Математика. Тема: "Деление суммы на число". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок: Математика.

Тема: Деление суммы на число.

Цель: 1. Рассмотреть правило деления суммы на число.

2. Учить детей находить удобный способ при решении примеров вида: 48 : 8, применяя правило “Деление суммы на число”.

3. Совершенствовать умение делать проверку деления умножением, умения решать задачи с буквенными данными.

4. Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять сходство и различие в наблюдаемых явлениях.

Воспитательная цель: Довести до сознания учащихся необходимость соблюдения любых правил.

Оборудование: Рисунки со знаками дорожного движения, схемы-опоры для решения примеров и задач, таблица с числами.

Ход урока

1. Организационные моменты.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

- Запишите число, классная работа и приготовьтесь слушать меня.

2. Самоопределение деятельности

- Хочу, ребята, вашему вниманию предложить песенку.

- Хотите узнать, о чем она? (отвечают учащиеся)

- Тогда слушайте:

Песенка о правилах (не сообщается)
Везде и всюду правила.
Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

- Кто желает сказать: “О чем эта песенка”?

- Правильно. О правилах.

- А как вы поняли фразу: “.. .везде и всюду правила”?

- К чему нас призывает песенка?

Обобщение: Необходимо соблюдать везде и всюду правила, так как они помогают нам выполнять правильно действия, обезопасить свою жизнь от несчастных случаев.

3. Актуализация знаний

- Скажите, а на уроке математики мы изучаем правила? Какие? Приведите пример.

- Для чего мы их изучаем? А как вы думаете, мы все правила изучили?

- Давайте определим, какую работу мы будем выполнять на уроке (на доске запись с пропуском слов, учащиеся определяют, какие слова пропущены): “Будем правила применять и новые знания, умения получать”.

- А в помощь мы возьмем вот что. Отгадайте загадку (загадка о дорожных знаках):

По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Все, что нам они велят
. (дорожные знаки)

- Правильно. И вот первый знак.

  • О чем он говорит?

(Внимание,Опасность!)

- Потренируем свое внимание, которое необходимо нам в жизни.

Задание 1.

- Посмотрите на 1 ряд чисел. Установите, по какому признаку они записаны.

- Найдите лишнее число:

1) 12, 15, 16, 30 (30 - как круглое; 16 - не делится на 3)

2) 49, 56, 64, 7 (7 - однозначное число; 64 - не делится на 7)

- Какие знания вам помогли найти лишнее число?

Задание 2.

1) 80:4*3 :2 = 30

2) 90 : 3 + 27 : = 30 + 9 = 39

- Хотите узнать, какой дорожный знак задал это задание? Отгадайте загадку:

Полосатая лошадка
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
(переход)

- Найдите значение 1 выражения.

- Какое правило использовали при решении примера? (В выражении без скобок, если только сложение или вычитание, или умножение и деление, то действие выполняют по порядку).

- Найдите значение 2 выражения. Объясните, как вычисляли. Какое правило применяли? (В выражениях без скобок сначала выполняют умножение и деление, а затем сложение и вычитание).

- Переходим к следующему заданию:

Задание 3.

- Узнайте, о каком предмете идет речь.

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горят и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
(светофор)

- И мы видим, что светофор показывает красный свет. Поднимите руку, кто знает, что обозначает красный свет? (Красный свет хода нет!)

- Чтобы дальше нам идти, нужно примеры решить и зеленый свет включить.

4. Открытие нового.

- Посмотрите на выражения:

(6 + 20) + 2 = - Кто что заметил?

(6 + 20) – 2 = - Прочитайте выражение.

(6 + 20) * 2 = - Чем отличаются эти выражения?

(6 + 20) : 2 = - А как вы думаете, результат изменится?

Самостоятельная работа в тетрадях:

Проверка: Назовите значения данных выражений?

Почему разные результаты?

Работа над выражением: (6 + 20): 2 =

Рассматривается правило “Деление суммы на число”

Первичное закрепление (правила стр. 82). Задача № 1 используется, если детям трудно осознать способ деления суммы на число.

- Светофор показывает желтый свет. Что он означает?

- Приготовьтесь выполнять следующее задание.

Задача 2. Творческого характера

Вот 2 сорта конфет. Сколько бы вы взяли каждого сорта конфет для своих друзей? ( У доски 3 человека делят конфеты для своих друзей)

Итог: Каждое слагаемое должно делиться на число друзей.

Задача 3.

Разделить 48 конфет на 4 друзей. Как это сделать? (Выслушиваются ответы учащихся, запись на доске, затем обращаемся к учебнику на стр. 82 упр. 3):

48: 4 = (40 +8)= 48 : 4 = (36 + 12): 4 =

48 : 4 = (28 + 20): 4 = 48 : 4 = (32 + 16): 4 =

48 : 4 = (24 + 24): 4 =

- Какие еще способы можно придумать?

- Изменился ли ответ?

- Какой из этих способов самый удобный?

- Что обозначает в числе цифра “4”, а что “8”?

Вывод: Если десятки и единицы делятся на число, то удобнее представить его в виде суммы разрядных слагаемых.

Составим алгоритм действий:

Как разделить двузначное число на однозначное?

1. Посмотреть на что? (Десятки и единицы)

2. Для чего? Если делится на число, то представляем в виде разрядных слагаемых, если нет, то в виде удобных слагаемых из таблицы умножения).

3. Делю каждое слагаемое.

4. Складываю результаты.

Вывешивается опорная схема:

- Скажите, вы открыли для себя что-то новое?

- Загорелся зеленый свет. Путь открыт.

Ф-ка

Шли из школы мы домой,
Видим - знак на мостовой.
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.

- О чем сообщает этот знак?

(Музыка быстрая)

- Представим, что мы едем на велосипеде.

Учитель сигналит:

5. Закрепление с объяснением.

Круглый знак, а в нем окошко.
Не спешите сгоряча.
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича?

Въезд запрещен

  • На доске вы видите примеры.
  • Используя алгоритм рассуждения решаем примеры:

39 : 3 = (30 + 9): 3 = 30 : 3 + 9 : 3 = 10 + 3 = 13

13 * 3 = (10 + 3) * 3 = 10 * 3 + 3 * 3 = 30 + 9 = 39

52:4 =

84:2 =

Самостоятельно (2 ученика у доски):

75*5 =

91 :7 =

Самопроверка

Дополнительно:

96 : 3 =

72 : 4

42 : 3

х * 3 = 96

х * 2 = 82

82 : 2 =

65 * 5

78 : 6

Итог: Какое правило использовали при делении двузначного числа на однозначное?

6. “Блиц- турнир” стр. 83 № 8

Я хочу спросить про знаки.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.

- Этот знак предлагает провести Блиц-турнир — кто быстрее и правильнее решит задачи:


- Какие из задач подходят к схемам.

7. Итог урока (на доске) - дополнить слово

Число двузначное

Делю на однозначное

Обращаю внимание

Сначала на десятки

Затем на единицы

Правило применяю

Удобным способом разделю

8. Домашнее задание:

1.№5стр. 82.

2. № 10 стр. 83

3. Составить 6 примеров на деление вида 48 : 8.

- Выбрать любой номер.

- Закончить урок хочу словами из песенки:

По городу, по улице
Не ходим просто так:
Когда не знаешь правило
Легко попасть впросак.
Всё время быть внимательным.
И помни наперед
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!
(Я. Пинулов)