«Счастье человека состоит в том,
чтобы вносить как можно больше
света и теплоты в существование
всех окружающих людей».
Семья – это самое важное, что есть у ребёнка!
Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития младшего школьника очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:
-направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;
-оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;
-укреплять авторитет родителей в семье;
-помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;
-тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.
Свою работу с родителями я строю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы общения:
Индивидуальные:
Изучение семьи:
Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам я провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.
Консультации:
Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями.
Памятки («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника.
Коллективные:
Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута. Визитная карточка собраний творческие отчёты-концерты. Такие собрания мы проводим обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.
С большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты с использованием информационных технологий, знакомят родителей с портфолио учеников, сайтом класса.
В школьных проектах «Наша жизнь» и «Самый классный класс» приняла участие каждая семья.
Совместная полноценная деятельность сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив.
Тематические игры – это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, я считаю, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. То, что знает один родитель, другой может не знать. В семейных олимпиадах 2008 года приняли участие 90% семей 4 «А» класса. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия их творческого потенциала.
Родительские ринги - дискуссионная форма общения родителей, которая помогает им задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: «За» и «против» школьной формы, «Плохие привычки – наследственность или влияние общества».
Конференции - научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе») проводим традиционно раз в год. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре (используем медиа-ресурсы, интерактивную доску). Окончание конференции проходит в форме дискуссии по общей теме.
Переписка с родителями осуществляется по электронной почте, используются ресурсы Net-школы: информирование родителей об успехах их детей; извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей, благодарственные письма. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
На протяжении трёх лет обучения проводилось социологическое исследование родителей. Результат исследования показывает, что они становятся настоящими заинтересованными помощниками. А это очень хороший фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Любое классное или школьное дело никогда не проходит без участия родителей: тематические, информационные, нравственные, спортивные классные часы, родительские уроки, праздники, экскурсии. Например:
- Создание коллективного проекта «Наша жизнь».
- Исследовательский проект «Родословная моей семьи».
- Социальный проект «Хочу помочь людям». Совместные поездки родителей и детей в детские дома и дом престарелых.
- Создание сайта класса и портфолио учащихся, презентаций о семье, учебных проектов к урокам.
- Посещение театров, музеев, экскурсии в Санкт-Петербург, Москву, Тобольск, Екатеринбург, Кунгур.
- Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
- Ежегодное участие в фестивале «Музыкальный серпантин».
Большое место в организации воспитательной работы уделяю эстетическому воспитанию (мною разработана программа «В мире прекрасного»); совместно с родителями, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования мы обучаем детей игре на блокфлейте, синтезаторе, вокальному, литературному, театральному, художественному искусству, проектной деятельности.
Результативность учебно-воспитательной работы с данным классом мы рассматриваем на психолого-педагогических консилиумах, что позволяет выстроить индивидуальную работу, как с отдельным учеником, так и в целом классе.
Все дети класса (100%) заняты в школьных и внешкольных кружках, студиях, секциях. В музыкальной студии в школе занимаются все учащиеся (100%), в кружках математического и гуманитарного направления (98%), танцевальной студии «Светлячки» (10%), в клубе «Энерго» (10%), спортивном клубе «Дорожник» (20%), изостудии «Маяк» (10%), в художественных школах (5%), в музыкальной школе №1 (5%).
Семейные традиции, коллективные творческие дела, высокая мотивация к общественной жизни дают возможность оптимально включать в процесс обучения и воспитания каждого ученика. Позволяют формировать такие качества личности ребёнка, как уважение к старшим, доброта, чуткость, отзывчивость. Анкетирование родителей по организации воспитательной работы с детьми показывает 100% удовлетворённость.
По результатам диагностики ПТК «Результат педагогического процесса» класс показывает высокий уровень самостоятельности (95%), воспитанности (90%), сплочённости (97%), творческого потенциала (83%), хороший уровень обученности (85%), низкий уровень заболеваемости учащихся (3%);
Данная система работы позволяет успешно решать задачи сохранения и укрепления семейных ценностей, формировать активную социальную позицию родителей и учащихся.