Цели урока:
- Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации.
- Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.
- Развить навыки общения и разрешения конфликтов.
1. Разминка
Упражнение "Назови чувство"
Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно - отрицательное.
2. Работа по теме занятия.
Упражнение "Конфликт и взаимодействие?"
Цель этого упражнения - продемонстрировать детям что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиях, в которых, есть победители и проигравшие.
Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).
Психолог: "Ваша задача - за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется ой паре, которая наберет больше всего очков (1 касание - 1очко)".
Вопросы для обсуждения:
Как Вы думаете, ребята есть различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща и почему так поступали?
Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание - с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.
Как люди договариваются, кто будет решать, а кто - подчиняться решениям?
Упражнение "Конфликтная ситуация".
Психолог: Ребята давайте попробуем разыграть ситуацию "В классе".
Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: "Сейчас же освободи мою парту!".
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
Можно ли было не доводить дело до конфликта?
Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах. Нужно начать выяснение отношений:
- с угрозы;
- с указаний и поучений (надо сначала убедиться, что это парта свободна, а только потом ее занимать);
- с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
- с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
- не обращать внимания (он не достоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты, и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Психолог: Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход - СОТРУДНИЧЕСТВО.
Упражнение "Как разрешать конфликтные ситуации".
Психолог выбирает любую конфликтную ситуацию, из тех которые написали дети, зачитывает ее учащимся и предлагает вместе найти способы разрешения конфликта, всевозможные варианты решения проблемы записываются на доске, обсуждаются, какие из них были бы наиболее эффективными. Психолог подчеркивает два лучших.
Вопросы для обсуждения:
- В чем причины конфликтов?
- Как можно предотвратить конфликт?
- Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
- Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
3. Домашнее задание
- Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся.
- Нарисуйте ситуацию счастья и подготовьте рассказ о ней. Рисунок может быть любым: можно изобразить конкретную ситуацию или просто раскрасить листок или изобразить что-нибудь непонятное. Главное, чтобы он передавал настроение.
4. Обсуждение итогов урока:
Все ученики высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.