Цель: Раскрытие особенностей внутренних вод материка, режима рек.
Задачи:
- Совершенствовать умение анализировать и сопоставлять различные карты.
- Отработать умение учащихся работать по статистическим данным.
- Сформировать представление о внутренних водах Северной Америки.
- Рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения.
- Познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами.
- Продолжить формирование умения составлять характеристику реки.
- Воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, атласы, настенные карты (Северная Америка, физическая карта полушарий), презентация (Приложение).
Ход урока
1 слайд
Что относится к внутренним водам? Посмотрите на физическую карту Северной Америки и скажите, какими внутренними водами богата Америка?
2 слайд
Работа по карте. Учащиеся называют и показывают по карте, какими внутренними водами представлен материк. Равномерность распределения вод.
3 слайд
Далее в ходе беседы выясняется, какие крупные реки протекают по территории Северной Америки.
4 слайд
Работа со статистическими данными, учащиеся сравнивают реки Северной Америки с другими реками мира, делают выводы, об особенностях рек изучаемого материка.
5 слайд
С помощью учителя или самостоятельно заполняют блок-схему, работая по картам.
6 слайд
Проверка выполненной блок-схемы.
7 слайд
Знаете ли вы…. Учитель рассказывает об особенностях Большого Каньона.
Затем постановка проблемного вопроса: откуда реки берут воду, каковы основные источники питания рек Вам известны, как Вы думаете, какой тип питания характерен для Северной Америки?
8 слайд
Далее работа по диаграмме.
Далее вывод: Режим питания рек Северной Америки – ледниковый. Наиболее ярко выражен в Гренландии. Широко представлен ледниковый режим питания рек в горных районах от бассейна р. Колумбии и севернее, в Кордильерах. Кроме того, в Северной Америке разнообразны типы рек со смешанным снегодождевым питанием. Это разнообразие объясняется значительными колебаниями мощности и продолжительности залегания снежного покрова на обширной внекордильерской части материка.
9–10 слайды
Далее учитель объясняет, что материк богат озерами, учащиеся находят и показывают их на карте. Вместе с учителем раскрывают особенности озер.
11 слайд
Раскрывается уникальность системы Великих озер - крупнейшее в мире скопление пресных вод на суше. Великие озера расположены в виде каскада, обращенного в сторону Атлантического океана. Такое расположение создает большие удобства для строительства гидроэлектростанций.
12 слайд
Великие Североамериканские озера соединены между собой короткими реками и образуют водопады.
13–18 слайды
Слушаем доклад одного из учащегося о водопаде (для этого заранее назначаем ответственного).
19–21 слайды
Далее учитель с учащимися выясняет особенности оледенения материка и многолетней мерзлоты.
22–26 слайды
Закрепление материала. Задания, которые не успели рассмотреть, задаются на дом.
В конце урока подводятся итоги. Выставляются оценки.
Литература
- Воробцова Т. Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов». Волгоград.- 2002.- 136 л.
- Большой справочник по географии.-М.: «Олимп», «Издательство Астрель», 2000.- 338 с.
- Перлов Л. Е. Дидактические карточки – задания по географии: 7 класс к учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов». 7 класс»/Л. Е. Перлов.- М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 252 с.
- Физическая география: Справ. Пособие для подгот. отд. и поступающих в вузы/ Г. В. Володина, И. В. Душина, С. Г. Любушкина и др.; Под ред. К. В. Пашканга.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Высш. Шк., 1995.- 304 с.: ил.
- Чичерина О. В. ГИА 2009. География: Сборник заданий: 9 класс/О. В. Чичерина, Ю. А. Моргунова.-М.: Эксмо, 2008.- 368 с.