Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

- Развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые гласные, правильно проверять слова: изменением числа; подбором однокоренного слова или сверкой со словарём с последующим закреплением.

Задачи:

- Закрепление знаний учащихся о способе проверки безударных гласных в корне.
- Развитие орфографической зоркости, памяти, мышления, письменной речи.
- Воспитание здоровых людей посредством соблюдения динамических пауз, поддержание правильной осанки, переключения с одного вида деятельности на другой.

 Урок относится к типу уроков комплексного применения знаний, умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.
(Приветствие детей и проверка готовности учащихся к уроку)
У. Проверили, всё ли аккуратно лежит на парте?

-Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

II. Минутка чистописания.
На доске написана строчная буква - а 
У. Дайте графическую характеристику букве – а (из каких элементов состоит).
(ученики дают характеристику букве – а)
У. Строчная буква – а состоит из двух элементов. Пишется буква в один приём, без отрыва руки.

III. Словарная работа.
У. Найдите на странице 252 в первом столбике словарных слов 6 слов с безударным гласным звуком – А. Запишите их в тетрадь – ставьте ударения, делите на слоги, подчёркивайте орфограммы: автобус, аллея, аптека, библиотека, берёза, вагон, ворона.
У. Почему эти слова называются словарными?
Д. Потому что в них орфограммы не проверяются.
У. Какой способ проверки существует при написании этих слов?
Д. Сверка со словарём.

IV. Письмо по памяти.
Упражнение в написание слов с безударными гласными.
Текст – на доске:
Голубой в…гон б…жит, к…чается
Скорый по…зд набирает хо… .
Ах, зачем же этот день к…нчается?
Пусть бы он т…нулся целый го… .
У. Какой способ проверки будете применять при написании этих слов?
Д. Изменение числа: поезд – поезда. Подбор однокоренных слов: бежит – бег, качается – качка, кончается – кончить. Проверка по словарю: вагон. Парный согласный в корне слова: ход – ходы, год – годы.
У. Обратите внимание на правописание слов и частей слова (учитель обращает внимание детей на выделенные слова и части слов) – эти орфограммы вы ещё не умеете проверять, поэтому запомните, как они пишутся.
(После проведённой работы, учащиеся пишут текст по памяти. Затем проводится взаимопроверка в парах.)

V. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Работа с учебником – диктант с предварительной подготовкой (стр. 93, упр. 246).
(Учитель предлагает прочитать текст вслух одному ученику).
У. Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
Д. О зимнем вечере.
У. Найдите орфограммы, объясните их написание. Запишем первый абзац под диктовку.
(Проверка написанного текста по цепочке, по одному слову)

VII. Запись слов под диктовку в два столбика
(различение слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными)
Малыш, ребята, пальто, каток, посуда, далёкий, чистота, удивлять, тарелка, корабль, улица, молоток, спешить, ученики.
(Два ученика у доски, один записывает слова с проверяемой гласной, другой – с непроверяемой, но так, чтобы их работа была не доступна для учеников класса и друг друга. Затем они объясняют написанное.)

Итог работы на доске:

Малыш
каток 
далёкий 
чистота
удивлять
молоток
спешить

Ребята
пальто
посуда
улица
корабль
тарелка
ученики

VIII. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, Прямо встань.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
всем улыбки подарить.

IX. Работа в группах по учебнику (стр.92, упр. 245)
Обсуждение в группах, коллективная проверка слов. Самостоятельная запись слов.

X. Восстановление деформированного текста (стр.94, упр.250)
(Дополнительное задание, если останется время.)
У. Обратите внимание на связь предложений в тексте.
Найдите синонимы (сойка, птица, она).

XI. Домашнее задание.
У. Выполните упражнение № 248, используя правила, которые нам помогали на уроке.
* Творческое задание, для отдельной группы учащихся. Составление кроссворда из словарных слов,  записанных в классе.

 XII. Подведение итогов урока.
У. Наш урок подошёл к концу. Какие правила, мы вспомнили на этом уроке?
У. Расскажите, чем отличается наш способ действия при работе с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
Д. Проверяемые – по правилам, непроверяемые – обращение к словарю.
Оценивание учителем работы учащихся на уроке.