Цель урока:
- формирование представлений о биоритмах, теории “трех циклов”; овладение навыками здорового образа жизни и умениями рассчитывать свои биоритмы;
- воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
- развивать познавательный интерес к изучению возможностей своего организма.
I. Организационный момент.
Есть золотое правило: “Хочешь, чтобы твой день стал удачным, начни его с улыбки!”
Давайте все вместе зададим радостный тон всему дню: начнем сегодняшний урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу, теперь гостям, а теперь мне. Как же светло, уютно стало в нашем классе, какие чудеса творит простая улыбка! Будьте уверены: сегодняшний день принесет вам удачу!
II. Вводная часть.
Внимание! В1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…
? О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?
(Если для растения неважны внешние воздействия, значит причина скрыта в нем самом. Бобы сами знают, когда вставать и когда ложиться спать, значит внутри растения есть свои часы. Оно подчиняется своему какому-то собственному ритму.)
И это правильный ответ. К тому же было произнесено ключевое слово нашего урока – ритм. Запишем тему урока…
Цель нашего урока:
- сформировать представление о биологических ритмах, их видах;
- выяснить: какое влияние оказывают биоритмы на работоспособность человека;
- научиться рассчитывать свои биоритмы.
III. Изучение нового материала.
1. Итак, мы выяснили, что ритм – это универсальное свойство живых систем. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.
? Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма.
(– ритмично сокращается наше сердце;
– происходит ритмичная смена вдоха и выдоха;
– сон и бодрствование;
– труд и отдых;
– покой и движение).
Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желчный пузырь, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел. Гораздо меньшая доза препарата, принятая в то время, когда это действительно нужно, принесет большую пользу.
– Мы много раз повторили слово биоритм, настала пора дать определение этому слову.
(Работа с учебником, страница 67)
2. Ритм – это основа жизни. Жить – значит чувствовать ритм, приспосабливаться к нему и использовать его для благих целей. Обратите внимание на ключевые слова этой фразы: ритм– жизнь, жить – ритм.
Давайте попробуем представить это высказывание (очень серьезное) в виде примитивной картинки из жизни. Я вызываю 2-х девочек.
Задание: дискотека, в зале звучит музыка, все танцуют под музыку (ритм), все подчиняются ритму. Учитель начинает двигаться невпопад. Останавливается музыка.
? Почему вы смеялись?
(Двигалась невпопад, не слышала ритма музыки.)
– Но ведь я могу присмотреться, прислушаться, попытаться двигаться так же ритмично, и слаженно, как девочки. Попробуем! Все вместе двигаются, соблюдая ритм.
Примерно то же самое происходит в живой природе. Организм, который по какой-либо причине не хочет или не может вписаться в природный ритм, уходит из жизни. Иногда этот уход длится десятки лет.
3. Каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. В зависимости от характера биоритмов людей можно разделить на три хронотипа: жаворонки, голуби, совы.
Сейчас вы попробуйте определить свой хронотип, для этого откройте на рабочем столе папку “ОБЖ, 10 класс”, тест.
Тест “Определение своего хронотипа” выполните в тетради. Это сокращенный вариант теста Остберга.
Здесь же в папке есть рекомендации для каждого хронотипа, познакомьтесь с ними, для того чтобы понять, живете ли вы согласно биоритмам вашего хронотипа или нет. К этой теме мы вернемся на последующих уроках. Сегодня вводный урок раздела “Здоровый образ жизни”.
4. Рабочий день в большинстве стран мира , в том числе и нашей стране, создан для жаворонков, то есть начало работы приходится на 8–9 часов.
А) Испытывают ли трудности при пробуждении в 6–7 часов жаворонки?
– Нет.
– Голуби, а вы испытываете трудности?
– Легко и трудно в 6–7 часов.
– Совы, а вы?
– Да (в 10–12 часов должны просыпаться).
Б) Совы и голуби, я обращаюсь к вам: что нужно сделать вам, чтобы облегчить процесс раннего пробуждения?
С – мягкий будильник;
– магнитофон;
– сразу встать;
– контрастный или горячий душ;
– кофе;
– энергетический напиток (зеленый чай с половинкой лимона);
Г – контрастный душ;
– кофе.
В) Каким должен быть завтрак, чтобы начать трудовой день с высокой работоспособностью?
Ж – полноценный завтрак, их желудки требуют пищи;
– А как вы завтракаете?
С – стакан минеральной воды, чтобы пробудить желудок или сок, желудок не может переваривать пищу с утра, поэтому совам можно есть кисломолочные продукты, фрукты;
– А как вы завтракаете?
Г овощи, бутерброды, каша, нежирный творог.
– А как вы завтракаете?
– Вы теперь знаете, как правильно вставать утром, и зарядить себя энергией на весь день. Вам необходимо придерживаться распорядка дня для своего хронотипа, так как сбивание биоритмов приводит к депрессии, в результате организм дает сбой в самый неожиданный момент.
– Мы не случайно затронули этот вопрос. Многие компании, фирмы обращают внимание на хронотип. Например, для работы в ночные часы стараются подобрать персонал исключительно из сов. Почему?
(Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака.)
5. В жизни каждого человека есть творческие и бесплодные дни, счастливые и несчастные дни, дни, когда он пребывает в приподнятом или подавленном состоянии. И эти дни легко вычислить, пользуясь теорией “трех циклов”.
Согласно этой теории, человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:
– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения;
– эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение;
– интеллектуальный ( с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.
А теперь слово учителю математики, которая научит вас использовать теорию “трех циклов” во благо себе, рассчитывать свои благоприятные и критические дни.
6. Учитель математики.
Ваши телефоны оснащены программой расчета биоритмов, но дело в том, что компьютер может сделать расчет только на месяц вперед и “вспомнить”, что было месяц назад, а мне бы хотелось научить вас составлять личный график биоритмов на целый год.
Ведь, чтобы сохранить работоспособность и хорошее настроение в течение всего года, нужно знать, что большой объем работы и активный отдых нельзя планировать на периоды спада сил и, если пойти наперекор себе, т. е. напрягаться в “слабые” месяцы, есть риск серьезно заболеть. Так называемый синдром хронической усталости и депрессии часто случается именно в результате сбоя наших биоритмов.
При расчете биоритмов и построении графика нужно использовать свойство периодичности функции синус.
- Посчитайте, сколько дней прошло с момента дня рождения (например, с 7. 10. 1993 года) по 31 декабря 2008 года. Для этого умножьте число прожитых лет (15) на 365, получилось 5475 дней.
- Добавьте по одному дню за каждый прошедший високосный год (1996, 2000, 2004, 2008), т. е. 5475 + 4 = 5479 (число прожитых дней).
- К этому числу добавьте количество дней, прошедших после дня рождения (5479 + 85 = 5564). Всего на 31 декабря 2008 года человеком прожито 5564 дня.
- Рассчитайте физический цикл: 5564 : 23 = 241, 21 остаток, т.е. физическая синусоида прошла 241 полных периода, а остаток 21, это значит, что построение начинается с 21 дня.
- Рассчитайте эмоциональный цикл: 5564 : 28 = 198, остаток 20, т. е. эмоциональная синусоида прошла 198 полных периода, а остаток 20, это значит, что построение начинается с 20 дня.
- Рассчитайте интеллектуальный цикл: 5564 : 33 = 168, а остаток 21,
т. е. интеллектуальная синусоида прошла 168 полных периодов, а остаток 21, это значит, что построение начинается с 21 дня.
Построение графика.
7. Учитель ОБЖ.
– По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2 цикла, или все 3, эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней.
– Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.
Нам с вами ничего не страшно, потому что мы научились высчитывать свои биоритмы. Это умение поможет вам добиться преимуществ в различных областях профессиональной и личной жизни.
7. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.
III. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу, и мне очень хочется узнать, понравился ли он вам. На носу Новый год, давайте все вместе нарядим елочку. Если вам урок понравился и вы узнали что-то новое, повесьте на елку игрушку синего цвета, а если урок не понравился и вы ничего нового не открыли, повесьте игрушку желтого цвета.
Домашнее задание: Параграф 4.2., вопросы.