урок хочу словами из песенки:
По городу, по улице
(Я. Пинулов)
Не ходим просто так:
Когда не знаешь правило
Легко попасть впросак.
Всё время быть внимательным.
И помни наперед
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!