Урок-тренинг "Как разрешать конфликтные ситуации" для учащихся 5-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели урока:

  • Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации.
  • Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.
  • Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

1. Разминка

Упражнение "Назови чувство"

Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно - отрицательное.

2. Работа по теме занятия.

Упражнение "Конфликт и взаимодействие?"

Цель этого упражнения - продемонстрировать детям что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиях, в которых, есть победители и проигравшие.

Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).

Психолог: "Ваша задача - за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется ой паре, которая наберет больше всего очков (1 касание - 1очко)".

Вопросы для обсуждения:

Как Вы думаете, ребята есть различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща и почему так поступали?

Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание - с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

Как люди договариваются, кто будет решать, а кто - подчиняться решениям?

Упражнение "Конфликтная ситуация".

Психолог: Ребята давайте попробуем разыграть ситуацию "В классе".

Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: "Сейчас же освободи мою парту!".

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:

Можно ли было не доводить дело до конфликта?

Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах. Нужно начать выяснение отношений:

  • с угрозы;
  • с указаний и поучений (надо сначала убедиться, что это парта свободна, а только потом ее занимать);
  • с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
  • с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
  • не обращать внимания (он не достоин моего внимания).

Обсуждаются все варианты, и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Психолог: Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход - СОТРУДНИЧЕСТВО.

Упражнение "Как разрешать конфликтные ситуации".

Психолог выбирает любую конфликтную ситуацию, из тех которые написали дети, зачитывает ее учащимся и предлагает вместе найти способы разрешения конфликта, всевозможные варианты решения проблемы записываются на доске, обсуждаются, какие из них были бы наиболее эффективными. Психолог подчеркивает два лучших.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем причины конфликтов?
  2. Как можно предотвратить конфликт?
  3. Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
  4. Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

3. Домашнее задание

  1. Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся.
  2. Нарисуйте ситуацию счастья и подготовьте рассказ о ней. Рисунок может быть любым: можно изобразить конкретную ситуацию или просто раскрасить листок или изобразить что-нибудь непонятное. Главное, чтобы он передавал настроение.

4. Обсуждение итогов урока:

Все ученики высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.